Дипломная работа художника

Картина «Генерал Доватор», написанная в 1947 году, стала дипломной работой художника Евсея Моисеенко. И хотя автора, бывшего узника концлагеря в Альтенграбове, сразу же приняли в Союз советских художников, его дальнейшее продвижение и официальное признание из-за этого факта биографии было невозможно…

  Ситуация изменилась лишь после смерти Иосифа Сталина. И в 1956 году Евсея Моисеенко избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников. Именно тогда и началось стремительное восхождение этого мастера большого дарования.

Картину ждали
 На дипломной работе Моисеенко «Генерал Доватор», ставшей первым его крупным полотном, изображён легендарный герой войны.

  Художник пришёл к этому замыслу, пережив нелёгкие испытания, но тем не менее сумев сохранить даже в самые трагические моменты своей жизни веру в лучшее.

  Картину все ждали с большим нетерпением. И когда она предстала перед зрителями на защите дипломных работ, её встретили аплодисментами. Понравилась свежесть, энергия и то, как молодой автор раскрыл трудную тему.

 В центре полотна изображён легендарный герой Великой Отечественной войны, талантливый полководец Лев Михайлович Доватор, который совершал глубокие кавалерийские рейды в тыл врага и наводил на противника ужас.

   Благодаря знанию армейской жизни — Моисеено ушёл на фронт добровольцем, автор смог передать будни кавалерии.

Долгая работа
  В основе картины показано столкновение двух враждебных сил, однако сразу заметно превосходство Советской армии. Движение наших войск композиционно завершается торжествующим взлётом всадника в центре — генерала Доватора.

 Евсей Моисеенко долго работал над картиной. Эскизов было выполнено много, однако образ генерала никак не удавался. Герой войны как-то терялся. Наконец, в голову пришла идея — полностью освободить склон для фигуры генерала, а сопровождающего его солдата с лошадью изобразить на втором плане.

   В результате получилось то, что хотелось — всё внимание зрителя тут же концентрируется на полководце…

   Картина «Генерал Доватор» получила отличную оценку. Известные художники Михаил Авилов, Борис Иогансон и другие преподаватели признали произведение Моисеенко выдающимся явлением, переросшим ученические требования.

Художник большого дарования
  Евсей Евсеевич Моисеенко — художник большого дарования и сложной судьбы. В 1931 году он, пятнадцатилетним подростком, отправляется из глухого белорусского села Уваровичи в Москву, где поступает в Художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина на отделение росписи по металлу и папье-маше.

 Учёба в этом заведении давала возможность проходить производственную практику в известных центрах русского народного творчества — сёлах Жостово, Федоскино, Палех, что в будущем найдёт отклик в его творчестве. Довольно часто занятия проходили в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

  В 1936 году Моисеенко приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Перед ним открылись прекрасные перспективы, но занятия прервала война. 5 июля 1941 г. Моисеенко записался добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен, где находился до апреля 1945 года.

 После освобождения союзными войсками, юноша пожелал отправиться к своим. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе…

Творческое рождение
    Много лет спустя в одном из интервью Моисеенко скажет: «Война – это опыт жизни, жизненный багаж. Видишь людей, открываешь характеры в обстоятельствах непредвиденных, в критические минуты, которые высвечивают человека. Ты не наблюдатель сторонний – всё пропущено через твою судьбу, твоё сердце. С позиции этого опыта художник имеет основания судить о многих вещах, о проблемах общих, гуманности, патриотизме, стойкости, зависти и подлости…»

   Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Моисеенко возвращается в институт и приступает к работе над дипломной картиной «Угон советских граждан в фашистскую неволю». Однако за несколько месяцев до защиты диплома отказывается от этой идеи и начинает работать над другим замыслом. И из под его кисти выходит картина «Генерал Доватор». Именно с неё начнётся творческое рождение большого художника.

Генерал Доватор
  Имя генерала Льва Доватора стало таким же символом обороны Москвы, как имена комдива генерал-майора Ивана Панфилова, первой женщины Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, лётчика Виктора Талалихина…

  Лихие кавалерийские рейды по немецким тылам и умение нанести эффективный удар поставили генерал-майора Доватора в число лучших советских военачальников первого, самого тяжёлого этапа войны и сделали его солдатской легендой.

  Напуганные его успехами, фашисты даже объявили награду в 100 тысяч рейхсмарок за голову Доватора.

 После участия в оборонительных осенних боях на подступах к Москве, Особая конная группа генерала Доватора была переименована в 3-й кавалерийский корпус, который всего через шесть дней получил почётное звание 2-го Гвардейского. Но командовать героической частью Льву Доватору оставалось недолго. Генерал-майор Доватор погиб, прошитый пулемётной очередью, 19 декабря 1941 года во время очередной рекогносцировки. Произошло это у деревни Палашкино в 12 км от подмосковного города Руза.

  Вынести тело командира со снежного поля кавалеристы смогли лишь под покровом темноты. Два дня спустя генерал-майор Лев Доватор был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Его именем стали называть танки и самолёты Красной Армии, наводившие ужас на противника.


Рецензии