Старьёвщик

Фарит держит лавку в старом Баку. Не то сувенирную, не то антикварную. Короче, всякую, получается, лавку. Чего тут только нет. Чтобы наладить первоначальный контакт, я, входя в лавку, попытался пошутить:
-В каком вашем кувшине, можно найти старика Хотабыча? Очень нужен.
-Да в любом,- на лице Фарита не "сыграла" ни одна мимическая морщина.
-Так уж в любом?
-Всё зависит о того, дорогой, как долго и быстро ты будешь его тереть. Только я тебе сразу скажу, не те, нынче Хотабычи. Ничего не умеют, бороды все повыдерганные. Толку от них не много.

Теперь мы улыбались оба. Юмор от хозяина лавки "зашёл".
-Проходи дорогой, смотри, покупай. Всё есть. И бывшее и будущее.

Я снова улыбнулся. Хороший этот парень, Фарит. Не хотелось его обнадёживать, поэтому решил сразу предупредить:
-Посмотреть могу, а вот покупать ничего не буду.
-Что так? Бедный?

Ах. А он ещё оказывается и не плохой психолог.
-Я на распутье. В данный момент ничего не коллекционирую. Надоело.
-Отлично дорогой. Я тебя хорошо понимаю. Сам такой. А чай пьёшь?
-Чай? Пью, конечно. Кто ж от хорошего чая откажется?
-Вот есть отличный старинный чайник. Чай из него сродни молоку горного козла. Бодрит и показать друзьям не стыдно, всего двести манат. Проходи, я тебе всё покажу.
-На чайник посмотреть могу, но отдавать за него почти восемь тысяч родных, деревянных, желания нет. Не настолько я люблю чай.
-Понял тебя, дорогой. Я тоже думаю, что это дорого. Но что поделаешь, вещь старая. Не каждый может себе позволить. Может тогда, стакан? Всего пятьдесят манат.

Я, с укоризной посмотрел на хозяина лавки. Сказал же, что ничего покупать не буду, а он...
-Понял, понял дорогой. Стакан не нужен. Есть отличная мельхиоровая ложечка, всего пятнадцать манат. Гляди.
-Действительно, очень красивая ложечка. Пятнадцать говоришь?
-Да. Пятнадцать.
-Ну... пятнадцать манат, наверное не дорого.
-А я что тебе говорю! Вот и коробочка от неё. А вот и соседи.
-Какие соседи?
-Другие, пять ложечек. Всего их шесть. Набор за девяносто манат.
-Ну, ты и хитрец. Не надо ложечек!
-Понял, дорогой. Ничего предлагать больше не буду. Ходи, смотри, трогай.

За бесплатно трогай. Если что понравится...

В лавку вошли три молодых человека, весело что-то обсуждающие между собой.
-А у вас нет, случайно, монетки в три рубля пятьдесят восьмого года? Ищу вот. Я б купил. Родителям подарил бы на день рождения,- спрашивает самый молодой из них.
-Посмотри дорогой,- отвечает Фарит,- и указывает на большущий поднос с советскими монетами.

Парни, в течении десяти минут тщательно перебирают его содержимое. Я же пока, произвожу детальный осмотр магазина. Да, тут действительно много "прошлого". Причём, особенностью таких магазинов в Баку, является хранение и продажа и таких вещей, которым место на мусорке. Вот пупс с отломанной рукой. Вот стопка блюдец со сколами. Вот дырявая армейская фляга.

Но много и хороших вещей. Особенно много красивого металла. Подстаканники, турки, чайники, вазы, ложки, ножи. Везти это всё через аэропорт, проблематично. Могут попросить оставить раритет, а самому лететь дальше. Тут интересно, есть что посмотреть и вспомнить былые времена.
-Нет, у вас нет нужной монеты!- говорит парень.
-Нет? Может другую возьмёте?- спрашивает Фарит.
-Нет. Нужна эта, родители пятьдесят восьмого года.

Они ушли и мы, с хозяином лавки, вышли на улицу, на солнышко.
-Странно,- говорю,- Я, конечно, не нумизмат, но по-моему монеты в три рубля 1958 года не существует. Да и парень этот, скорее внук людям, родившимся в том году, чем сын.
-Почему нет? Есть. Есть такая монета. В хорошем состоянии больше тридцати тысяч долларов стоит,- спокойно отвечает Фарит.
-Так ты знал? Ты знал, что они ищут раритет за копейки.
-Конечно знал. Я не первый год лавку держу. И таких покупателей, за сезон, сотнями встречаю. Они почему-то думают, что в Азербайджане никто не знает, что по чём.
-А почему не сказал им?
-А зачем? Сказал бы сразу, они ушли бы. А так, могли купить что-то другое. Да и люди в магазине, пусть даже и ничего не покупающие, привлекают других, покупающих что-то. Это игра, понимаешь, дорогой. Они со мной играют, а я с ними.

Мы улыбнулись друг другу.
-Всё,- говорю,- Игра закончена, я в отель. Спасибо за экскурсию и психоанализ поведения покупателя и современного старьёвщика.
-А насчёт ложечки подумай. Меня Фаритом зовут. Я буду тут для тебя, работать каждый день, дорогой.


Рецензии