Бабушка

БАБУШКА
       У меня, как почти у каждого человека, было две бабушки. Мама моего отца, Ефросинья Ивановна жила в нашей семье, когда мне было пять лет. Бабушка была строгая, болела. В молодости, ещё при старом прижиме, по слухам, она была певица и пела в каком- то известном хоре. Руководитель ансамбля пытался жениться на Ефросинье. Но молодой скрипач Антон Зиновьев увёл певицу, поженились, уехали на новые земли, нарожала она ему детей. Случилась революция, колхозы и война.  На войну ушли три сына, вернулись два. В моей судьбе бабушка сыграла не малую роль. Когда я родился, назвали меня Фёдором, и несколько дней я был Федя. Бабушка пошла в Сельский Совет, чтобы получить документ, метрика назывался этот документ, и переименовала меня. Я перестал быть Фёдором. Стал именоваться  Вячеслав. Она была грамотной, следила за политикой, читала книги. Вячеслав Михайлович Молотов был вторым человеком в нашей стране. И я, благодаря бабушке стал тёзкой Молотову. Запись в книге осталась Фёдор, а метрика Вячеслав. Благодаря моей непростой жизни, часто возникали у меня непонятки. Когда возникала необходимость проверить, кто есть я, в районный отдел записи приходил работник, и, взяв книгу, находил Фёдора Михайловича.  Папа и мама и день, и место рождения, всё моё.  А Славик никто, нет его нигде. Бабушка умерла, когда я ещё был маленьким.

   Хочу немного рассказать о другой моей бабушке, бабушке  Наташе. О бабушке моей я знаю мало. Когда я был ребёнком, бабушка иногда рассказывала нам, детям сказки. Рассказывала о боге. Показывала  нам, как правильно креститься. Об  Авеле и Каине, показывала на луну, которая называлась месяц и говорила, что братья поссорились и один из них вонзил в другого брата вилы и на луне видно это событие. Потом, когда я вырос и начал ходить на свидания. Приходил поздно, бабушка ждала у двери, и я слышал, как открылся крючок, входил, а бабушки уже нет. Она просто оберегала меня от гнева моих родителей. Ночью не спала, ждала меня.

    Это об отношении ко мне, одному из большого числа её внуков. Бабушка моя отправила на страшную войну пять сыновей своих и самую младшую дочку, пятнадцатилетнюю Дусю взяли в трудармию. Из войны  вернулись двое. Сын Григорий, пришёл слепым и сын Василий,  с ранениями, но целым. Дочка Дуся тоже пришла живой. Вышла замуж. Родила троих детей.
    Пишу, не получается. Бросаю, думаю. Хочу написать так, чтобы все узнали, что жила такая женщина. А рядом с ней жили, трудились, детей растили такие же женщины и на их плечах, на их руках жила и поднималась наша Родина. Их дети строили, защищали на войне и восстанавливали после войны.

    Я в третий раз хочу написать о бабушке Наталье, Наталке, Наташе. Не получается. Я хочу написать не рассказ о бабушке моей, хочу книгу написать. Не получается. Жизнь ведь она прожила не маленькую. Я в этой жизни ни чего толком и не знаю. Бабушка для меня не родная. Родные мама. Папа, братья и сёстры. А бабушка больше чем родная. Я часть её. Слов у меня не хватает, как мне открыть перед вами, дорогие мои читатели, Душу мою, чтобы Вы своими глазами увидели. Руками пощупали и узнали. Как я люблю бабушку мою.
 Жизнь бабушка моя прожила такую же, как и её соседи. Работала, рожала детей, растила, дети тоже росли в труде. Женились. Деток растили, пришла страшная война и они, оставив жён с детьми, ушли воевать. Пятеро. Вернулось два. Один слепой с синим лицом и без глаз. Огромные мужики, сильные и телом и духом. Жила бабушка в деревне Ермаковка. Большое озеро Сары куль. Пресное. Попал я в Ермаковку в пятом классе. Пешком пошли через озеро по льду. Семь километров. Лошадь с санями с нами и учитель Панкин. Имя и отчество его я забыл. Панкин преподавал ботанику. А мы шли в Ермаковку, детям рассказать, каждый о чём то. О траве, деревьях, кустарниках. Я шёл рассказать об абрикосе. В жестяной баночке веточка от берёзы была воткнута и абрикос из ваты, красивый. Абрикос я тогда не видел ни разу, Какой абрикос в Кустанайской области, в Казахстане. Но рассказик я выучил наизусть. Ермаковка тогда была хорошая деревня. Деревянные дома и школа деревянная. Заехал я в Ермаковку и в 75 лет. Разруха. Что хозяина нет, работника нет видно издали. Рядом с домами памятник простой, давно к нему не прикасалась рука человеческая. Я сорвал несколько полевых цветочков. Положил к памятнику, встал на колени, постоял, подумал немного, сказал,- Прости брат, встал и уехал.

   Под памятником лежит председатель сельсовета. В село пришли колчаки. Так рассказывает моя бабушка. Жить стало страшно. Комендантский час. Только зажгли в избе каганец, сразу стук в окно, лошадиная морда. Казак с лошади матом орёт, чтобы огонь потушили. Сельсоветского мужика арестовали. Потом за огороды вывели и заставили копать могилу. Бабушка залезла на крышу  сарая и смотрела. Когда вытащили мужика из ямы, приготовились убивать, бабушка испугалась, шагнула, а в крыше сарая была дыра. Зимой, чтобы светло в сарае было, на дыру клали льдину. Бабушка наступила на дыру и упала в сарай. С тех пор ходила она согнутая пополам. Спину повредила. Мужика конечно расстреляли.

    Однажды, ещё шла война, в Ермаковку привезла кинопередвижка кино. Перед картиной крутили кино журнал. Снят натуральный страшный бой. Во время боя убивают солдат и в одном из смертельно раненных воинов, бабушка моя узнала старшего сына, она вскочила на ноги, закричала, Ванька! И упала, потеряла сознание. Часть кино журнала эту, прокрутили десяток, наверное, раз и односельчане узнали Ивана, старшего сына бабушки моей. После войны, уже на моей памяти, ходили слухи, что Иван Ступник живой, калека. Другие слухи, что живёт он с чужой бабой, но потом дети его нашли и часть, в которой служил отец, и нашли могилу на Курской дуге. Иван был серьёзным человеком. Работал шофёром в МТС в Севастополе. Севастополь, село в Кустанайской области и я там родился. Отец мой работал в Севастопольской МТС, механиком. Рассказывал, что Иван был хороший человек и шофёр от бога.  Доедет куда надо. Нет бензина, зальёт керосин, но приедет и привезёт. Остались тётя Мария и трое детей.
    Второй сын бабушки. Николай. Я о нём мало знаю. Остались жена, тётя Наташа и три дочери. Одна ровесница со мной, а две старше меня.

    Ещё один сын бабушки  моей Фёдор. Призван дядя Фёдор в Армию до войны. Военный журналист, погиб на японской войне в последние дни войны. Осталась жена, имени её я не знаю и дочь Клара.

    Этих троих забрала страшная война. А двое пришли. Самый младший Василий. Попал в плен, несколько раз бежал. Потом партизаны послали молодую женщину,  и она сказала, что он её муж. Немцы отдали. Воевал в партизанском отряде. В одном из белорусских сёл могила его и надпись Василий пулемётчик. Возил он жену и две своих дочери, школьницы, привёл на могилу и в сельсовет. Деревня неделю гуляла, праздновали встречу. Дочки школьницы седьмой восьмой класс. Спросили у председателя сельсовета. Почему многие жители из села ушли в лес и девочек посылают вечером доить коров? Председатель рассказал девочкам, что их папа был пулемётчик и расстреливал из пулемёта предателей и их семьи. Виноватые, родственники предателей ушли в лес, от греха подальше.

   Когда в Белоруссию пришла Красная Армия, Василий был призван  военкоматом  города Пинска и воевал до конца войны.

    Ещё один сын, который вернулся живым с войны через год после победы. Это дядя Гриша. Он пришёл слепым. Лицо синее, как будто татуированное. Мина под ногами у товарища взорвалась. Лицо синее, видимо порох от взрыва пробил кожу. Весь в ранах от осколков. Искорёженные пальцы рук.  Один глаз искусственный, другой забит синими порошинками.  Призван дядя Гриша в Армию за два года до войны. До войны повоевал и был награждён орденом Красной звезды. Я был маленьким второклассником. Мне страшно повезло, я попал в баню с дядей Гришей. Огромный мужчина, воин. Тело покрыто, то здесь, то там шрамами от ран, с синим лицом, слепой, моется в бане со мной. Я спросил у него, А сильно больно было ему, когда получил он эти раны, а то некоторые палец порежут и плачут. Дядя усмехнулся и спросил у меня,- Славик, а тебе больно было, когда ты палец порезал.

    Это люди были особой породы. Дядя Гриша иногда приходил к нам. Они с отцом моим садились в передней хате, курили свои самокрутки, и дым от табака стелился под потолком слоями. Табак был у них разный.  Хотя табак им растила бабушка, но ингредиенты у них были разные. Разговаривали. О чём то - серьёзно говорили, спорили, доказывали. Это были люди, мужики, отцы.
     Я прожил не простую жизнь. Видал многое. Ранен я в голову. Один глаз на моём  лице и не нюхает нос. Но мне кажется, что я не стал ещё таким человеком, как они.  Мне кажется, что я в свои 77 лет ещё наполовину остался пацаном.

 Бабушка моя приехала пожить к сыну своему младшему Василию в Аксай. Не долго пожила. Жена Василия обидела, оскорбила свекровь и бабушка пропала. Ночью бабушка собрала свои манатки, и нет её. Василий, человек не простой, жизнью тёртый. Не стал бегать по улицам маму искать. Соответствующие товарищи доложили, что уже довольно далеко, по рельсам на восток идёт пожилая женщина с чемоданом. Бабушка пошла в Казахстан пешком.

    Бабушка, когда то - очень давно уже шла на восток. Шла пешком, ехала, на чьей то - телеге. Потом поезд довёз её в Казахстан. Молоденькая девятнадцати лет Наталья работала гувернанткой у барыни в Днепропетровске. Гувернантки, или домработницы было две. Бабушка мне рассказывала, что барыня не позволяла посуду тереть золой. Надо было толочь кирпич и кирпичной пылью тереть посуду. Начались перемены. Народ отправляли в Сибирь и другие земли, где была свободная земля. Наташа записалась. Собрала в ридикюль свои вещи и двинулась вместе с переселенцами на восток.
    Как бабушка моя попала в Ермаковку, как вышла замуж за Ефима Ступника, я не знаю. Ступников было три брата. Один мой дед Ефим, Юхим, так называла его бабушка. Другой брат Ефима, он работал в райкоме соседнего района. Семьдесят километров. Иногда бывал у нас. Приезжал в крепкой телеге, запряженной двумя конями. Третий брат жил, где то -  в районе Омска.

    Когда я вырос, я начал задумываться. Как случилось, что мама моя в 16 лет,  от роду. Доярка из колхоза в далёкой Ермаковке,  послана была в Москву на сельскохозяйственную выставку. Думал я, может дедушка, мой Ефим был председатель колхоза и дочку отправил на выставку в Москву. Нет, дед мой умер, когда маме было 9 лет.  После выставки маму мою отправили учиться на зоотехника в город Актюбинск. Есть фотография, молоденькие девчатки, в белых кофточках в беретиках, косы уже обстригли, причёски кудрявенькие. Городские. Не долго музыка играла. Война. Курсы вмиг кончились. Мама оказалась дома и вышла замуж за моего отца. В 1942 году уже меня родила. И пошло, поехало. Нас у неё пятеро.

    Бабушка жила с нами, потом уезжала в Ермаковку. Жила со снохой и внучками. Потом снова возвращалась к нам. У нас появлялась бабушкина шкатулка. Симпатичный, сундучок с бабушкиными ценностями. В шкатулку нам, ребятишкам заглядывать было запрещено. Но самый запретный плод, самый желанный. В шкатулке лежали бабушкины бусы. Маленькие синенькие книжечки. Думаю, что по этим книжечкам бабушка получала пособие. Главное, что лежало в этой шкатулке, это две медали Мать героиня.  Одна медаль Мать героиня. Другая медаль материнства,  какой то - степени.

    С приездом к нам бабушки появлялся и большой, окованный железными полосами сундук. В этом сундуке хранились наряды и вообще одежда.

     Однажды бабушка с мамой перекладывали вещи в сундуке. Бабушка приоделась, не узнать. Оказывается её, уговорили люди, назывались они служащие. Просто кто то -  из местного руководства взял бабушку в служанки или поварихи. Однажды мама послала меня к бабушке. Нашёл я дом. Крыльцо мытое и скоблённое. Сапоги у меня в грязи. Постучал, бабушка нарядная, дала мне пирожок.  Через время пришёл к нам дядя Гриша и сильно ругал мою маму, за то, что отдала мать в работницы. На другой день бабушка была дома.

    Я повзрослел, закончил школу. Стал поглядывать на девушек. Неожиданно увидел я девушку. Хорошая девушка, Воронежская. На целину приехала. Дружить начал с ней. На свиданья ходил. По совхозу за ручку ходили. Решил привести я Галю домой. Подгадал, когда мамы нет. Отец сутками на работе. Уговорил, привёл. Братья и сестрёнки окружили Галю, она быстренько вступила с ними в контакт. Присоединилась к ним и бабушка. Она улыбалась. Спрашивала Галю о чём – то. После она сказала мне, что дивчина хорошая.

   Прожил я с Галей 42 года. Троих детей родила она мне. И жили и работали мы в великой нашей стране везде, кроме Молдавии и Прибалтики.

    В жизни моей встретились мне несколько настоящих людей. Очень жалею, что мало их, настоящих на моём пути мне попалось. Может потому, что их, настоящих вообще мало, а?

    Бабушка одна из этих настоящих людей. Несколько лет мы жили вместе. Я почти ни чего не знал о бабушке. А то, что я знал, я воспринимал, как само собой разумеющееся. Внутри себя я считал, что так всё оно и должно быть. Только когда я уже вырос, хлебнул жизни вволю, то я понял, что жизнь мне подарила человека. Я с нею жил, она обо мне заботилась. Конечно не обо мне одном. Она настоящий большой человек. И я в мои, 77 лет, я очень жалею, что тогда не говорил ей хороших слов, не пожалел ни разу. Хотя тогда это принято было не так, как я сейчас думаю. Надо мной бы смеялись.
 Вырос я, и призвали меня в Армию. Жизнь меня уже слегка потёрла. Получил письмо, где мама моя мне сообщила, что бабушка наша умерла. Перечитал письмо второй раз и заплакал. Заплакал, как маленький ребёнок.
 
    Прощай хороший и большой человек. Вечная тебе память от внуков и правнуков твоих.
 


Рецензии