Славяне! Сказ тринадцатый

Ярило.
   Славяне почитали Ярилу, как бога весеннего пробуждения,
Весенних подснежников, трав и листвы зачатия, весеннего оживления.
Это божество пробуждающей природы, вешнего света.
Ярило ознаменовывал торжество плодотворящей любви в преддверии лета.
    Многие считают Ярило потомком Сварога, некоторые – потомком Велеса.
Вероятно, но это не вносит в сказы о славянах чехарду.
Деревенские жители даже в 19 веке в своём сознании рисовали Ярило красивым, молодым женихом,
Который принимал участие в различных весенних праздниках и подыскивал себе красавицу-невесту.
   Он давал отменный урожай, сильное потомство, изгонял, зиму, холод сильный.
Имя Ярило идёт от слова «ярый» - мощный, всесильный.
    В западных землях недаром было у него иное имя – Яровит.
Корень «яр» различным словосочетаниям себя дарит -
Таким, как:  яровая пшеница, яровые хлеба,
А в женском роде – доярка, ярость, ярина, ярь, яра.
   Яровые, Ярило, ярость, яр (село у северных славян),
Яркость – слова из древности,
Слова эти объединяются понятием - усиления света, яркости.
   Это не случайно - после прихода весны быстро прибавляется день, тепло усиливается,
Оживает всё, растёт, к Солнцу тянется.
   Воскресает Природа в виде великолепной Лады.
А Ярило, растапливая снег, живит землю талыми водами, все ручьям рады!
   Ярило-Солнце   в виде прекрасного, полного сил жениха
Мчится к своей Ладе на своём коне лихо -
Спешит создать семью, чтоб детишек народить и растить, растить  урожай, детёнышей птиц, зверей.
Ярило полную силу набирает к летнему солнцестоянию – вершине летней жизни всей.
   Ярило живёт в любви, правде с землёю, порождая новые жизни в течение лета всего,
А к 22 июня он превратится в Белбога (Белобога),
День этот самый длинный, природа им обласкана, любит его, 
Его состояние – это состояние любого молодого парня, которого зовёт весенняя дорога.
   В четвертый месяц года, сейчас это апрель,
На Руси начинали наиболее важные для всего рода -
Сельскохозяйственные дела, чтобы урожай дарила природа!
   Славянский бог Ярило олицетворяет неистовую любовь  -
Весеннюю новь:
Яростный – означает неукротимый, яровать – неистовствовать,
Ярун – это глухарь в период тока, который не слышит ничего, никого не хочет знать,
Никого не видит, кроме подружки и ревнивого соперника, которого нужно прогнать.
   Существует множество родственных слов, что расскажут о яростных эмоциях,
Которые неподконтрольны рассудку, чужды сомнениям,
Они связаны с плодородием, любовью, словно с природы цветением.
Сторона любви, называемая порой поэтами «кипучей страстью»,
Находится с давних пор под владением Бога Ярилы – под его властью!
   Ярилу спокойно можно именовать славянским богом любви.
Он изображался юным мужчиной: влюбленным, пылким женихом, одетым в белые наряды,
Непременно босым и разъезжающим на белоснежном коне рядом. 
    Согласно поверьям, Ярилой, когда не было рядом мужчин, 
Наряжали в шутку женщину, облаченную в мужские наряды:
Рубашку белую и брюки - и начинали обряды.
Она держала соломенное чучело головы человека в правой руке,
Колосья ржи - в левой руке.
   Яриле на голову надевали венок, сплетённый из полевых первоцветов -
Так на торжества весной наряжали Ярилу, привязывали цветки даже к ногам,
Потом сажали на коня, водили по лугам.
   Ярилу чествовали славяне и ближе к апогею лета.
Обычно молодёжь собиралась за селом, на специальной площадке – «ярилиной плешке»,
Где весь день шумело развеселое гулянье, люди угощались, танцевали,
Чествуя девушку и юношу в белоснежной одёжке,
Декорированной яркими лентами, бубенчиками –
Ярилиху и Ярилу объявляли как бы обвенчанными.
   С приходом вечера жгли множество «ярилиных огней».
Празднества завершались иногда проводами-«похоронами» соломенной подружки Ярилы - Ярилихи
И самого соломенного Ярилы, сгоравшего в вечернем костре с ней.
    Иногда чучела из соломы с глиняными масками выносили на поля
И там оставляли, либо кидали в воду, где они плыли, о празднике всем по течению реки говоря.
   Этими действиями народ говорил как бы: «Повеселились, хватит, пора и честь знать».
Да и некогда было дольше гулять,
Ведь ближе к осени в полях становилось больше работы - пора её начинать!
   Имя Ярилы сохранились в названиях многих славянских сёл и рек – длинных и недлинных:
Ярыловая роща, река Ярынь, Яшиовичи, Ярилово поле, Ярилова долина.
    Кстати, на Ярилиной неделе большую силу имели всяческие заговоры -
На любовь приговоры.
Тёзками безрассудного, юного бога весны были имена, известные на весь мир:
Ярополк, Ярина, Ярослав, Яромир.
    К ежегодно воскресающим и умирающим богам плодородия относится Ярило.
   Многие славяне считали, что  Ярило - 
Сын Бога Велеса, так сказание говорило.
Зимой он выступал под именем Мороз, а весной он – Ярило.
Умирание Мороза и означало в руке на празднике чучело головы,
Появляющейся наряженной с прохладцей, по-зимнему, но мило.
  Ярило -  бог весны, приносящий весну с собой, воплощающий её плодородные силы.
Также от Ярилы зависит своевременный приход этого сезона года,
Осуществление крестьянских надежд на новый урожай и чтобы не тревожила непогода.
  Появляется Ярило всегда в положенное время года, распространяя тепло весны,
Возбуждая плодородную силу в людях, растениях - с радостью!
Он привносит в жизнь природы, жизнь людей - пылкость чувств, молодую свежесть,
Наполняя человека храбростью.
   Ярило (Ярила) стал земледельцем именно из-за отца, поскольку его отцом считают могучего Велеса,
Он стал воином, как и мать его Дива-Додола – богиня грозы, что бывает и над полем, и над лесом.
Появился Ярило от того, что мать Дива понюхала великолепный ландыш,
В который обратился Велес – от этого и появился прекрасный Ярило малыш!
   Богу Яриле подчиняются духи природы, дикие животные, низшие божества.
В зимнее время он превращается в мороз,
Уничтожая быстро то, что народил весной в дни весеннего торжества.
   Ярила - бог страсти, весеннего Солнца, плодородия, любви, бог рождения детей,
Пивоварения, ярости, бог рождения скота, зверей.
   Ярила был супругом Ярицы (Ярилицы), которая изображалась девушкой в белом,
На коне белоснежном, в руке -  с колосками ржи спелой.
   Славяне-язычники верили, что весенний расцвет должен пробуждать любовь людей,
Страсть в человеке, повышать плодородие полей.
   В христианских святцах Ярила сохранился в качестве Николы Вешнего,
А у западных славян он именовался Яровитом, его почитали звероловы, охотники, что верили в него.
    У Ярилы всегда просили большого урожая,
Когда всходили первые яровые, сердца ублажая.
  Ярила был и Вешним Коровьим Богом, Богом-Воином,
Который побеждал Мороз по весне всегда, как и положено у Бога,
Сшибая с Зимы рога.


Рецензии