Фрунзе

Во Фрунзе* я приехал в начале июля 1986 года. Как раз из Москвы, где прожил пять месяцев, с середины января.

Познакомился в Москве с девушкой, которая мне очень понравилась в итоге. Звали её Оксаной. Она училась на первом курсе МИСИ, перешла на второй, сама была из посёлка Кант, что в двадцати километрах от столицы Киргизии.
Дальше учиться в этом ВУЗе не захотела, уехала домой.

Тут у меня на работе возникла проблема, но так как я постановил ехать вслед за ней, то решил этот вопрос кардинально и бескомпромиссно и, как в народе говорят: помчался за бабой.

И вот приехал в знакомый с детства город, который знаю с пяти лет. Последний раз до этого был здесь в конце лета 1981 года.

После Москвы вокзальная площадь и сам вокзал показались малюсенькими, но довольно уютными. Светило яркое южное солнце, всё вокруг цвело и благоухало. От арыков веяло свежестью.

Поехал к тёте на автобусе. Чуть ли не родной маршрут автобуса №37, до переулка Боомского.

Выхожу, место, хотя и знакомое, но уже подзабытое. Пошёл от остановки по улице, ища вывески с названиями и номерами.

Улица вся сплошь зеленая, как в саду: виноград, яблони, да каких только насаждений нет.

Невидно вывесок. Вот в огороде рядом увидел женщину среди кустов, но только собрался к ней подойти, она таинственно исчезла. Глянул туда, сюда, нет нигде. Вот чёрт. Только же была.

Дальше пошёл. Ещё одна женщина копошится, вижу. Направился к ней. Но, увы, лишь сделал я пару шагов в её сторону, и она, как сквозь землю провалилась.

Это ещё что? Чудеса прямо. Пошёл дальше. Наконец, увидел на одном из домов: Переулок Боомский, дом № 25. У тёти номер дома 16. А, значит, рядом. Пройдя по номерам дальше, наконец, увидел знакомые очертания строений.

Тётя Нюра тоже возилась в огороде. Увидев меня, она сначала даже опешила немного, потом только развела руками, обняла и расцеловала, как у нас принято, прослезилась.

-Вот, приехал, - говорю, - не в гости, хочу пожить в городе, поработать.
-Ой, вот молодец, - воскликнула тётя. А я уж так соскучилась по вам всем. Всё одна да одна.

Она была уже пожилого возраста, муж её, фронтовик, дядя Петя,  несколько лет назад умер, сын  с семьёй проживал в Кара-Балте, городе-спутнике, километрах в шестидесяти.

-Ты откуда, вообще, какими судьбами-то? – спросила тётя Нюра.
Мы пока ещё стояли во дворе.

-Из Москвы, там поработал немного, вот решил к вам приехать.
-А, ничего себе, ну пошли в дом-то, рассказывай. Как доехал?

-Да нормально, на поезде, трое суток. А я не пойму, начал искать тебя, никого нет, только подхожу к кому, все пропадают куда-то, прямо наваждение какое-то, - не без удивления начал я рассказывать.

-Ой, ты тут напугал всех. Ты ж по соседнему переулку прошёл. Мы воду-то неофициально берём на полив. А пожарные нас всё оштрафовать грозятся.
Как только они ходят, мы прячемся, не поливаем. А тут ты в рубашке такого же цвета, как у них, целенаправленно ходишь по дворам, вот все и попрятались от тебя. Приняли за инспектора. И я тебя видела, издалека, правда, - пояснила она, улыбаясь.

-Фу ты, ёлки, а я-то не пойму, - рассмеялся я, посмотрев на свою рубашку, она и впрямь по цвету была почти цвета хаки, лишь потемнее и покоричневее слегка. Джинсы-то синие в зарослях не видно было.

Когда я уезжал из Москвы, там было градусов двадцать тепла. Лето 86-го вообще выдалось в средней полосе у нас прохладным, во всяком случае, так было до июля-месяца.

Приехал же в Киргизию и ого, 37 градусов в тени. Это что-то. Но, что интересно, жара сильно не ощущалась. Моя коллега по работе, отдыхая в Сочи, прикупила мне крем для загара, который оказался сейчас очень кстати.

С Оксаной, девушкой, за которой я помчался в Среднюю Азию, мы договорились встретиться в 5 или 6 часов вечера, точно не помню, возле филармонии.

Часика в четыре дня я слегка намазал руки кремом для загара и отправился в направлении означенного места, расспросив у тёти, как туда добраться, ибо никогда раньше в том месте не бывал и филармонию эту в глаза не видел.

Но Оксана мне сказала, что здание очень известное в городе и не узнать его невозможно.

Так и оказалось. Филармония находилась и сейчас, вероятнее всего, находится в центральной части города, недалеко от правительственных, административных зданий, одним словом, всех государственных строений, сплошь сделанных из белого мрамора, включая и её саму.

Там же расположился и известный памятник Манасу*. Стоит этакий исполин на коне, на высоченном постаменте, чем-то похожий на нашего Салавата Юлаева* в Уфе. Оба грандиозны и грациозно-величавы.

Только наш расположился на возвышенности и прямиком устремился в синюю гладь Белой, а тот – на ровной площадке и по направлению от филармонии к проспекту. В руках у Салавата нагайка, он привстал на стременах, вглядываясь вдаль, Манас - с мячом, занесённым снизу, на скаку сражает дракона.

Салават Юлаев – историческая личность, Манас – герой киргизского эпоса.

То ли площадь это длинная, то ли улица очень широкая. Но смотрится там всё величественно и красиво. Даже Макаревич, будучи во Фрунзе с гастролями, это отметил как архитектор.

Явился я на свидание со смутной тревогой в душе. Придёт или нет? Простоял там часа два с лишним. Не пришла.


Продолжение следует:

http://proza.ru/2020/04/23/1737


*Бишке;к (кирг. Бишкек; ранее Пишпе;к, Фру;нзе) — столица Киргизии, город республиканского значения, центр Чуйской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город Киргизии — 1 053 900 чел. (2020).
(взято из Википедии)

*Салава;т Юла;ев (башк. Салауат Юлай улы; 16 (27) июня 1754, по данным БРЭ 5 (16) июня, Текеево, Шайтан-Кудеевская волость, Оренбургская губерния — 26 сентября (8 октября) 1800, Балтийский Порт) — башкирский национальный герой (батыр) и поэт-сказитель (сэсэн). Участник Крестьянской войны 1773—1775 годов, сподвижник Емельяна Пугачёва.
(взято из Википедии)

*Манас (кирг. Манас) — крупнейший киргизский эпос и имя его главного героя — богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.
(взято из Википедии)


Рецензии