А зачем исправлять свою речь? Мне и так хорошо

Зачем, для чего надо исправлять дефекты речи?

То, о чём я сейчас буду рассказывать, построено на словах людей, которые решили исправить - и исправили! -  свою дикцию. Это - рассказы моих клиентов.

Вначале сделаю небольшое отступление:
Капитан Джек Воробей говорит: «Корабль – это не просто киль, палуба и паруса! Корабль Чёрная жемчужина – это свобода!»
И я, перефразируя слова капитана, повторю за ним: «Дикция – это не просто звуки Р, С, Ш! Чёткая дикция – это свобода!»

Вот для чего исправляют дикцию, исправляют произношение, исправляют речь -
Чтобы жить свободно, легко. Быть умным, уверенным. Быть красивым.
Чистое произношение – это свобода!

«Знаете, Юлия Николаевна, когда я знакомлюсь с кем-то, кто обо мне ничего не знает, то вначале этот человек относится ко мне, как к дурачку, – это говорил мне мой ученик – молодой математик, доцент механико-математического факультета МГУ им.Ломоносова, когда мы начали исправлять его речь.  Он продолжал: «Всё правильно! Ведь я и шепелявлю и картавлю. Вот моя речь и выглядит - как у двоечника: бормочу что-то невнятное».

И многие люди с дефектом речи так говорят о себе, подмечая иногда снисходительно-презрительное отношение к себе со стороны незнакомых и малознакомых людей.





«Мысль входит вратами чувств», - писал французский философ Клод  Гельвеций.

Вот кто-то произносит какую-то мысль. И в первый миг мы только ЧУВСТВУЕМ речь, чувствуем слова на эмоциональном уровне – красиво, хорошо ли  они звучат.
И лишь потом мы понимаем СМЫСЛ сказанного.

То есть в самый первый миг мы не понимаем СМЫСЛ речи, а оцениваем БЛАГОЗВУЧИЕ речи!

И, соответственно, чем благозвучнее речь, тем легче мы  понимаем сказанную мысль.

Сделайте вывод. Если наша речь с дефектом, с нарушением, то собеседник уже в самый первый неосознанный миг - плохо её воспринимает, даже отталкивает. И не важно, какая, может быть, очень важная мысль высказана. Первое чувство уже сработало: мысль внутренне оттолкнули! Даже не сознавая этого!

А мы иногда так легко и не задумываясь говорим: «Подумаешь, у меня всего-то один звук неверный!»





«Чтобы идти выше, я должен от этого избавиться! Я должен это исправить!» - именно так говорят о своём дефекте те люди, которые стремятся приобрести новый уровень: в карьере, в знаниях, в жизни. 
Один из моих учеников так говорил: «Дефект речи – это сильный ограничитель. Хочешь что-то рассказать выразительно, красиво, убедительно  – и не можешь!»

Речь – "визитная карточка" любого человека. 
Ежедневно я наблюдаю такую картину: в мой кабинет входит молодой человек (неважно, молодой человек или гораздо старше; мужчина или женщина - это происходит со всеми)- первое впечатление очень хорошее.
Начинает говорить – и начинается дефектная речь - и всё! Впечатление ухудшается, причём резко.





Общество построено на активных коммуникациях.
Внимание современного человека перенасыщено!

Поэтому, если мы хотим, чтобы нас слушали и слышали, надо уметь излагать свои мысли понятно и чётко. И иметь ясную чистую дикцию!





Вы хотите стать красивее? Исправьте дефект речи.

Одна из моих клиенток пришла с жалобой на шипящие звуки – она "шепелявила". Когда мы всё исправили, она поехала на время домой (её мама жила в другом городе).
И мама ничего не знала, что её дочка исправила себе дефект речи.
Когда мама увидела свою дочь, то первыми мамиными словами были: «Ты что - пластическую операцию сделала? Ты стала красивее!»

Дефекты ВСЕХ звуков ухудшают лицо. Потому что: при неправильной артикуляции появляются неправильные тонкие мышечные движения, ненужные напряжения тонких мышц лица.  Всё это становится привычным за годы и привычно делает выражение лица не очень чистым, специфичным.

Особенно, например, это касается шипящих звуков (ш ж ч щ) и свистящих звуков (с з ц). То есть, когда мы шепелявим. Это особенно влияет на мышцы лица, ненужно напрягая губы, поджимая их, язычок мелькает между зубками и так далее. Но и неверный звук Р тоже влияет на выражение лица и, конечно, на саму речь: мы слишком мало раскрываем зубки, мало двигаем губами и удивляемся: «..я как-то монотонно говорю.. что-то я бормочу..»

Поэтому, исправляя дикцию, мы становимся красивее. Я, как логопед, работающий только со взрослыми людьми, каждый раз наблюдаю эту замечательную перемену во внешности моих учеников, когда они начинают говорить чисто.





Внешний и внутренний барьеры из-за дефектов речи.

Психология давно знает следующую особенность любого человека: наш собеседник непроизвольно не склонен слышать то, что ему неприятно или трудно расслышать и понять.

Представляете? Наш собеседник ещё толком нас не услышал, не понял, а уже оттолкнул! Для делового человека – это катастрофа. 

Представьте деловую встречу. И если у нас дефект речи, то наш собеседник не поймёт нас так, как нам необходимо, как бы мы ни старались ему объяснить.  Между нами будет некий внутренний барьер. Между нами будет дефект, дефект речи.

Между собеседниками, если у одного из них есть дефект речи, возникает ещё один барьер. Тоже возникший из-за дефекта речи. Это, я бы сказала, внешний барьер – барьер недопонимания. И тогда слова: «Что?.. Что вы сказали?.. Простите, не понял..» - будут часто звучать в нашей беседе.





Некоторые из моих клиентов – работодатели. Я слышала от них, когда они говорили о ком-то: «Да! Он хороший специалист..»  И сразу добавляли жёстко: «Но он не может представлять нашу фирму!»

И почему же? Всё просто – у этого хорошего специалиста дефект речи, а значит, у него присутствуют в большой степени - комплексы, неуверенность в себе, тихий голос. 

Различные комплексы, неуверенность, тихий голос – верные спутники дефектной речи. (Конечно, вы скажете: есть исключения. Но это те редкие исключения, которые подтверждают всеобщее правило.)





Нередко (вернее, почти всегда)человек с дефектом речи старается замаскировать свой дефект. Многие работают над такой "маскировкой" годами, а в итоге приобретают тихую и невнятную речь. Зато, говорят они, дефект не так слышно и не так заметно...

К сожалению, и слышно, и заметно - потому что ВЕСЬ ОБЛИК РЕЧИ выдаёт то, что у неё (у речи) есть дефект.
 




Для многих профессий чистая дикция – необходимость.

Юрист и врач, психолог и экономист, военный и бухгалтер, продавец и педагог, тренер и лётчик и многие другие специальности требуют чистой дикции.

Представьте, психолог, к которому Вы пришли на консультацию, картавит, говорит нечётко, неуверенно. Вам приходится его переспрашивать, чтобы понять, что он говорит.

Вам понравится такой психолог?





Ко мне пришла деловая молодая женщина, руководитель организации. Назвала своё имя: "Валеия" (то есть Валерия). Она хотела исправить свою речь, чтобы нормально произносить звук Р, перестать его пропускать.

Но её дикция обладала в некоторой степени приятной мягкостью, обаянием,  и она это знала. Все её деловые партнёры и сотрудники привыкли к её произношению. Поэтому она сомневалась: исправлять речь или нет.

Когда я её спросила, тогда зачем она пришла к логопеду, если ей всё в себе нравится?

«Валеия» ответила: «Но мне же не всегда будет 25 лет. И я - что, так и буду всю жизнь картавить!»

Пока мы исправляли, Лера всё время сомневалась и жалела о своём дефекте. И вот я исправила её речь. Сделала аудио-запись её нормального произношения.

Когда она услышала свою новую речь со стороны – она воскликнула: «Всё, Юлия Николаевна! Мне больше не нравится моё старое произношение, я буду говорить только по-новому! С правильным звуком!»

Только норма обладает истинным шармом, только чистая дикция сделает нас по-настоящему обаятельными.

Что такое шарм? Шарм – это очаровательная изюминка, что-то особенное, увеличивающее обаяние человека, делающее человека более привлекательным.

Что такое дефект? Дефект – это повреждение, упущение,
дефект – это болезнь, слабое место, увечье,
дефект – это изъян, ошибка, минус, расстройство, аномалия, порча,
дефект – это дефект!
Дефект – это недостаток.
Недостаток всего: внешности, образования, воспитания!
В дефекте нет шарма! Как не может быть очарования в болезни, в ущербности, в ошибке.

Мы все это понимаем. Просто хотим себя «успокоить», придумывая, что дефект – это и есть наш "шарм".





Один мой ученик, аспирант МГУ, который исправлял звук Р, рассказывал о себе:
«Мой начальник специально работал над своей дикцией, улучшал её. И, когда он входил в мой кабинет, говорил иногда что-то совсем простое, обыкновенное, то я всегда ловил себя на том, что слушаю его речь с удовольствием, как красивую музыку".

Речь – действительно похожа на музыку. Высокоинтеллектуальную музыку.

Более того, чистая речь, дикция – обладает внутренней силой.
О чём писал Ломоносов: «Произношение имеет великую силу».

Причем, это утверждение Ломоносов записал в первых строках Трактата о риторике. Риторика – наука о красноречии, о построении речи, а в начале трактата Ломоносов говорит о силе ПРОИЗНОШЕНИЯ. Силе чистого произношения!

Я бы сказала: чистая дикция  и выразительный голос – победоносное оружие, которое всегда в наших руках. Это – правда!





Чистая дикция – признак хорошего воспитания и качественного образования.

Дорогие слушатели, исправляйте речь своих детей. Чтобы потом не услышать от них заслуженных вами упрёков и укоров. Мне жалуются на своих родителей почти все мои взрослые клиенты, упрекая их, почему те не исправили им речь, когда они были маленькими.

И не думайте, что, когда ребёнок картавит или шепелявит – то это его приятная особенность, шарм. Дефект, недостаток, болезнь речи  – не может быть «шармом».
Вы лишаете своих детей перспектив в жизни, оставляете их наедине с глубокими внутренними трудностями.
Мне приходится уговаривать всех моих клиентов простить и не упрекать своих родителей за то, что те вовремя не позаботились об исправлении их речи.

Дефект речи приносит нам неуверенность в себе.

Чистая дикция дарит нам уверенность в своих силах. Если мы стремимся добиться в жизни определённых успехов и продвижения, то именно уверенность в себе нам поможет.
 




Когда правильно! исправляется дефектный звук, то улучшаются все остальные звуки речи, вся дикция в целом.
Она становится более чёткой и точной.

Улучшается голос: вместо тихого, монотонного, даже сдавленного голос становится уверенным, звучным, свободным.

В некоторых случаях, после исправления звуков, меняется тембр голоса - становится выразительнее и глубже.





Почувствуйте радость, удовольствие от чистой лёгкой дикции!

Когда не надо больше подбирать слова, чтобы не было дефектного звука, не надо заботиться о подборе синонимов (заменять одно слово на другое, чтобы не было дефектного звука), избегать сложных слов, фраз, терминов.

Почувствуйте. Чистая дикция сделает нас свободными. Чистое произношение – одно из огромных удовольствий в жизни!

Это наслаждение – уметь сказать ясно, чётко, красиво!

Мы оденем качественную одежду, которая нас очень украсит. Но ясная чёткая речь не только украсит нас, но и сделает умнее. А жизнь сделает легче!





Кто ясно мыслит – ясно излагает.

И наоборот: кто ясно с чётким произношением излагает, тот ясно мыслит.

В нашем организме всё гармонично взаимосвязано. Без сомнения, такие характеристики, как ясность самой мысли и ясность и чистота выражения этой мысли объединены.

Ясность мысли и ясность и чистота дикции взаимосвязаны.

Это некоторые мои заметки.
С уважением, Юлия Харашкевич.

Фото: из серии "Жизнь и приключения Дефекта Дефектова"


Рецензии