Когнитивный диссонанс

«Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
тут конец перспективы.»
И Бродский
Знаете, мне повезло, толи в силу обстоятельств, толи благодаря воспитанию и случаю, но я практически уверен, что умею мыслить, и даже сказал бы, что делаю это не плохо. Поставленная с детства наука мысли (умения связывать факты) привела меня, однако к ужасающим выводам. И я бы хотел с вами ими поделится.
Конфликт первый:
Я-мир
К 30 годам я оказался в мире чуждом мне в вопросах ценностей и движущих внутренних сил. Что же я вижу?
Мир абсолютно монополярный и дело тут вовсе не в одной стране, а в целом в системе социальных, культурных, экономических образований. Дело вот в чем, для формирования всех уровней устойчивой социо-культурной пирамиды (от асоциальных элементов до светочей культуры и науки) необходимо энное количество людей по разным оценкам для поддержания современного уровня технологического развития эта цифра варьируется от 250млн до 1млрд человек принадлежащих к одному культурному полю. Т.е. именно такое количество людей должно говорить на одном языке, иметь общую культуру, способы коммуникации, ценности, чтобы общество могло в своих недрах сварить достаточное количество талантливых ученых, политиков, управленцев, которые бы сформировали эффективные институты развития. Т.е. чем меньше количество монокультурных людей, тем меньше вероятность выстраивания устойчивой пирамиды в обществе. Так вот, с этой точки зрения англо-язычная культура отстояла свое абсолютное первенство в мире. Английский протестантский меркантилизм, расчетливость, деловитость и целеустремленность являются абсолютной доминантой в мире. При этом именно английская культура формирует сейчас абсолютное большинство культурного продукта в виде сериалов, кино, книг, научных достижений и статей. И чтобы стать частью этого английского мира, ты должен отказаться от национальной идентичности и исповедовать именно английскую культуру. В первую очередь речь, конечно, идет о языке и общем образе мысли. Рассуждая в этом ключе, становится понятно, что на самом деле холодная война была проиграна в тот момент, когда полюс противодействия был смещен в сторону культурной борьбы. Т.е. пока Советский Союз сражался на полях космической гонки, англоязычная культура сделала ставку на формирование привлекательного образа для себя, а советская сторона за счет, агрессивных жестких методов закрепостило развитие русской культуры во всех сферах, кроме науки, что в последствии и сыграло ключевую роль в падении советской империи.
Так вот английская культура мне претит. Само осознание, что моя национальная идентичность в мире ассоциируется с пьянством, беспределом, текущим Верховным лидером и при этом (такой уж разброс) с Достоевским, Толстым, и Гагариным уже содержит в себе неразрешимый конфликт. Чтобы мне вести какие-либо важные исследования или переговоры я обязан исповедовать общие сложившиеся нормы и это верно (в чужой монастырь со своим уставом не лезут), но при этом я теряю возможность развиваться в национальном ключе. Т.е. то что сейчас называют международным (тот же самый проект ИТЭР), на самом деле англо-культурный проект. Безусловно это данность и с ней нужно примерится, но примеряясь с ней я сам с собой договариваюсь, что теперь я обогащаю английскую культуру, вношу вклад в ее развитие, тем более что я понимаю, что конечной целью этого является основной посыл английского миропонимания: важны не взаимоотношения, важна выгода. Если русская культура в своем стержне несет некую борьбу за справедливость, за мир, за понимание человека человеком, то есть во многом она альтруистична, то английская культура все же носитель эгоистических ценностей. Безусловно это мое противопоставление можно оспорить. Но весь исторический процесс показывает что, какая бы заварушка не случилась в мире именно англоговорящие люди оказывались на коне в ее окончании.
Конфликт второй:
Я-человечество.
Ведомое англоязычной культурой и ее порождением - капитализмом, человечество медленно, но верно движется в пропасть. Мы пожираем планету. С эволюционной природной точки зрения все по сценарию. Любой биологический вид получив в руки инструменты, позволяющие ему доминировать в экосистеме рано или поздно займет всю экосистему. Но при этом есть одно но -ограничивающим фактором популяции станут отходы жизнедеятельности. Согласно этому сценарию на Земле должны остаться только люди и их отходы. При этом нужно понимать, что 1% процент популяции владеет 10% всех богатств, а 30% - 90% богатств. Вот такая веселая математика. Т.е. на помойках будут жить 95% населения, оставшиеся 5 наверняка сохранят себе остатки мира. Это не мои выдумки – открытые источники доступны для изучения. Вопросы развития человечества волнуют многих, но что реально делать никто не знает. Так как основными ценностями в мире объявлены богатство, целеустремленность, известность, то такие стимулы могут привести только к дальнейшему опустошению планеты. Таким образом,  я должен для себя решить примкнуть к конгломерату бегущих к богатству или… что или? Вот какие перспективы если нет? Например, я могу сортировать мусор, перестать использовать транспорт, а могу уехать в Сибирь и жить там  натуральным хозяйством. Одни меры — это лишь оттягивание участи планеты, так как потребление чего-либо в любом случае продолжает крутить маховик экономики перераспределения ресурсов, а уйдя за Урал я вычеркиваю себя из участников, этого механизма, но при этом на мое место точно встанет кто-то другой и маховик до меня в любом случае докатится. Система такова что, если ты хочешь путешествовать, развиваться, двигать науку, ты сам с собой должен расписаться в том, что да, я разрушаю планету вместе с остальными, да моим детям или внукам будет много хуже, да я ношу кроссовки, потому что женщины и дети в Бангладеш готовы их делать за доллар в день, я выкину заплесневелый хлеб, хотя дети в Африке умирают от голода. Я должен расписаться в том, что я убиваю будущее своих детей лишь тем, что хочу жить. Виновен ли я в этом? Что делать? Как с этим примирится? Увы, это данность. Безусловно минимизировав свои потребности, экономя воду и электроэнергию, мы все оттянем момент расплаты, но он все равно настанет. Как это не печально, но наше будущее уже написано и написано оно не нами.
Я-страна
Официальная версия такова:
Олицетворение всех глобальных позитивных изменений в моей стране выражено в одном человеке – верховном лидере нации. Все негативное представлено внешним давлением, происками спецслужб, а также бездарностями на местах, которые не исполняют приказы верховного. В стране основной ценностью является сохранение текущего статуса всех действующих элит. Перемены вызовут коллапс и разрушение целостности страны. При этом в мире есть сила, с которой не спорят некая страна А, обладающая абсолютным первенством в большинстве продаваемых технологий и экономики в целом. И страна К, которая обеспечивает основной прирост мирового физического ВВП. Реальность же следующая:
 Стабильность в моей интересна абсолютно всем, так как в силу обширности территорий страна обладает огромными ресурсными базами. При этом большинство ресурсных компаний имеют лишь представительский пакет самого государства, в то время, как базис акционеров составляют представители других стран. В случае политических колыханий есть риск национализации источников ресурсов, а это недопустимо ни одним участником существующего процесса. Именно поэтому политическая стабильность в данной локации будет поддерживаться всеми доступными средствами. В стране поддерживается приемлемый уровень услуг для сохранения стабильности. Так же высокий статус силовых структур для подавления и сдерживания недовольных текущим курсом. Системы образования и здравоохранения медленно деградируют, как и другие государственные институты в силу того, что основной руководящий состав больше уделяет внимания внутренним дрязгам, борьбе за статусные места, коррупции. Отбор руководящих кадров осуществляется в основном не по ключевым компетенциям, а по элитарной статусности. Наука развивается за счет участия в международных проектах, разработок вооружений и технологий связанных с добычей ресурсов. В стране не сформированы институты капитализма. Лобизм в основном представлен прямой коррупционной составляющей. Вся политическая повестка вращается на противостоянии верховного лидера с остальным миром и недовольными, которые согласно официальной пропаганде так же являются представителями иностранных интересов. Если взглянуть более широко то, практически вся страна представляет собой поле иностранных интересов, так как является одновременно источником ресурсов и сбыта произведенной продукции от ширпотреба до высокотехнологичного оборудования. При этом лобизм и дальнейшее расширение иностранного влияния только приветствуется. Не эффективность работы институтов имеет долгосрочные последствия в виде снижения качества кадров, повышение смертности из-за низкого уровня здравоохранения, падение уровня культуры и науки. Население страны стареет, уровень убыли населения остается на высоком уровне в основном компенсируется за счет мигрантов из средней Азии. В стране высокий уровень ВИЧ инфицированных. Стана имеет конфликты с соседними странами с большим количеством Русскоговорящего населения, при этом русский язык и культура в соседних странах не приветствуются и отрицаются в том числе из-за падения общего уровня русской культуры, а также политической ситуации в стране.
Мне, как гражданину страны, имеющему личные амбиции уготовлено несколько сценариев развития:
- Работа в представительстве иностранной компании – наиболее выгодная позиция с точки зрения развития и перспектив.
- Работа в крупной государственной компании или институте власти – позволяет добиться высокого статусного положения в обществе. Однако скорее всего придется столкнутся с политическими играми, и коррупцией.
- Работа в крупной компании -  те же проблемы, что и в государственных компаниях – бесперспективные родственники и друзья руководителей, несогласованная работа и пр.
- Работа в области образования и науки – бесперспективно.
- Организация собственного дела – если дело связано с производством чего-либо, большое количество сложностей, если связано с перепродажей иностранных товаров – возможно развитие.
- Политическая карьера, если без поддержки текущего политического вектора – бесперспективно.
Таким образом если, я захочу что-то сделать для своей страны, то скорее всего я столкнусь с чьими-то личными или политическими интересами. Вообще радеть за страну куда менее эффективно, чем бороться за свои личные интересы – слишком велико давление официальной линии и мало интересно в рамках госкомпаний – другие ценности и цели. Таким образом вырождение альтруистических идей, идей национального развития, патриотизма во властных кругах, а так у большинства активного, продвинутого населения оставляет только два варианта – борьбы за собственные ценности или умерить амбиции и занять нейтральную позицию переключив амбиции и патриотизм на личное развитие. И это еще самый удачный компромисс. Можно просто начать играть по общим правилам уговаривая себя, что если займешь статус, то сможешь что-то изменить… такие попытки мало чем хорошим заканчиваются.
 Т.е. не один сценарий не приведет сколь-нибудь значимым изменениям, как моего само ощущения, как гражданина, так каких –либо сдвигов в окружении.
Я-нация
Я рожден в многонациональной стране. Мои родители украинцы, но и я и они считают себя русскими. При этом в сложившейся ситуации выходит, что моя вторая Родина является оппонентом к моей же Родине. В моем понимании в конфликте на востоке Украины страдают русские люди и русские же люди все это затеяли. Это ужасает и пугает. Развал национального самоопределения русской культуры привел к ее отрицанию и динамичной деградации во всех регионах, где она долгое время была основополагающей и базисной. Целостность пресловутого «Русского мира» рушится и превращается в труху. Под давлением сторонних культур рушатся идеалы и ценности «Русского мира». Нация утопает в внутренних дрязгах, алкоголизме, безответственности, пустословии, блуде, наркомании. Даже официальные цифры пугают. Около 1% населения имеют диагноз алкоголизм, столько же - опиатные наркоманы. При этом это граждане самого активного и трудоспособного возраста. Высок уровень преступности. И я не хочу сравнивать свой народ с кем-то еще. Наш народ явно не «сын маминой подруги» количество проблем социо-культурного характера превышает все разумные пределы. При этом всем я знаю достаточно большое количество безусловно талантливых и прогрессивных людей. Почему сейчас не удается сформировать позитивный вектор социокультурного развития? На мой взгляд тут есть ряд существенных препятствий: колоссальная разобщенность, отсутствие реальных рычагов к изменениям, общая экономическая и политическая ситуация в стране. Новый дивный мир созданный внешней культурой плодит разобщение. Каждый мечтает стать индивидуальностью, популярным, интересным, используя политическую или идеологическую борьбу, как источник собственного пиара. Консолидация в условиях даже мало отличающихся взглядов на деле оказывается практически не возможна, так как каждый уверен, что именно его точка зрения верна. В таких случаях объединяющим должна стать более высокая идеологическая надстройка. Например, у нас есть различие в том, как мы будем строить дом, но мы будем искать лучшее решение, потому что заинтересованы в строительстве дома. Сейчас же никто не верит, ни в соседа, ни в чиновника, ни в нацию. Уровень доверия столь низок, а значимость и различность плавающих в супе российского общества потенциальных идеологий столь сильна, что вероятность, что все это соберется во что-то целое, что заставит поставить интересы страны выше своих минимальна. В итоге русская нация сейчас представляет сплошной разброд и шатание не способное сгенерировать хоть малый ответ на внедрение внешней культуры. И тут речь не о кокошниках и матрешках, а культуре, как комплексе – представлении, что такое хорошо и что такое плохо, что прекрасно, а что ужасно. Единственное, что остается мне это сохранять внутри некую идеализацию русского человека, солдата, крестьянина, рабочего, инженера - тех позитивных образов, что созданы великими писателями, режиссерами и сценаристами.
Я-близкие люди.
Раскол общества на сторонников и оппозицию текущей ситуации в стране проходит в том числе и через мой круг общения. Кто-то выражает острую позицию непринятия текущей ситуации, но оказывается абсолютно обезоружен в плане действий к возможным изменениям, кто-то, кто занял удачную позицию в текущей ситуации сдерживаемой стабильности поддерживает текущую власть, боясь потерять, то что обрели. Большинство же просто сетуют на плохое и говорят о хорошем, увиденном на телеэкране. Раскол пролег по моим друзьям и родным, по их жизни и мировосприятию. В обществе все острее нарастают понятия «свой» и «чужой». Все эти противоречия не могут оставить меня равнодушным, я понимаю, что каждый из них по своему прав. Правы те, кто сидят на теплых местах, в силу своих способностей и навыков возможно смогут локально привнести что-то хорошее в развитие страны, но они же поддерживают систему стабильности, которая на самом деле судя по цифрам является системой медленной деградации, те же кто против чаще всего контрпродуктивны, но правы в том, что если не кричать, что корабль тонет, то через время течь уже будет не устранить. И есть те, кто просто собрал вещи и уехал, потому что там для них есть действительно более перспективные варианты личного развития. Ну и нейтральная позиция равнодушия и смирения, но с криками как же все плохо – самая распространённая национальная черта. Даже мое малое общество сильно расколото и практически не имеет возможности примириться.
Я не настолько глуп, чтобы не понимать, что возможно моя оценка не верна. Поток информации столь плотный, что чтобы выудить из него хоть что-то похожее на правду приходится перелопачивать тонны дерьма. Но если я прав и диссонанс в моей голове, порожденный ситуацией в мире, стране, обществе не мною же выдуманная иллюзия, то будущее, которое ждет меня и мою семью весьма мрачное.
 Недавно мне моя супруга сказала, что единственное, что осталось у нее от веры в человечество, страну и людей это предсказание Ванги. Это и смешно и грустно - все указывает на тьму, но вот есть еще какая-то вера, какая-то надежда, что будет иначе и вера эта исходит от умершей болгарской бабушки.
Лично моя вера в человечество, людей, мою страну себя исчерпала. Похоже пора принять все происходящее, как данность и просто попытаться сохранить в себе русского человека.

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, -
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и - кстати - самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
 И Бродский.



   


 


Рецензии
Рад познакомиться! Верой (в "Добро") могу поделиться - она в моих, увы, нудных текстах. В любом случае, держись, Андрей! И ближних поддерживай. Ты нужен!

Алексей Добров   26.04.2020 22:54     Заявить о нарушении