Испанское зодчество

Испанское зодчество

На территории Испании представлены почти все стили мирового зодчества. Неплохо сохранились многие римские памятники архитектуры, строгие готические соборы, роскошные постройки эпохи Ренессанса и Барокко… Широко представлен каталонский модерн – ярчайшие творения архитектора Антонио Гаудии – Корнета, в зданиях которого (например, храм Сограда – де – Фамилия в Барселоне) сосредоточены сразу несколько архитектурных стилей – от романского до платереско.
В старинных городах, объявленных ЮНЕСКО  Достоянием Человечества, есть много крепостей, церквей, соборов, замков и жилых домов,  в архитектурном облике которых отражены самые разные способы строительства.
Древнеримская архитектура  хорошо представлена в Таррагоне. Это первый римский город на испанской земле,  древняя столица Каталонии, второй по значению порт. Здесь сохранились крепостная стена ІІІв.до н.э., амфитеатр для гладиаторских  боев, цирк, арка Бера, остатки башни Сципиона, христианский Некрополь, акведук Чертов мост и кафедральный собор SantaMaria. В своих строениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие империи. Для их сооружении характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, нарядус колоннами использовались столбы и пилястры. Позже, в Средние века появился Романский стиль – пра – пра – (и так далее) правнук древнеримской архитектуры.
Ренессанс или Возрождение (фр.Renaissance,итал.Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придается симметрии и порядку составных частей. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченном расположением колонн, пилястров и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходят полукруглые арки.полусфера купола, ниши, эдикулы.
В каждом из тринадцати городов ЮНЕСКО есть здания, выстроенные в стиле ренессанс. В Алькале  де Энарес, например, это – некоторые части крепостной стены, монастыри Мадре – де – Дьос и Сан – Бернардо, дом музей Мигеля Сервантеса, старейший открытый театр и другие.
Мудехар – особая форма зодчества, сложившаяся в результате смешения мавританских форм композиционными приёмами готики и ренессанса.  В ХV иXVIвв. этот стиль создали мудехары (исп.Mudejar, от арабского «мудаджан» - прирученный, домашний) – мусульманский народ, который оставался на территории Пиренейского полуострова, отвоёванного испанскими государствами в ходе Реконкисты. Первоначально мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. С падением в 1492 г. эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство: с этого времени они известны как  мориски.
Для построек стиля Мудехар характерны узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо (деревянные наборные потолки с кессонами, часто украшенные резьбой и росписью), богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку. Один из главнейших памятников этого стиля – башни с кирпичными бордюрами, которые находятся на самой знаменитой в Испании  гранитной крепостной стене Авилы.
Готический стиль возник между романским и ренессансным периодами и охватил почти все области средневековой культуры. Он зародился на севере Франции и позже распространился на территорию Испании и других стран Европы  XII и ХVвв. Испанская готика начала складываться приблизительно к XIIIв. Ее развитие было неравномерным в связи с территориальной раздробленностью страны, влиянием отдельных региональных традиций и воздействием арабского искусства. В основном стиль проявился в храмовом зодчестве, светская же архитектура сохраняла верность мавританской традиции. Ряд готических приемов привнесли цистерцианцы (католический монашеский орден) : форма ребер свода, арок и использование стрельчатых арок. Была и мавританская трактовка готики, в которой своды опираются на крестообразно расположенные арки, между ними размещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, расположенным на месте мечети, колокольней служит бывший минарет.
Собор Авилы в архитектуре восточного фасада содержит элементы, восходящие, скорее всего, к французской готике. Собор в Куэнке также имеет ярко выраженный готический характер: лепница, высокие шестиугольные своды, лиственный орнамент на капителях. Одной из первых испанских церквей, повторяющих архитектуру готических соборов Франции, стал собор Толедо (1226г.). Уже позже стал складываться самостоятельный вид испанской готики, главное отличие которого от классического европейского – преломление стилем исабелино традиций мавританской архитектуры и стиля мудехар с использованием базы достижений поздней готики. Исабелино (Goticoisabelino, «изабеллина готика», elgoticoReyesCotolicos, «готика Католических королей») – направление готической архитектуры, возникшие в Испании в ХV - XVI и вв., во времена правления королевы Изабеллы Кастильской (1474 – 1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»). Яркие примеры этого стиля – монастыри Сан Хуан де лос Рейес в Толедо т Санто Томас в Авиле.
Платереско. В конце ХVв., появился сугубо испанский архитектурный стиль, который впитал в себя французскую готику, итальянское Возрождение, всевозможное мавританские орнаменты и отличался исключительно нарядной каменной резьбой. Он получил название «платереско» (ювелирный), и отличается множеством тончайших архитектурных узоров, крайне детализированных по формам и имеющих плоскостной, ковровый характер. Не затрагивая конструкции зданий в целом, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее – и на ренессансные формы. В раннем платереско совмещены мотивы готики и мудехара; в поздний платереско (начиная с первой половины XVIв.)входит много орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны . . .), а также ордерных элементов, которые вносят упорядоченность, но не нарушают общего впечатления живописности.
Мастера платереско создавали огромные каменные картины на стенах. В стиле платереско делали и предметы прикладного искусства. Наиболее сохранившиеся из них – золотые дарохранительницы для религиозных реликвий в форме башенок, которые можно увидеть в соборах Сантьяго-де-Компостела, Севильи и Толедо. Их создали представители семьи Гарфе.
Барокко (итал.barocoo – «старинный», «причудливый»; порт.perolabarocca «жемчужина неправильной формы»; есть и другие варианты происхождения этого слова) – характеристика европейской культуры XVII – XVIII вв. Барокко как архитектурный стиль широко использовался Контрреформацией в храмовом зодчестве и выделялся особой пышностью. Однако он получил распространение в странах не только католических, но и протестантских и православных. Барокко отличают масштабные колоннады, изобилие  скульптур на фасадах и в интерьерах, волюты (кованые элемента орнамента), большое число раскреповок (небольших выступов или изломом линии фасада), лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры, сложные купола, (часто многоярусные), а также теламоны (атланты), кариатиды и маскароны. В испанской архитектуре барокко имел свою интерпретацию. Стиль чурригереско названный по имени испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера и его братьев, появлялся в декоративном оформлении фасадов и интерьеров и представлял собой развитие принципов барокко в духе повышенной эмоциональности, причудливых архитектурных форм, дробных и хаотичных элементах пластического декора. В Саламанке, например, недалеко от университета рядом стоят два, связанных между собой храма: Новый собор (Кафедраль Нуэва) и Старый собор (Кафедраль Бьеха). В их строительстве принимали участие сами братья Чурригера.


Рецензии