Стеклянная мысль

Порой изречение другого человека, брошенное почти что невзначай, может оказать на тебя влияние, большее, чем сотни разговоров. Есть у меня один знакомый, который стал этаким кладезем подобных изречений. Мы могли бы стать друзьями или хотя бы товарищами, но, увы - мне нечего ему дать. Так что стараюсь не докучать ему.
Но при встрече внимательно слушаю. В свои двадцать с небольшим он уже обладает собранным воззрением, духовным багажом и даже некоторой мудростью.

Самыми яркими для меня стали два слова, простых и весьма коротких: "Люди слабы."
Я не помню контекста, он и не нужен. Ведь в мою голову не вкладывали никакой идеи, просто дали стеклышко и предложили посмотреть через него. А как смотреть и на что - это уже я сам решил.

Люди слабы. Эта фраза столь многогранна, сколь банальна. Больше всего мне нравится, как её смысл меняется от чувств произносящего.

Я попробую повторить тот ход мыслей и интонаций, что возник в моём разуме, когда я взял стеклышко в руки первый раз.


Во-первых, презрение. Я смотрю на людей, вижу их пороки и слабости. Предсказываю их поведение, ставлю зарубки на граблях, которые они облюбовали. Они то оправдываются, то начинают обвинять других, даже не пытаясь разобраться в произошедшем. Задают неправильные вопросы и не умеют отвечать на вопросы других. Не могут совладать со своими желаниями, а ведь даже не знают, чего хотят на самом деле. Каждый слаб по-своему, я не пытаюсь обобщить. Мысль остаётся верной.

Презрение сменяется удивлением и негодованием. Стеклышко навелось на зеркало. Люди слабы. Но ведь я тоже человек. Я ведь ничем не лучше них! А может и хуже, ведь они не понимают почти ничего, а я знаю правду! Я вижу, насколько я слаб. Но это не делает меня сильнее.

Люди слабы. Теперь я произношу эту фразу участливо, с пониманием. Стеклышко поймало солнце и отбрасывает солнечные зайчики. Я перестал злиться на людей за то, что они люди. Перестал обижаться на друзей, за то, что они больше говорят, чем слушают. Перестал беситься из-за родителей которые устали от всего и просто живут, как получается. И наконец, перестал ненавидеть себя, за то, что я слаб.
Конечно, не всегда это работает. Ну и что? Я ведь человек, я не должен достигать абсолют.

"Люди слабы" - это стеклышко отнюдь не осталось в последней позиции. В конце концов, иногда солнце уходит за горизонт и солнечные зайчики умирают. Я верчу эти слова, как захочу: понимание становится презрением, затем меняет окрас на обреченность, потом режет усмешкой и снова становится водной гладью.

Именно эта хамелеонистость, многоликость, содержащая в себе уйму противоречий, продолжающих, а не убивающих друг друга - вот, что делает эти слова мудростью.
И её я сохраню внутри.


Рецензии
Люди слабы и потому должны помогать друг другу. Как не посмотри, а общество сильнее в разы.Хорошая мысль. Жалко на этом сайте нельзя просто лайк поставить.

Сиарта Соловей   28.07.2020 10:48     Заявить о нарушении