Американцы потянулись к русскому языку

Американцы потянулись к русскому языку

В университетах и колледжах США наблюдается устойчивый рост набора на факультеты и курсы русского языка. Например, в Колледже Святого Креста в Вустершире в 2009 году впервые со времени окончания холодной войны была сформирована дополнительная группа русского языка для начинающих.
Речь идет  не только о численном росте желающих изучать английский язык, но и качественном расширении круга интересующихся им студентов. «Основным нашим контингентом всегда были те, кто любит литературу, и таких студентов по прежнему много, но теперь к нам все чаще приходят студенты, которые питают интерес к разнообразным аспектам русской культуры», - рассказывает доцент русского языка Эми Адамс журналистам издания InsideHigherEd «Высшее образование изнутри».Среди ее студентов, например, такие, которые хотят сделать карьеру в разведке, а также те, кто хотел бы работать в бизнес структурах в Москве. Одна студентка хочет стать спортивным юристом, рассчитывая, что сможет заниматься бизнесом, связанным с трансферами русских хоккеистов. В числе студентов доцента Адамс и выходцы из семей русских иммигрантов, которые так и не научились читать и писать на языке своих родителей. А один из ее учеников, воевавший в составе американского воинского контингента в Ираке, рассказал, как в танке читал томик Пушкина. . .
Заметим, введение второй русскоязычной группы это пока скромное достижение. Особенно на фоне появляющихся как грибы после дождя секций испанского языка, которые можно найти во многих колледжах. Однако радует другое: в последние год – два наблюдается рост интереса к изучению русского языка в целом ряде американских университетов. Этот факт обнадеживает преподавателей русского языка: ведь увеличение числа желающих учить русский наблюдается в период кризиса, когда в университетских программах сокращаются многие курсы, традиционно считающиеся «второстепенными». Но коль скоро наметился рост интереса, это может породить кумулятивный эффект: то есть у еще большей группы молодых людей возникает интерес к изучению русского языка, культуры, истории, политической и общественной жизни России.
В Университете Стетсона в 2008 году также впервые были сформированы две русские группы для начинающих. А в Университете Индианы таких групп  теперь не три, как раньше, а четыре. В Юнион - колледже (Штат Нью-Йорк) раньше на вводный курс записывалось пять – шесть студентов, теперь – тринадцать; более того, впервые за многие годы число желающих продолжать изучение русского языка стало достаточным для того, чтобы это учебное заведение объявило набор в русскую группу для третьекурсников.
Еще лучше динамика в Университете штата Кентукки: в учебном 2008/09 году на русский записались 32 студента (годом ранее – 16). Кроме того, здесь полностью укомплектованы группы, которым читается курс российского фольклора и культуры (преподается на английском языке). Аналогичная ситуация наблюдается в Университете Питтсбурга (рост с 39 до 57 студентов на первом курсе и с 5 до 9 – на четвертом курсе). Но, пожалуй, рекорд поставил Портлендский университет, где осенью 2009 – го на факультет русского языка записалось 257 студентов, в то время как год назад – 161 человек.
Кому и зачем нужен русский? По словам президента Американской ассоциации по продвижению славянских исследований Уильяма Таубмана, успешная работа аспирантов и профессоров в целом ряде дисциплин в значительной степени зависит от их способности читать литературу на русском языке.  Таубман, профессор – политолог из Амхерст – колледжа, в частности, относит к этим областям социологию и антропологию, где наблюдается весьма заметный рост «русских исследований». К тому же историки, литературоведы и политологи, так или иначе связанные с Россией, тоже нуждаются в изучении русского языка.
Другие эксперты, напоминая о высоком интересе американских студентов к русскому языку во времена холодной войны, замечают, что более дружественная Россия (каковой она была  в первые постсоветские годы) менее интересна студентам, чем бросающая вызов сегодняшняя. Юджин Хаски, директор программы российских исследований в Университете Стетсона, привел русскую поговорку «чем хуже американороссийские отношения или чем хуже условия внутри России, тем с большей вероятностью студенты будут читать об этой стране», - говорит Хаски. «Нынешнее поколение студентов средней школы растет с ощущением более угрожающей России, и это возбуждает в них любопытство. Схожее испытал я мальчишкой в Центральной Флориде, когда разразился кубинский ракетный кризис».
А заведующий кафедрой славянских языков и литературы в Университете Индианы Джеффри Д. Холдеман, на вопрос: «Кто больше повлиял на рост интереса у студентов к русскому языку – Пушкин или Путин?» - ответил, что, скорее, оба. В 1996 году, когда Холдеман начал преподавать русский язык в Университете штата Огайо, однозначным ответом был бы Пушкин. Причина: русская литература тогда была крайне популярна. «Для многих студентов мотивацией к изучению русского языка было желание читать Толстого или Достоевского в оригинале. 
Каждый год Холдеман расспрашивает студентов, почему у них возникло желание изучать русский язык. В ответ многие по-прежнему говорят об интересе к русской литературе, но теперь все чаще называют и другие причины, «более практические и личные». Например: «русские являются нашими соседями», «мой тренер русский», «Я хочу поехать учиться в российский университет», «у видеоигры, в которую я играю, есть большая русская начинка», «мой лучший друг-русский, и я проводил много времени в его доме, его родители кормили меня, и я даже научился там некоторым словам». А встречаются и такие ответы: « Я думаю, русский язык играет важную роль в мире» и «Россия – важная страна». Юджин Хаски из Университета Стетсона добавляет, что трудность для большинства американцев с изучением языка с иным алфавитом оборачивается большим прессингом на преподавателей, и он отдает должное таким людям, как преподающий в Стетсоне доцент Майкл Деннер, которому удается удерживать студентов – русистов. « У каждой яркой российской программы есть звездный профессор, который своим личным примером вовлекает ребят в русистику», - отмечает Хаски.
Президент Американского совета по международному образованию, глава Американского совета преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) Дэн Дэвидсон считает, что взросший интерес молодых американцев к русскому языку и культуре связан с тем, что в последние годы Россия вернулась в число ведущих мировых держав. Молодые американцы видят в России не только «большую и сильную», но и во многом привлекательную страну, обладающую не только природными, но и большими интеллектуальными ресурсами. Дэвидсон отметил, что в США растет объем продаж соответствующей учебной литературы, увеличивается спрос на профильные стажировки и программы обменов. Примерно по полторы тысячи участников собирают в последнее время ежегодные общенациональные олимпиады по русскому языку. Многие специалисты обращают также внимание на то, что русский язык все чаще стремятся изучать дети  русскоязычных иммигрантов. 


Рецензии