Мне близка творческая жизнь украинских писателей
Мне достаточно известна литературная жизнь Европы, США, России, Вьетнама, арабского мира, народов Латинской Америки, Кореи, Ирана, Индии, стран Центральной Азии и Китая. Сегодня я хочу более подробно, с моей точки зрения, остановиться на украинской литературе. Еще древний летописец Руси (ХI век) утверждал, что «тот, кто часто читает книги, то с Богом беседует или со святыми мужами».
Древнейшей книгой Киевской Руси сохранившейся по настоящий день является «Остромирово Евангелие», написанное в 1056-1057 гг. в Киеве дьяконом Григорием. Обширной была и сеть библиотек древней Руси. И опять же одной из первых на Евразийском пространстве появилась библиотека в Софии Киевской. По мнению ученых, книжный фонд книг тех лет составлял почти 130-140 тыс. томов. В основном библиотеки существовали в религиозных учреждениях, но были и частные. Византийские источники свидетельствуют, что в то время одна книга по цене была равносильна большому городскому дому или 12 гектарам земли. Такую же ценность составляли книги и в Евразии. На книгах тех лет воспитывались историки, философы, богословы и публицисты как Великий, Нестор, Сильвестр, митрополиты Иларион и Клим Смолятич, епископ Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др. На территории Евразии первая школа для девушек появилась именно на украинской земле.
Поэтому согласен с Виктором Барановым, когда он отмечает, что «Культ книги - это культ наилучшего в человеке». Книги должны воспитывать в человеке все лучшее, что относится к человеческим ценностям. Поэтому я в своих трудах делаю основной упор на дружбы между людьми, между народами, между государствами. Наверное, из-за этого меня наши СМИ называют «Диломатом от литературы» или «Литературным дипломатом». И уж, конечно же, понятно, что это ни в коей мере не сочетается с советским «литературным генералом».
Большинство украинских писателей, поэты свои непростые и сокровенные труды пишут исходя из реальных событий жизни и своего опыта. Они близко к сердцу принимают как яркие, позитивные стороны своих соотечественников, так и ту несправедливость и хамство, которое имеет место в обществе. У меня есть пожелание, чтобы украинские коллеги по больше уделяли внимания тюркской литературе, и в частности, казахской. Казахская культура, в том числе и литература, поэзия богата колоритными шедеврами, как поэзии, так и прозы. Чем больше мы начинаем познавать друг друга, тем больше мы проникаемся взаимопониманием. Например, вряд ли найдется образованный казах, который не знал бы Тараса Шевченко. А известен ли настолько же наш великий Абай, чьи труды стали достоянием мировой литературы?
Страна стремящееся к мировой культуре, мировому уровню литературы, всегда проявляет интерес и инициирует изучение достижений в других обществах. Ведь все познается в сравнении. И обогащение общечеловеческой культуры, многообразие опыта достигающаяся плодом конкретной взаимосвязи приводит всех к всеобщему взаимопониманию. Известно, что национальная исключительность или обособленность, неприятие чужого ограничивало расширение национального менталитета.
Обретение независимости народом, страной может быть во благо, а также и – во зло. Все зависит от того, кто пришел к власти: настоящий сын своего народа, своей земли и государства или политик, живущий от выборов до выборов. Литераторы, поэты, люди творчества во все времена были глашатаями всего прогрессивного, справедливого. Это они обостренно воспринимают все происходящее вокруг. Анализируют, составляют гипотезы и прогнозируют будущее в своих трудах. Писатель – писателю рознь. Здесь речь идет о настоящих сынах и дочерях, кому не безразлична судьба его народа и его страны.
Сегодня быть писателем не выгодное дело. Многие мои талантливые коллеги живут на грани выживания. Но бросать свое любимое дело не собираются. Например, и меня, время от времени, моя жена укоряет: «Зачем тебе это надо? Кому нужны твои книги? Лучше было бы, если бы те деньги, которые тратишь на издание своих книг, направили на погашение кредита взятую под ипотеку?!» Конечно, я понимаю правоту ее высказываний, когда дети мои нуждаются в покупке очередной обуви или костюма, платья после того, как они достаточно изношены. Однако, отказаться от своего любимого дела не могу. Вот она, жестокая проза и поэзия жизни. «Воспевание» которых не наполняет и не удовлетворяет потребности желудка, не говоря уже о какой-либо другого излишества.
Несмотря на имеющиеся проблемы люди любящие свой народ и страну не считаются ни с чем: ни с безработицей, ни с бедностью, обязательным продолжением которых является обретение болезней и просвета в будущности не видят. Бесконечные стрессы и депрессии делаю свое черное дело. Тяжко становится на душе, когда видишь, как богатые все больше богатеют, а бедные – беднеют. Это аксиома капиталистического образа жизни. В одном из своих трудов я размышляю о преимуществах социализма и капитализма. Ясно одно – государство должно и обязано работать в интересах своего народа. Если этого нет, то это уже не государство. Получается, что кучка людей работает на себя хороших.
У нас немало поэтов и писателей, поднимающих проблемы нашего современного общества. Однако их голоса тонут и не доходят до адресата, только потому, что им не уделяется должная поддержка. Они остаются один на один со своими трудами. Хотя в этих трудах можно найти отзвуки больно, а иногда трагически отражающиеся на конкретных людях и в целом общества. К сожалению, отдаление от книг, будящих в сердцах и умах трепетное отношение и трепетную любовь ко всему окружающему, притупляет сознание, притупляет чувство собственного достоинства современного человека. Видимо, это нужно кому то.
Достаточно ярко, смело и реально отражают в своих трудах современную жизнь своих соотечественников Анатолия Кичиньский, Дмитрий Иванов, Юрий Мушкетик, Наталья Вареник, Анатолий Димаров, Иван Драч, Дмитрий Павличка, Иван Дзюба, Борис Олийник, Михаил Слабошпицкий, Любовь Голота, Михаил Шевченко, Григорий Гусейнов, Владимир Шовкошитный, Дмитрий Иванов, Михаил Каменюк и другие. Прекрасна поэзия Украины в лице Евгении Бильченко и других молодых поэтов. Андре Моруа отмечал: «Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу, и я скажу кто ты». Настоящая литература исходит от настоящих сынов и дочерей своего народа и патриота своей страны. У нас, например, преобладает русскоязычное издание и русскоязычное вещание на Радио и ТВ. Об этом знает весь мир. Так вот как у Вас в свое время писал Виктор Баранов «Культура в темноте» я отмечаю, что у нас казахские программы тоже в большинстве своем транслируются поздно ночью, когда весь мир уже спит. И наша казахская культура также «проявляет» себя в полной темноте. Это при родном-то доме, Отечестве находиться в падчерицах?!
Чтобы не умерла культура, и в частности, национальная литература нужны нововведения. А этим исключительно должно заниматься организация, имеющая финансовые ресурсы – то есть власть, если ей дороги ее же будущность. Отрыв от национальных традиций, корней и игнорирование завещаний предков оставляет человека без мощной связи с прошлым, которое всегда являлось гарантом стабильности нации и государства. Являлась гордостью и оплотом будущего. Народ, потерявший свои корни, становится разменной монетой других более влиятельных народов и государств. Разве мало сегодня наций и народностей, не имеющих своего государственного образования? Когда то они были крупными народами и государствами. Например, уйгуры, ногаи, курды и другие. Те же индейцы Америки. Ведь они все свои ценности обменяли на спирт и наркотики.
У меня вышла книга «Бороться и побеждать» про героический народ Кубы и другие народы Латинской Америки. Они борются и начинают побеждать в своей многовековой борьбе за свою независимость от Северной Америки. Но как нелегко им дается это борьба. Рабская психология укоренилась так глубоко, что иногда с трудом справляются с обретенной независимостью. Только-только набирают опыт управления своим государством. Потом наиболее ценной и дорогой для любого народа является те независимость, которую обрели с большими потерями, большой кровью и т.д. Та же «независимость», которая пришла в «тарелочке с голубой каемочкой» как, например, Казахстану и другим республикам после позорного самораспада СССР, можно считать, что она не имеет цены. У казахов есть понятие, что «легкая добыча и уходит легко». Если не быть достойным завещаниям предков, то можно легко расстаться и с обретенной независимостью. Внешние силы сделают, все чтобы развалить единство народа и разрушить новые государственные образования.
Можно сказать, двадцать лет назад судьба, подарила окраинным народам Российской империи свободу, о которой мечтали наши великие предки. Простой, дружелюбный, открытый, искренний казахский народ по жизни добродушный всякий раз оказывался в «железных тисках» и «ежовых рукавицах» крупных соседей. Все это и всем давно известно из мировой практики и истории. Сегодня жизнь и Отечество налагает самую большую ответственность на тех, кто стоит у решения судьбы своего народа и своего государства. Как и каким путем будут развиваться новообразованные государства некогда большой империи и смогут ли отстоять свои сегодняшние позиции – это дело времени и волевых руководителей стран, кому народ доверил свою судьбу. Я не противник и не враг России. Наоборот очень даже уважаю эту великую страну и великий русский народ. У меня, очень много среди них друзей. Но я против того, чтобы меня и мой народ унижали, как бы негласно относились ко мне как к второсортному человеку или обязанному прислуживать их прихотям. Я за равные, партнерские отношения. Ведь все священные писания отмечают, что Бог не любит нападающих. Казахи, в основном, всегда были обороняющейся стороной и защищали свои степи от нежеланных набегов и несправедливых притязаний соседей. Если не будет системного изучения и пояснения, что такое «Независимость», что такое Родина, Отечество и как ее защищать, то нынешняя молодежь «без проблем» может все продать и разъехаться по другим странам. Оставшиеся будут рабами у пришлых «толстосумов».
Мне также по душе слова Виктора Баранова: «Вообще художники в широком понимании этого слова должны вернуться на свое достойное место, потому что это те люди, которые наделены особенным даром обращаться к человеческим душам и просвещать их, давать им импульсы добра, надежды, какие-то предостережения. Художники - это спикеры своего народа, которые, по словам Шевченко, правдивыми устами говорят ему правду и этим защищают народ от неправды, показывают путь к Храму».
Культура сближает народы. Мало быть хорошим писателем или поэтом одной страны, а еще лучше, когла ты служишь всем людям земли. Когда твое тврчество привлекает всех: от мала до велика, от Востока до Запада, и наоборот.
Свидетельство о публикации №220042301649