Московской счастье Эммануила Виторгана
В Москве всегда собиралось все лучшее. Самая шикарная пара приехала из моего родного города, из Ленинграда Алла Балтер и Эммануил Виторган. Они всегда были одним целым. Эммануил Гедеонович, почему вы здесь назначили мне встречу?
Это был семьдесят первый год, отсюда мы начали топтать землю московскую.
Эммануил Гедеонович, как родилась идея переезда в Москву?
Это история длинная. Казалось бы, нет причин, чтобы уезжать из Питера. Пришло новое руководство в театр Ленинского комсомола, в котором мы работали. Мы не хотели работать в данной ситуации, и это была одна из причин того, что мы решили уехать. Вторая причина была более болезненная. Я ушел к Аллочке из прежней семьи. Я понимал, что беру на себя грех, оставляя ребенка. Но отношения с Аллочкой победили все. Прежняя семья попросила, чтобы я поменьше появлялся, они отсекли общение с ребенком.
Вам было страшно?
Нет, страшно не было, в Москве появились знакомые, которые понимали, что это наши первые шаги, и нас опекали. На премьеру в театре Станиславского приехало много друзей из Ленинграда, мы не оставались одни.
Связь с родным городом разорвать невозможно. На «Ленфильме» начались съемки «Благочестивой Марты», снимались многие именитые москвичи. На протяжении нескольких месяцев Виторган и Караченцов ночевали в «Красной стреле», через день снимались в Питере и играли в театрах Москвы. Интерьеры вокзалов в двух городах идентичны, и както, сойдя с перрона, актеры не могли понять, в какую из столиц они приехали.
Вот общежитие театра Станиславского. Нам сказали: квартиру вы получите через год. Прошло восемь лет.
В общежитии?
Да! В одной из комнат жили мы, в остальных жили артисты театра. Здесь мы начали нянчить и кормить сына. Мы разделили комнату шкафом, у Максима была комната за шкафом. Он выглядывал, смотрел на нас лукаво и говорил: «А почему мама папу кусает?»
И вы говорите, что не было трудно?
Миша, вся штука в том, что мы были востребованы в профессии. Все остальное, бытовые вещи, мы легко через них проходили. Мы производили впечатление людей обеспеченных. Дирекция удивлялась: как нет квартиры? Как нет звания? Поэтому мы все получили поздно: и звания, и квартиру. Но это нас не огорчало. У нас всегда было много людей. Мебели было мало, мы устраивали «половые» вечера. На полу стелили скатерть и гуляли.
Ну, я говорю не только о быте, а еще и о том, что Москва не впускает. Смотрите, приезжают два хороших артиста, начинают играть ведущие роли. И неужели не противодействовали люди, которые изначально занимали место, на которое приехали вы?
Мы понимали, на что шли. Мы понимали, что ниже, чем с нуля, надо начинать. Когда нас провожали в Питере друзья и Олег Басилашвили, и Олег Борисов все говорили: сумасшедшие, куда вы едете. У вас здесь все в порядке. Через некоторое время сюда переехали и Олег Борисов, и Сережа Юрский, и Наташа Тенякова. Москва город, который многое забирает и многое дает.
Квартиру им в конце концов выделили в сталинском доме на Краснопресненской набережной. За окнами панорама Москвыреки и гостиница «Украина». Спустя годы по соседству вырос Белый дом. Актер обживался в столице долго. В театре же успех пришел сразу.
В вашем характере присутствовала доза жесткости?
Мне важно было удержаться на том уровне, на котором я нахожусь. Но так получилось, что для нас была только работа. А кто мог остановить в работе? Никто. Здесь неподалеку был Дом актера. Внизу ресторан, который мы нежно называли «Гадюшник». После одиннадцати вечера все появлялись, были замечательные официанты, у нас были потрясающие взаимоотношения. Они могли не взять деньги, они знали, что им всё равно принесут. Они знали, в каких театрах когда зарплата и всё равно отдадут.
Роли сыпались на счастливую семью, как из рога изобилия. Виторган стал для своего поколения одним из эталонов мужской красоты. Любимая жена ведущая театральная актриса. Сын вырос, родилось двое внуков. Но всему на свете наступает конец. Аллы Балтер не стало.
Я и при жизни никогда не стеснялся говорить об Аллочке высокие слова, некоторые даже говорили: чтото между ними не так, раз так они друг о друге говорят. Иногда мне кажется, что она просто ушла от меня. У меня бывают заскоки, когда я вижу женщину с волосами, как у Аллочки, я обойду и посмотрю. Когда такие эмоциональные места в спектаклях ли, на съемках ли я говорю: «Аллочка, давай». И в секунду я могу войти в состояние эмоциональное. И, конечно, она была женщиной от и до. Когда она была больна, мы думали, что победим эту жуткую болезнь, потому что я был примерно в таком состоянии. Была очень сложная операция. Когда врачей упрекают в том, что они не всех вылечивают, они говорят: да посмотрите на Виторгана. И, думаю, что основной моей спасительницей вместе с врачами была Аллочка. А я не смог.
Говорят, нельзя войти в одну реку дважды, можно лишь вспоминать счастливое время, когда Балтер и Виторган пришли в театр имени Маяковского.
Гончаров, который возглавлял тридцать лет театр. Ему понадобился актер такого типа, как я. Я пришел к нему, говорю: «У меня жена актриса». Он говорит: «У меня столько пар семейных». Ну, так мы и расстались. Прошло энное количество времени, уходит из театра Доронина, и театр стал подыскивать актрису, которая могла бы ее заменить. Посоветовали Аллу. Она пришла к Гончарову, и он поинтересовался ее семейным положением. Она говорит: «У меня муж Виторган». Так мы здесь очутились. Московское счастье это действительно так. Я не знаю, сколько времени протяну, но три четверти жизни уже прожито, получить то, что я получил благодаря этой жизни, людям и городу, это счастье!
Свидетельство о публикации №220042301710