Кульминация - 25

     3. Интервью

     В гримёрной Кипреева причесали, подгримировали, припудрили. Затем провели в студию. Испытывая некоторый дискомфорт от направленных на него камер, Иван занял место напротив ведущей.
     - Настроились, Иван Алексеевич? – с улыбкой спросила Олеся.
     - Пожалуй, да, - ответил он.
     Девушка дала знак операторам:
     - Начали!
     Она повернула лицо к камере.
     - Уважаемые телезрители, сегодня у нас в гостях замечательный писатель, автор ряда захватывающих романов, наш земляк Иван Алексеевич Кипреев. Многим читателям Иван Алексеевич известен под литературным псевдонимом Иван Чай. Сегодня у нас появилась возможность провести с ним беседу в прямом эфире. В ходе встречи вы, дорогие телезрители, можете задавать гостю вопросы.
     Олеся назвала номер телефона, по которому желающие могли позвонить в студию. Затем обратилась к Ивану.
     Олеся: Иван Алексеевич, нам известно, что к настоящему времени вы написали восемь книг – умных, интересных, глубоких по содержанию. Где вы берёте материал для них? Что ложится в основу произведений: личный опыт, рассказы других людей или есть иные источники информации?
     Иван: Я пишу не о реальных событиях. Для меня не важно, происходили они на самом деле или нет. Важно, чтобы моя литература находила отзвук в душах читателей, заставляла задуматься и по-иному взглянуть на окружающую действительность и свою жизнь.
     Олеся: То есть все ваши герои вымышлены и даже не имеют реальных прототипов?
     Иван: Я бы сказал, что прототипами не являются конкретные люди. Как и конкретные события не ложатся в основу моих романов.
     Олеся: Но как вам удаётся такое придумывать?
     Иван: Я ничего специально не придумываю. Идея произведения возникает сама по себе и совершенно неожиданно. Затем начинает прорисовываться сюжет и по мере воплощения обрастает подробностями. Видимо, информация поступает откуда-то свыше.
     Олеся: Вот как?! Значит, вы верите в Бога?
     Иван: Я верю в то, что наш мир значительно сложней и многоплановей того, что мы привыкли видеть.
     Олеся: То есть в церковь не ходите?
     Иван: Нет. Я не являюсь последователем ни одной религиозной конфессии.
     Олеся: Иван Алексеевич, ваши романы остросюжетны, динамичны, но всё же на первый план выступает психология человеческой личности. Почему именно этот жанр привлекает вас?
     Иван: Меня всегда интересовало, почему в сложных жизненных ситуациях различные люди поступают по-разному. Что лежит в основе их выбора? Какими мотивами они руководствуются? Почему то, что для одного человека неприемлемо, для другого является нормой? Поведение людей порой абсолютно нелогично и непредсказуемо. Именно этим данный жанр мне интересен.
     Олеся: Вы сейчас говорите о реальных людях. Но разве могут быть непредсказуемы для автора поступки его вымышленных персонажей? Их мысли, эмоции, действия – всего лишь плод авторской фантазии.
     Иван: Не совсем так. Вернее: совсем не так. В определённый момент герои моих романов начинают жить своей жизнью. Я не всегда могу предугадать, как они поведут себя в дальнейшем. Они могут не соглашаться с тем, что написано, диктуют автору условия, выдвигают требования. С этим приходится считаться.
     Олеся (смеясь): Попробую представить, как это происходит: они ругаются, кричат на вас, размахивают руками.
     Иван: До этого, слава Богу, дело не доходит. Просто я вдруг начинаю чувствовать в тексте фальшь. Перестаю верить тому, что написал. Человек, чуждый мне по своему складу характера и образу жизни, не может думать как я, говорить как я, поступать как я. Мне необходимо прочувствовать его психологию и найти для него соответствующую ему форму выражения.
     Олеся: По специальности вы – журналист. Прежде работали в областной газете. Оказывает ли влияние журналистский опыт на ваше творчество?
     Иван: Несомненно. Работа в газете расширила мой кругозор и научила разбираться в людях.
     Олеся: Не хотите вернуться в профессию?
     Иван: Не исключаю такой возможности. Всё зависит от обстоятельств.
     Телефонный звонок.
     Олеся: Нам звонят. Алло! Вы на связи. Представьтесь, пожалуйста.
     Зритель: Добрый день! Меня зовут Евгений Григорьевич. У меня вопрос к Ивану Алексеевичу.
     Олеся: Мы слушаем вас, Евгений Григорьевич.
     Зритель: Иван Алексеевич, я помню ваши газетные статьи. Недавно прочёл две ваши книги. Вы очень точно, очень правильно показываете нашу сегодняшнюю жизнь – её грязь и несправедливость. Скажите, видите ли вы выход из такого положения, или, на ваш взгляд, всё безнадёжно?
     Иван (немного подумав): У меня нет однозначного ответа. Развал нравственных основ, поразивший нашу верхушку, пустил метастазы по всей стране. Ничто так не развращает, как безнаказанность. Люди утрачивают элементарное понятие стыда. На так называемых новых ценностях уже выросло целое поколение.
     Олеся: Об этом вы хорошо написали в романе «Потерянный ключ». Не спорю: негативная тенденция налицо. Но ведь существуют и другие примеры. И сегодня мы можем увидеть немало хороших людей – добрых и порядочных.
     Иван: Не хочу голословно обвинять всех подряд. Даже в нынешней ситуации многие сохранили совесть, ответственность и человечность. В том числе и среди молодёжи. Но, к несчастью, именно таким людям жить с каждым днём становится всё тяжелее. Зелёный свет открыт наглецам, подлецам и откровенным подонкам. В обществе насаждается криминальная психология. Прав тот, кто сильнее. При таком положении дел рассчитывать на плавные, постепенные перемены к лучшему смешно и наивно.
     Олеся: Как мрачно! Получается, что нет никакого выхода. Но ведь из этого следует, что наша страна неуклонно идёт к гибели. Я не могу с этим согласиться. Что-то можно и нужно делать. У вас есть мнение на этот счёт?
     Иван: Я считаю, что в первую очередь необходимо возрождать культуру со всеми составляющими, которые это широкое понятие в себя включает. Надо вести активную пропаганду нравственности и гражданской позиции в сочетании с силовыми методами в отношении тех, кто слов не понимает. Но кто этим станет заниматься? Те, кто из года в год эту самую культуру разрушал? Нужны новые люди – те, кто хочет, может и готов изменить сложившееся положение в стране. Однако добровольно власть им никто не отдаст. Боюсь, что в данном вопросе без решительных радикальных действий не обойтись.
     Олеся: То есть выход один: революция и гражданская война?
     Иван: Если повезёт, то только революция.
     Звонок.
     Олеся: Алло! Вы на связи. Говорите.
     Зритель: Я тут послушал…
     Олеся: Представьтесь, пожалуйста.
     Зритель: Это обязательно? Ну, Вован меня зовут. Короче, я тут послушал писательский трёп и офигел. Чувак, ты чё несёшь? Кому плохо живётся? Да щас бабла вокруг – чем хочешь ешь. Просто шевелиться надо, а не языком чесать. Культуру ему подавай! Кому нужна твоя культура? В карман её не положишь и в стакан не нальёшь. Лично меня всё устраивает, всё по кайфу. Я живу в своё удовольствие.  Вот культурным хреново, потому что привыкли трепаться, а не дело делать.
     Олеся: О чём вы хотите спросить?
     Зритель: Спросить? Да мне интересно, чё он ваще выперся на экран?
     Олеся (отключив связь): Полагаю, что нет необходимости отвечать на этот вопрос. Увы, Иван Алексеевич, мы не застрахованы от подобных сюрпризов.
     Иван: Понимаю.
     Олеся: Вернёмся к теме нашего разговора. Власть и народ. Значит, по вашему мнению, сложность ситуации заключается в низком уровне культуры общества, в утрате нравственных основ?
     Иван: Да. И недавний звонок – яркое тому подтверждение. Чтобы заявить о своих правах, людям необходимо объединиться. Это сложно сделать, поскольку среди нас слишком много разных вованов, готовых в любой момент предать и продать интересы своих сограждан. Они – пятая колонна власти.
     Звонок.
     Олеся: Алло! Мы вас слушаем.
     Зритель: Здравствуйте! Ольга Владимировна вас беспокоит. Иван Алексеевич, мне внучка подарила несколько ваших книг. Я их все с удовольствием прочла. Какой вы умница! Так толково, так правильно и так смело пишите! Я восхищаюсь вами!
     Олеся: Вопрос, пожалуйста.
     Зритель: Так вот я вас хочу спросить: как вы не боитесь писать правду? Ведь могут и отомстить.
     Олеся: Действительно, Иван Алексеевич, вопрос не праздный. Вы подчас даёте очень едкую и нелицеприятную характеристику представителям тех или иных структур. К примеру, в романе «Небо, отражённое в луже» вы резко прошлись по представителям власти; в романе «Счастье в клеточку» – по криминальному сообществу. Признайтесь, бывает страшно?
     Иван: Я предполагаю, что могут быть неприятности. Но так уж устроена жизнь, что время от времени человек стаёт перед выбором. И от этого выбора многое зависит: его дальнейшая судьба, образ жизни и человеческий облик. Страхи и соблазны могут толкнуть на поступок, о котором потом будешь жалеть до конца жизни.
     Олеся: Полагаете, что наши олигархи, политики и так называемые топ-менеджеры однажды могут пожалеть о том, что поддались соблазну наживы?
     Иван: Я говорил о людях.
     Олеся: А разве эти – не люди?
     Иван: Нет. Существует граница, переступив которую, человек перестаёт быть человеком. Он превращается в чудовище.
     Олеся: Жизнь и литература. Насколько в вашем представлении эти два понятия соответствуют одно другому?
     Иван: Странный вопрос, если разговор идёт о настоящей литературе.
     Олеся: Я поясню. Вымышленный персонаж можно поставить в такие условия, которых реальный живой человек постарается всячески избежать. Автору необходимо создать определённую ситуацию, чтобы через неё донести до читателя свои мысли, чувства, взгляды. Реальная жизнь таких целей не преследует. Она просто течёт по своим законам.
     Иван: Категорически не согласен с вами. В реальной жизни подчас случаются такие романы, на которые не хватит никакой авторской фантазии. И протекают они в полном соответствии с законами жанра. Сначала события нагнетаются, накручиваются, завязываются в тугой узел. А потом наступает кульминация – решающий момент в жизни главного героя или центральных персонажей. Они должны сделать выбор – возможно, главный в их жизни, потому что от этого выбора зависит, какой будет развязка.
     Олеся: В вашей жизни был такой момент?
     Иван: Не могу однозначно утверждать, что в моём личном жизненном романе уже была кульминация. Бывали сложные и опасные ситуации, ставящие меня перед выбором. В таких случаях невольно испытываешь сомнения и колеблешься. Но, к счастью, я находил в себе силы сделать правильный выбор.
     Звонок.
     Олеся: Нам снова звонят. Алло! Мы вас внимательно слушаем.
     Зритель: Здравствуйте! Меня зовут Семён Степанович. В первую очередь хочу поблагодарить вас за интересную передачу. К своему стыду до сего времени я не знал, что в нашем городе живёт такая интересная творческая личность. Иван Алексеевич, мне бы очень хотелось почитать ваши книги. Где их можно приобрести?
     Иван: В настоящее время местное издательство печатает все мои произведения неплохими тиражами. Три из них готовы к реализации. Надеюсь, что очень скоро они появятся на полках книжных магазинов города. Остальные – по мере выпуска. А пока всё, что мною написано, вы можете найти в интернете.
     Олеся: Вы пишете что-то новое?
     Иван: Да, я работаю над новой книгой.
     Олеся: О чём она будет?
     Иван: В двух словах не скажешь. Не уверен, что смогу точно передать суть произведения.
     Олеся: И всё же попробуйте.
     Иван: Хорошо, попробую. Мой новый роман – о роли писателя в современном мире; его радостях и бедах, надеждах и разочарованиях, заслугах и ответственности перед обществом.
     Олеся: Как он будет называться? Или это пока является секретом?
     Иван: Названия я ещё не придумал.
     Олеся: У меня только что появилась интересная идея. Хочу предложить вам свой вариант. На мой взгляд, он вполне соответствует не только теме нашей беседы, но и сюжету будущего романа. Готовы принять чужое мнение?
     Иван: Выслушаю с большим интересом.
     Олеся: Назовите роман «Кульминация».
     Иван: Ну что же, интересное предложение. Обещаю подумать.
     Олеся: К сожалению, наша встреча подошла к концу. Спасибо за интересную беседу! Напоминаю, что сегодня с нами был талантливый томский прозаик Иван Алексеевич Кипреев, известный под литературным псевдонимом Иван Чай. До новых встреч, дорогие телезрители!
     Съёмка закончилась. Ведущая с улыбкой взглянула на Ивана.
     - Устали?
     - Немного, - признался он. – Думал, будет хуже. Не привык выступать на камеру.
     - Вы держались молодцом. И говорили очень хорошо.
     - Спасибо! Я могу идти?
     - Одну минуту! Сейчас вам вручат запись фильма и нашей встречи – и вы свободны.
     Получив флэшку с записью, Иван покинул студию.

     * * *

     Весь остаток дня он принимал поздравления. Друзья, родственники, бывшие сокурсники – все, кто видел передачу или услышал о ней от тех, кто видел – разом вспомнили о нём. Из Чёрной Речки его поздравила сестра Татьяна. Потом поочерёдно передала трубку матери и отцу. Отношения с сестрой, как, впрочем, и с родителями, в последние годы у Ивана были слегка натянутыми. Причиной тому послужил его разрыв с Натальей, к которой все трое очень хорошо относились, а Татьяна крепко сдружилась.
     К удивлению Кипреева Наталья тоже позвонила. Её голос звучал приветливо и дружелюбно и затронул в душе Ивана ностальгические струны. Что ни говори, а было в их отношениях много хорошего, доброго, светлого. Но всё это в прошлом. Что было, то было. Теперь у каждого из них своя жизнь.
     Далее был звонок из редакции газеты «Томская неделя». Заместитель главного редактора известил, что для Ивана Алексеевича Кипреева у них всегда найдётся свободная журналистская ставка. Иван поблагодарил и обещал подумать над предложением.
     Последним дал о себе знать Корнейчук. Он отпустил несколько ехидных острот, которые Иван спокойно проигнорировал. Было бы странным услышать от Егора что-то другое. В изысканном остроумии коллеги по перу чувствовалась нешуточная зависть.
     Все эти почести Кипреев принимал в гордом одиночестве. Внезапно заболевшая Анжела, умудрившаяся подхватить вирус летом, поздравила его также по телефону низким простуженным голосом. Боясь заразить своего любимого, она объявила на ближайшие дни карантин.
     И всё же душу Ивана грызла смутная досада, причину которой он разгадал не сразу: бывшая спутница жизни Лена не позвонила и не поздравила. Казалось бы, чего горевать об этом? Лена ушла в прошлое. Иван и сам почти не вспоминал о ней. Но огорчала мысль о том, что порой самые близкие люди вдруг становятся самыми чужими.


Рецензии