С этим маленьким бокалом, но с большим чувством

Материал опубликован в 2007 году

В этом году коньячное производство Армении празднует круглую дату. Ровно 120 лет назад купец первой гильдии Нерсес Таирян основал на территории бывшей Эриванской крепости первое винодельческое предприятие Армении, где начали выкуривать коньячный спирт. Уже к началу Первой мировой в Армении работало 15 коньячных заводов. Самым крупным был тот самый первый ереванский завод, который в конце 90-х годов теперь уже прошлого века приобрела французская компания «Перно Рикар».

С армянским коньяком меня связывают не только армянское происхождение, но и родственные узы. Моя родная тетя сорок лет проработала на знаменитом Ереванском коньячном заводе, пройдя все ступени лестницы от лаборанта до главного технолога предприятия.

Не удивительно, что, приезжая к нам в гости, она всегда привозила с собой пару бутылок выдержанных марочных коньяков для особо торжественных случаев и несколько трех- и пятизвездочных – для повседневных нужд. Поэтому в эпоху тотального дефицита этот Напиток Богов в нашем доме появлялся не так уж редко.
Давно это было. Где-то в середине семидесятых.

Моя приятельница Ингрида собиралась к своим друзьям в Ленинград по случаю их бракосочетания. И ей вздумалось обязательно присовокупить к основному свадебному подарку бутылку армянского коньяка. Но в свободной продаже в те годы его не было и в помине. Тогда она упросила меня поделиться нашими семейными запасами. Я расщедрилась на трехзвездочный.
 
Мы встретились в центре, и я передала ей вожделенный напиток в матерчатой авоське. На радостях и в знак особой благодарности Ингрида пригласила меня отобедать с ней вместе в кафе «Росток», рядом с которым мы как раз и находились.
Садясь за стол, моя подруга повесила авоську с коньяком на спинку стула, не заметив при этом, что стекло легонько звякнуло, коснувшись деревянного подлокотника. Официантка принесла меню, и мы углубились в его изучение. Однако уже через пару минут заметили, что все присутствующие смотрят в нашу сторону, держа носы по ветру. Принюхались и мы.
 
Непередаваемо прекрасный, несравненный, пленительный и дурманящий аромат равномерными волнами медленно разливался по залу. Причем, как нам показалось, именно наш столик находился в эпицентре этого волшебного запаха. «Что это такое?» - потрясенно спросила меня Ингрида. И тут мы обе заметили, как рядом со стулом, где она сидела, просачиваясь сквозь материю, неспешно растекается лужица янтарного цвета.

«Ах!»

Теперь коньяк так не пахнет. Даже армянский! Даже марочный! Если б сэр Черчилль дожил до сегодняшнего дня, он, весьма вероятно, не узнал бы вкуса своего любимого 50-градусного, десятилетней выдержки «Двина». И хоть бренд армянского коньяка по-прежнему  высоко держит марку, но технологии изменились с тех пор, как завод был продан французской компании, которая стала производить напиток по своим, французским, рецептам и из своих, французских, сортов винограда, хоть и выращенных в Армении. А при неурожае – и из закупленного в других странах коньячного спирта.

И все-таки хочется провозгласить тост за здравие! Тем более, что есть повод – круглая дата, юбилей, как-никак... К тому же, может найдется, по случаю праздника, где-нибудь в закромах тот самый коньяк, чудом сохранившийся с семидесятых. Чтобы поднять бокалы. Чтобы уверенно заявить – у армянского коньяка есть не только замечательное прошлое, но и прекрасное будущее!


Рецензии