Московское счастье Юрия Куклачева

Телепроект 2000 совместно с Людмилой Афицинской

Этого человека считают своим и в Риге, и в Ленинграде, и в Минске. Но Юрий Куклачев считает своим городом Москву. Он всегда умел смешить. А тот, кто умеет насмешить, ­ почти родственник.

­ Ну, это моя первая школа жизни. Это профессионально­ техническое училище номер три.
 Сколько лет вам было?
­ Четырнадцать лет, в пятнадцать мы уже начали работать в «Молодой гвардии» печатниками.
А сколько лет вы не были здесь?
­ Здесь я не был около сорока лет. Вот старые офсетные машины. Я точно знал, что я буду работать в цирке. Я здесь репетировал балансы. Потом комкал бумагу и жонглировал.
Он мечтал о другой профессии, но кто из прославленных артистов может похвастаться, что путь к успеху был прямым? Юра не отказывался ни от одного возможного пути. Если не на манеж, то на сцену. Если не в цирк, то в заводской Дом культуры.

­ Рядом с Белорусским вокзалом ­ Пресненский вал и при заводе девятьсот пятого года ­ клуб «Красный октябрь». Я узнал, что здесь народный цирк, мы решили показать клоунскую репризу, которую видели в цирке. Она заключалась в том, что клоун на подставке выносил кастрюлю. Из кастрюли шел пар. Я нес кастрюлю на подставке, обжигался: «Ой, горячая». Потом ставил кастрюлю на лоб, площадка падала, и кастрюля летела в зрительный зал. И, когда мы смотрели эту репризу в цирке, зрители разбегались, а кастрюля повисала на веревке. А вода, которую в нее заливали, через дырочку в кастрюле проходила в подставку. Ну, я пришел домой, взял кастрюлю, просверлил в ней дырочку, взял подставку. Мать увидела: в кастрюле дырку просверлили. А отец мои начинания поддерживал. И первое выступление на зрителях. И, когда кастрюля полетела в зрительный зал, все разбежались. А один зритель кричит: «Молодец, бросил и никого не убил». Отсюда у меня и пошло, сразу начали хвалить. Похвала ­ это страшная вещь, она может человека вознести, и он не видит дальше носа ничего. Это сложная вещь, ее надо пережить. Я видел вперед. Для меня был главный учитель ­ Чарли Чаплин. Я стремился к идее, мысли, умению видеть, жить.

Мечты сбываются. Сбылась и главная мечта героя: он поступил в Московское эстрадное цирковое училище имени Карандаша. Он знал точно: ему будет рукоплескать лучший город на Земле.

­ Вот пятая улица Ямского поля ­ моя мечта. Сколько раз я сюда приходил, пытался поступить, это было единственное в мире цирковое училище. Здесь учился Олег Попов, отсюда вышли самые знаменитые артисты цирка. Здесь Шифрин учился, мы с Хазановым поступали вместе. И когда я все­таки поступил, вся жизнь здесь.
Юрий Дмитриевич, вас уже рвали на части цирки Москвы, пока вы учились здесь?
­ Когда учились здесь, мы, как сказал Олег Попов, были в ливере. Мы искали свой образ. У меня не было кошки. Я учился на эстрадном отделении, а хотел работать в цирке. И становление мое пошло, когда я нашел кошку. Вот оно ­ мое неповторимое. И быстро все пошло, вторая реприза с кошкой, собачка. И в семьдесят пятом я работал уже в Москве.
Юрий Дмитриевич, а как вы расстались с советским цирком?
­ Это и несчастье, и счастье. Это случайно. Я создал кооператив, а чиновникам это не понравилось, потому что я заключил контракт в Париже. И меня уволили. Но я не погиб, съездил: в Париже поработал, в Англии, в Японии, в Бельгии, в Голландии, в Чили, в Аргентине. Ну, у чужих можно работать, а у себя не дают, что делать? Тогда я решил создать Театр кошек в Москве.

Мастерству Куклачева рукоплескал мир, самые знаменитые цирки, залы и казино рвали артиста на части. На родине все было непросто, но он не мог жить и работать нигде, кроме Москвы. Куклачев открыл Театр кошек. Научил старшего сына всему, что умеет сам. Младший сын серьезно занялся балетом, а вот дочь переняла от отца любовь к кошкам. Она их рисует.

­ В Москве единственный частный театр с кошками. Иностранные журналисты называют нас «русское чудо». Первый спектакль, который мы создали, ­ «Похитители кошек». Он проехал по всему миру, имел огромный успех. Это мне в Америке подарили шубу из кошек. Я возмутился и думал, чем отомстить. И решили мы создать спектакль против кошкодралов, тех, которые шьют шубы из животных. У нас кошки не сидят в клетках, они живут в отдельных комнатах. Мы для них приготовили специальные постели, ванночки для туалета. Вот они живут в отдельных комнатах.
А кошки лучше людей?
­ Кошки ­ они никогда не предают. У меня были случаи, когда меня друзья забыли, перестали звонить. Так грустно, никому не нужен. Я пришел к кошкам, они «мяу­мяу­мяу», я чувствую, что им я нужен. Вот им хорошо с тобой: присел ­ и они прижались ко мне. Знаете, чувствуют, что тяжело папе, это удивительно. Это как молитва, даже люди, которые чихают ­ перестают. Это удивительно, нас назвали в Японии «лечебный театр». Кошки лечебными свойствами обладают. Не только когда их прижимаешь к себе, но когда они по сцене бегают. Энергетика идет в зал.


ФЕДОР КОНЮХ


Рецензии