Московское счастье Федора Конюхова

телепроект 2000 совместно с Людмилой Афицинской

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Москве с настоящим профессионалом. Федор Конюхов ­ путешественник, ученый, художник. Федор Конюхов профессионально совершает подвиги. Во всё остальное от совершения подвигов время Федор живет в Москве.

­ Все экспедиции были связаны с Москвой, а родился я на Азовском море. Мама и бабушка ловили рачков для наших утят. И мама родила прямо на берегу моря. Нас в семье пятеро, и мама всех рожала или дома, или в степи, или на море, но только не в больнице. Мой дед знал Седова, русского путешественника, я с детства знал, что пойду вокруг света, на Северный полюс, и в пятнадцать лет переплыл Азовское море на резиновой лодке. Лодку я взял у отца, после этого он ее разрубил топором, чтобы я больше не плавал.
Федор Филиппович, когда вам захотелось взглянуть на мир с неожиданной стороны?
­ Я поднялся на Эверест, чтобы ублажить любопытство. Также мне хотелось почувствовать, как моя яхта будет идти без остановки вокруг света, и замкнуть круг. Когда я достиг Северного полюса, я не ощущал себя полноценно, если я не буду стоять на Южном полюсе, прошел экспедицией, чтобы почувствовать, как Земля вращается.
Федор Филиппович, правда, что вы сделали ходули в ;детстве?
­ Я считал, что на ходулях можно быстрее обойти вокруг света, дойти до Индии, я хотел идти по тем путям, где Афанасий Никитин.
Федор Филиппович, вы обошли весь мир. Чем Москва отличается?
­ Москва ­ место, где я чувствую себя уютно, где бы я ни был. Россия у всех ассоциируется с Москвой. Москва для меня больше, чем город. И третье кругосветное плавание было под флагом Москвы. Яхта прописана в Сан­Венсенве ­ Гренада. Под их флагом я не шел, флаг России я не мог поднять по правилам. А на флаг Москвы я имел право, и я шел под флагом не страны, а города.

В то время, которое путешественник проводит в Москве, все свои встречи он назначает у Иврских ворот Китайгородской стены под иконами святого Федора Стратилата и святого Филиппа, митрополита Московского, потому что Филиппами зовут его отца и внука, а Федором ­ его самого. И каждый раз, когда Федор отправляется совершать очередной подвиг Геракла, Ирина приходит в церковь Казанской Божьей Матери к иконе Николая Чудотворца. Книга Конюхова начинается так: «Философы древности говорили, что люди бывают трех видов: те, кто живы, те, кто мертвы, и те, кто плавает в море. Я выбрал последнее». Он несколько раз обогнул земной шар на яхте, он ступил на Северный и Южный полюса, он покорил Эверест, но список подвигов, которые предстоит совершить Федору Конюхову, по­прежнему обширен. Цивилизация ­ странная причуда.

Федор Филиппович, вы скворечники по всему миру делаете?
­ Ну, люблю я птиц, и где бы я ни был, я всегда строю скворечник. Я вчера приехал из Швейцарии, из города Фридбурга, там построил четыре скворечника.
А ваше гнездо?
­ Мое ­ самый лучший скворечник. Это моя мастерская и жилье, мы живем сами по себе, двери выходят прямо в парк, а за парком ­ Ваганьковское кладбище. Ну, я художник, Ира ­ жена ­ научный работник, ей тоже нужно уединение. Мы всегда говорим ­ мастерская, потому что можем ночью писать книги или рисовать. Я совершил больше сорока экспедиций, ходил три раза на Северный полюс, три раза вокруг света, на все высочайшие на вершины поднимался.
А что вас ожидает на Эвересте, то, чего невозможно предугадать заранее?
­ Четырнадцатого мая девяносто второго года я был на вершине, дышал воздухом Эвереста. А при спуске был буран, я ослеп. Я хожу в одиночку большей частью и не беру близких, чтобы не было ответственности. Кто тебе дал право подвергать жизнь других людей опасности? Всё равно, это мои экспедиции, моя идея, мои проекты. Вот сейчас мы пересекали океан, перегоняли яхту из Америки во Францию, и я больше всего боялся, что на борту были Ирочка и наш сын. Я не рассматриваю экспедиции как гонку. Это моя жизнь. Я ухожу, чтобы посмотреть на восходы, на закаты, чтобы больше почувствовать, как я люблю Ирину. Я ухожу в другие страны или континенты, чтобы скучать по Москве.
Федор Филиппович, ваш дом в Москве. Возможно в Москве совершить подвиг? Есть тут для этого почва?
­ Москва подвигов достойна. Москва ­ город любви. Кто­то приезжает сюда, чтобы сделать политическую карьеру, кто­то ­ научную, кто­то любит этот город. Благодаря Москве мы встретились. Я ­ с Дальнего Востока, Ира ­ из Сибири.

Федор Конюхов и Ирина Умнова до утра гуляли по городу. А когда наступил рассвет, поняли, что расставаться не хотят. Очень счастливая получилась семья, хотя и странная. Он закончил мореходное училище, художественное училище и духовную семинарию. Построил две церкви и часовню. Путешествует по миру. Она профессор, доктор юриспруденции, читает лекции в Швейцарии. И ждет, пока ее муж возьмет очередную высоту. В их новое жилище нужно подниматься пешком на шестой этаж.

­ Если человек становится великим, он должен быть аскетом. Вот я сейчас вам покажу кельечку, где мы хотим жить. Знаете, приходишь к монаху в келью ­ у него лежит одна библия. Потому что он не нуждается в библиотеке. Чем ты становишься старше, тебе должно быть нужно всё меньше.
Федор Филиппович, вы хотите жить на шестом этаже без лифта в шести квадратных метрах?
­ Как сказано в Святом Писании, только через страдания можно узреть Господа Бога. Я никогда не считал, что мне трудно. Я могу видеть небо, людей, мир, как деревья цветут или осыпаются листья. Если ты работаешь, на хлеб­воду можно заработать. Было бы странным, если б сейчас ко мне приехали, а Федор Конюхов живет в большой квартире, в кожаных креслах сидит за столом громаднейшим. Я был в квартире Владимира Высоцкого, и сколько он написал, а писал на кухне. Иметь в Москве такую келью ­ большое благо.
 


Рецензии