Если не чувствую Бога

Время от времени меня спрашивают, что делать, если я не чувствую Бога? Ведь если не чувствуешь Бога, то может ты сам себе надумал какую-то веру и более того делаешь какие-то вещи, а Бог не реагирует и то ли Его вовсе нет, то ли Ему всё равно, то ли это некая проверка. В общем - не ясно. Решил собрать, в кучку мысли по этой теме.

Чаще всего я отвечаю, что если не чувствуешь Бога, то просто действуй так, как действовал бы Бог на твоём месте. Подобное к подобному, и если любить, как любит Бог и действовать, как действует Бог, встреча с Богом обязательно произойдёт. Однако, тут возникает встречный вопрос, а как любит Бог, если я Его любовь не чувствую? Начинать нужно, с того, что Бог – есть любовь и если я этого не чувствую, то на это есть какая-то причина и о некоторых из них поговорим чуть ниже. Далее, если я понимаю, что Бог меня любит, то даже если я пока этого не чувствую, я уже настраиваюсь на то, чтобы замечать Его любовь, которая выражается не только напрямую, но и множеством косвенных способов. Любовь Бога может выражаться и через природу, и через других людей, и через Священные Писания, и через обстоятельства, и через трудности, и даже через болезни.

Однако с моей точки зрения, для того чтобы понять как любит и как действует Бог, есть два наилучших способа. Во-первых, посмотреть как любят и как действуют люди, которые гораздо лучше меня самого, а во-вторых увидеть работу Бога, через Священные Писания. Хотя как говорилось выше, есть и другие способы.

Теперь, что же делать с чувствами? Человек развивается постепенно, как в физическом, так и в духовном плане. Проще всего дать денег на добрые дела, сложнее делать добрые дела самому, ещё сложнее делать добрые дела даже в мыслях и самое сложное делать добро от чистого сердца (что и является сферой чувств). То есть, можно сказать, что сначала идут деньги, потом поступки, потом мысли и вера и только потом чувства и любовь. Сначала люди очень материальны, потом думают, что нельзя же только для себя жить, потом думают, что пора позаботиться и о душе, и только после этого рождаются какие-то более или менее настоящие чувства. Единственное, что хотел подчеркнуть, что речь идёт именно о настоящих чувствах, таких как любовь, а не вспышках эмоций, которые время от времени проскальзывают у каждого человека.

Восстановление духовности человека идёт по той же схеме: всё сущее, тело, душа и сердце. Если взять библейскую терминологию, то эпоха до Ветхого Завета (всё что было до Моисея) соответствует всему сущему, именно поэтому были распространены жертвоприношения животных. Эпоха Ветхого Завета, соответствует физическому телу и поступкам, именно поэтому Моисей наказывал соблюдать очень ясный и практичный закон, не имеющий ничего общего ни с верой, ни с чувствами. Эпоха Нового Завета, соответствует душе, поэтому в ней так важны мысли и вера. Ну и после Нового Завета наступает эпоха сердечного единства с Богом или эпоха чувств. Конечно, такая разбивка на эпохи схематична и в разные эпохи были люди способные, и действовать, и верить, и любить. Да и в наше время легко можно найти людей соответствующих той или иной эпохе. Такую разбивку, мы делаем лишь для того, чтобы показать, что для того, чтобы чувствовать Бога, сначала нужно навести порядок в отношениях со всем сущим, потом дисциплинировать тело и творить только добро, после этого обрести крепкую веру и только после этого легко чувствовать Бога. То есть если я не чувствую Бога, нужно спускаться на уровень ниже и проверять соответственно свою веру и позитивное мышление, свои поступки и насколько они проходят в рамках Небесного Закона и свои отношения с деньгами.

С этой точки зрения, творить добро нужно в любом случае, чувствую я Бога или нет. Более того если не творить добро, то и вероятность почувствовать Бога, будет уменьшаться. Подтверждение этому можно найти и у апостолов:

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? … Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? … Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
Иак.2:19-26

Вера – это уровень Нового Завета, а дела – уровень Ветхого Завета и апостол подчёркивает, что было бы ошибкой говорить о вере, но не опираться на конкретные дела.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
1Иоан.4:8

Любовь – это самый высший уровень развития духовности человека, выше веры и выше поступков, одновременно включающий в себя и веру и поступки. Неправильно было бы говорить кому-то люблю и при этом не делать дел любви и не молиться о его благополучии. Значит делая дела любви и молясь о чьём-либо благополучии, можно прийти и к любви.

Поэтому если вы не чувствуете Бога, то есть не чувствуете любви, проверяйте веру и мысли, насколько в голове у вас «чисто», а также делайте дела любви. И то и другое постепенно приведут и к чувствам.
Тоже самое касается и того, как останавливать грех, если я не люблю, то по крайней мере желаю добра, если же в мыслях злое, то хотя бы удерживаю от дурных поступков тело, если же и тело не могу удержать от греха, то выделяю деньги на благотворительность.

«Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста».
Прит.30:32

Цитаты:

«Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость».
3Езд.14:34

«Неверно говоришь: «Нет Бога». Вернее сказать: «У меня нет Бога», ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога и говорят: «Есть Бог!» Следовательно, Бога нет у тебя, а не вообще.
Святитель Николай Сербский

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».
Ис.41:10


Рецензии