Совесть спрашивает правильно ли это?

Мы так часто и бессовестно пользуемся словом "совесть", 
что оно будто потеряло свой изначальный смысл. 
Совесть — это когда человеку стыдно. 

Как когда-то чувствовал первый человек.

До вкушения плода Адам жил в раю, наслаждаясь плодами, 
и не знал ни стыда, ни угрызений. 
Совесть? О какой совести может идти речь, 
если не было ещё повода для внутреннего конфликта? 
Совесть рождается только в столкновении — 
между тем, что хочется, 
и тем, что "нельзя". 
В раю не было ни запретов, ни сомнений. 
Адам жил по внутреннему зову, 
ходил нагим, не краснея и не прячась — 
совесть его не мучила.

Казалось, эта жизнь будет вечной. 
Но пришло время перейти на новый виток. 
Он вкусил плод с древа познания добра и зла — 
и вместе с ним открылось новое измерение: 
правда и ложь.

Почему древо называется деревом познания добра и зла? 
Потому что, различая ложь и правду, 
человек начинает понимать, 
что есть добро, а что — зло. 
До этого всё сводилось к простому: 
горько — не хочу, сладко — хочу. 
Как у ребёнка: всё, что приятно — хорошо. 
А вредно это или нет — он не знает.

Если представить эту ситуацию на бытовом уровне, 
до вкушения запретного плода всё выглядело просто. 
Адам смотрел на Еву и думал: 
"Надоела, как горький плод. 
А вот Лилит — как сладкий персик. К ней пойду". 
Никакой ответственности. 
И вот — Ева протягивает ему яблоко.

После вкушения плода он начал размышлять иначе: 
"Ева — как горькая редька, а Лилит — влечёт. 
Сердце зовёт — бросить. 
Но… семья? дети?.. 
Разум, ты поможешь мне? 
Совесть гложет. 
Мне нужно правильное решение".

Совесть спрашивает: правильно ли это?
Мы так часто и бессовестно пользуемся словом "совесть", 
что оно будто потеряло свой изначальный смысл. 
Совесть — это когда человеку стыдно. 
До вкушения плода Адам жил в раю, наслаждаясь плодами, 
и не знал ни стыда, ни угрызений. 
Совесть? О какой совести может идти речь, 
если не было ещё повода для внутреннего конфликта? 
Совесть рождается только в столкновении  между тем, что хочется,  и тем, что "нельзя". 
В раю не было ни запретов, ни сомнений.  Адам жил по внутреннему зову,  ходил нагим, не краснея и не прячась,
совесть его не мучила.
Казалось, эта жизнь будет вечной.  Но пришло время перейти на новый виток.  Он вкусил плод с древа познания добра и зла и вместе с ним открылось новое измерение: 
правда и ложь.
Почему древо называется деревом познания добра и зла? 
Потому что, различая ложь и правду,  человек начинает понимать,  что есть добро, а что — зло. 
До этого всё сводилось к простому:  горько — не хочу, сладко — хочу. 
Как у ребёнка: всё, что приятно — хорошо. 
А вредно это или нет — он не знает.

Если представить эту ситуацию на бытовом уровне, 
до вкушения запретного плода всё выглядело просто. 
Адам смотрел на Еву и думал:  "Надоела, как горький плод. 
А вот Лилит — как сладкий персик. К ней пойду". 
Никакой ответственности. 
И вот — Ева протягивает ему яблоко.

После вкушения плода он начал размышлять иначе: 
"Ева — как горькая редька, а Лилит — влечёт. Сердце зовёт — бросить.  Но… семья? дети?.. 
Разум, ты поможешь мне?  Совесть гложет. 
Мне нужно правильное решение".

Адам впервые чувствует муки совести — 
стыд за свои мысли и поступки.

Читатель может заметить:  проблема осталась той же,  но способы её решения изменились. 
Один путь — "сладко/горько", 
другой — "правда/ложь"

С тех пор люди размножились на земле. 
У каждого возникает порой чувство стыда 
перед собой, перед другими. Мы называем это "совестью". 
Но чаще это просто форма эгоизма,  которую мы нарекли красивым словом.

Поступить по совести —  значит сделать выбор, 
осознанно,  после внутреннего анализа добра и зла.

Грызите яблоко раздора — оно полезно для вашей совести. ;


Рецензии