Сыны света

Чем отличаются святые от рядовых  людей? Святой – значит другой, иной, отсюда и «инок» – насельник монастыря, стремящийся к святости.

Что характеризует этих «иных» людей? Прежде всего, это однозначное избрание пути добра (а не зла), глубокая  вера  и  горячая  любовь к Богу.

Казалось бы, стандартные определения, ведь многие считают себя верующими и даже любящими Господа. Но это не так.
 
Святые таинственно ощущают свою единосущность с Богом, их отличает преобладание любви к Нему над всем остальным в этом мире, непреодолимое стремление быть рядом с Ним, все узнавать о Нем, жертвовать чем-то ради Него, превозносить, благодарить и т.д. Более того, для них мирская суета становится чуждой, они без всякого насилия над собой расстаются с былыми привычками и контактами и удаляются от людей.

Именно горячая любовь к Богу в итоге приводит к аскетизму, а не наоборот. Отсюда и характерное для многих подвижников ежедневное служение литургии даже в полупустом храме, столпничество, сон не в кровати, а сидя или стоя на коленях и т.д.

Способны ли мы с таким накалом возлюбить невидимого Бога, пренебрегая ради Него всем остальным? Из ответа на этот вопрос и становится ясно, чем отличаемся мы от святых.

При этом возникает вопрос: почему в душе одних (очень, кстати, немногих) появляется и всю жизнь бушует этот мощный огонь, а множество других остаются равнодушными и далекими от всего этого, хоть ты им тысячу убедительных доводов приведи?

Протоиерей Андрей Ткачев как-то обмолвился, что мы живем на оккупированной дьяволом территории и являемся поколением, которое не видело живых святых. Хотя  в XX веке их было немало – Иоанн Шанхайский, Лука Войно-Ясенецкий, Серафим Вырицкий, Лаврентий Черниговский и т.д. Что лежит в основе их появления?

Попытку объяснить это предпринял протоиерей Олег Стеняев в своей лекции «Псалтырь царя Давида».

Из Торы мы знаем, что Бог в первый день творения создал СВЕТ и отделил его от тьмы, однако только на четвертый день Он сотворил Солнце, Луну и звезды (Бытие 1:1-5, 14-19). Что же представляет собой это первоначальный свет?

Олег Стеняев полагает, что после сотворения видимых светил первозданный свет был сокрыт Богом для праведных, из него Бог сотворил небожителей, а отделение света от тьмы означает отделение добрых ангелов от злых, которые позже пошли за дьяволом. У апостола Иоанна находим выражение о детях Божьих и детях дьявола (1Ин. 3:10).

Этот первозданный свет видели древние евреи во время их исхода из Египта, трое апостолов видели его во время Преображения Христа, этот же свет будет освещать весь мир вместо Солнца в новом Иерусалиме.

Апостол Иоанн в своем Евангелии утверждает, что в начале истинным Светом явился Сам Христос: «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир: в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал; пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, ВЕРУЮЩИМ ВО ИМЯ ЕГО, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:9-12).

Там же говорится, что «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).  То есть, все люди, приходящие в земную жизнь, просвещаются светом от Бога, что объясняет наличие религиозности в каждом народе. Но все ли они в дальнейшем усыновляются Богом, становясь СЫНАМИ СВЕТА, ибо Сам «Бог есть свет» (1Ин. 1:5)? Судя по вышеизложенному, только верующие. На этом же акцентирует Христос, обращаясь к апостолам: «Доколе свет с вами, ВЕРУЙТЕ в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36).
 
А вера, как известно, Божий дар (Еф. 2:8). Даруется она ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ, в каждом конкретном случае которой может лежать либо обетование избранным, либо проявление славы Божьей, либо урок для отпадших, либо другие факторы с учетом личных качеств рождающейся в мир души. В Книге Притчей Соломоновых сказано, что «ГОСПОДЬ ВЗВЕШИВАЕТ ДУШИ» (16:2). Ему изначально ведомо все, Он определяет достойных усыновления и дает им в дальнейшем ВЕРУ, возгревающую любовь к Богу и ПРИ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ИХ ЖИЗНИ ведет к стяжанию Святого Духа и святости с обретением соответствующего светового нимба вокруг головы, который мы видим на их иконах.

Неисследимы пути Господни (Рим 11:33), но одно непреложно для стремящихся встать на путь святости: Богу нужно УГОЖДАТЬ, ходить Его путями, смиряться и считать все происходящее с нами проявлением Его воли.
 
Когда Бог отобрал все, что имел пророк Иов, он сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Книга Иова 1:21). И сказал Иов своей жене ропщущей: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (книга Иова 2:10).  В итоге Господь позже щедро вознаградил Иова за достойно пройденное испытание.

А каков же удел неверующих? Исходя из определения их как сынов дьявола, следующих за ним повсюду в своей земной жизни и возлюбившими тьму больше света (Ин. 3:19), их место – в аду, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12).

При этом все эти судьбоносные для каждого человека процессы были предопределены в самом начале сотворения мира: «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16).


Рецензии
Понравилась статья - познавательно, логично.

Тайна, конечно, остаётся... но и путь избавления показан:

"Неисследимы пути Господни (Рим 11:33), но одно непреложно для стремящихся встать на путь святости: Богу нужно УГОЖДАТЬ, ходить Его путями, смиряться и считать все происходящее с нами проявлением Его воли".


Борис Силуанов   23.04.2020 15:39     Заявить о нарушении