Лебедзь, Лебедевы, Лебеджевы

Лебедзь, Лебедевы, Лебеджевы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Неизвестная история мусульман Украины

***

Неизвестная история мусульман Украины
Говоря об истории Ислама в Беларуси, мы привыкли говорить о татарах Беларуси, Литвы и Польши. И в этой связи многим будет интересно, что на территории Украины в Ровенской и Хмельницкой областях в течение веков тоже жили мусульмане, которые были частью нашего народа.
В городе Острог и деревне Ювковцы стояли мечети, были мизары. И сейчас есть семьи с татарскими фамилиями Байрашевские, Лебеди, Казакевичи, Ждановичи и другие. В семьях в качестве реликвий хранятся рукописные хамаилы.

Белорусский исследователь татарско-мусульманской письменности Михаил Тарелко утверждает, что язык этих хамаилов не отличается от подобных памятников письменной культуры в Беларуси.

К сожалению, большинство татар Западной Украины ассимилировалось, перестало быть мусульманами. И поэтому изучение их истории вдвойне интересно для нас, как нам не последовать по их пути и как сохранить свою религию и культуру.

Ювковцы: татарская «Атлантида» Волыни
https://islam.by/post/yuvkovtsy-tatarskaya-atlantida-volyni





Гальма к чаю, или О чем узнала я как званый гость в семье лидских татар

***

15 Марта 2016 1903

«Лідская газета» периодически рассказывает о национальных меньшинствах, которые проживают в нашем регионе, знакомит читателей с их обычаями, культурой, историей. Когда я, как журналист, решила познакомиться с лидскими этническими татарами, оказалось, что их количество в нашем городе совсем небольшое…

…Говорили мы и о татарских фамилиях. За 600 лет со времени переселения татар у них появились фамилии, трансформированные на местный манер, – Шабанович, Курманович, Криницкий, Хазбиевич, Якубовский, Ассанович, Радлинский, Милькаманович и другие, а также не имеющие ничего общего с тюркским корнем – Лебедь, Мухля.

http://lidanews.by/news/life/5844news.html




Список фамилий татар Речи Посполитой

Сайт
 TATARZY POLSCY

Лаховичи
,
Лебеджевы
,

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Лабусевич , Лахович , Лебеджев , Левандовский , Левашков , Легушевич , Леджинский , Лелаков , Лембович , Лемуцевич , Липков , Липский , Лисовский , Лихачов ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Лебедзь
LEBIED herbu abd
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

1. Князья Лебедзь герба Лабендзь (лит.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Дворянскоге Депутатское собрание Виленской губернии.

***

http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=0


Лебедзи (Лебедзь, Лебедзя) (татарский род),


http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=all





Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:

ЛЕБЕДЗЬ (герба Ла-бендзь);

Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Лебедь

***

Статья Рахметолла Байтасова.

Моя двоюродная сестра Лебедь (из Ризвановичей) Зоня Алеевна (г.Ивье, Беларусь). Муж Зони из г.Новогрудок.

По С.Дзядулевичу род Лебедь использовал герб Labedz.

В конце XVIIIв. жили три брата Лебедь:
Александр, Якуб и Франтишек.

Сын Александра Самуель подтвердил дворянство в 1819г., имел имение в Новогрудском повете.

Якуб был муллой в Белостокском повете.
Затем перешёл в Ошмянский повете, муллой в Довбучки.
Приобрел деревню Дзираки (Dzieraki).

Его сыновья: Абрагам, владелец Дзираков; Амурат, женатый на Шарифе Яблонской и Йозеф, генерал-майор РИА (похоронен в г.Одесса).

Франтишек Лебедь в 1773г. служил товарищем в полку передней стражи.

Его сын приобрел имение Церешки (Ciereszki) в Ошмянском повете.

Сыновья Самуеля: Салих, полковник РИА, Александр, владелец Церешек.

С.Думин: Lebiedz - Labedz, 1598 Ajsa, landlord in Siehda, Wilno gubernia.

https://vk.com/photo12523752_456239584




Бальмонт(Лебедева) Вера Николаевна (мать поэта)

***

Мать Константина Дмитриевича Бальмонта происходила из древнего татарского княжеского рода. «Родоначальником был князь Белый лебедь Золотой Орды. Быть может, этим отчасти можно объяснить необузданность и страстность, которые всегда отличали мою мать и которые я от неё унаследовал, также как и весь свой душевный строй», — писал поэт в 1903 году. Он не просто любил свою мать, он её боготворил.







Рассказ про сорок из трёх тысяч татар Литвы

***

Тема эмигрантов и беженцев для Европы нынче очень актуальна. Многие европейцы поделились на два противоборствующих лагеря. Одни с радостью готовы приютить у себя на Родине людей иного вероисповедания, другие же категорически против любых непрошенных гостей, особенно проповедующих мусульманскую религию.

В этом плане Литва стоит особняком. Ведь мусульмане для нашей католической страны обыденность. Из всей Прибалтики только у нас стоят мечети, которым не одна сотня лет и официально считают себя мусульманами более трёх тысяч жителей Литвы.

Как же так получилось что литовцы живут бок о бок с исламской религией уже шесть столетий и при этом абсолютно из-за этого не переживают? Ответ можно найти в небольших деревеньках неподалёку от Вильнюса.

Мы побываем лишь в одной, но с очень характерным названием 40 татар (Keturiasdeimt Totori). Заинтриговал? Тогда вперёд!

Удивительно, но уже около восьми столетий назад у тогдашнего Великого княжества Литовского начались складываться вполне деловые отношения с Монгольской империей, основанной Чингисханом, а позже и с её преемницей Золотой Ордой. Но особенно тесными и даже дружественными они стали около шести столетий назад во время правления Великого князя Витаутаса или Витовта.

Политиком и военноначальником он был знатным. Ради благого дела трижды крестился то в православии, то в католичестве, при этом оставаясь по сути язычником. Витаутас постоянно заключал союзы с соседними государствами и тут же разрывал их. Он же создал боеспособную армию, которую не без оснований опасались все соседи. Именно он сдружился с небезызвестным ханом Золотой Орды Токтамышем и в своё время предоставил ему и его войску убежище в Литве. Тогда-то и появились в наших краях первые татарские деревни.

Татарам были даны немалые привилегии. Они могли исповедовать свою веру, строить мечети и не менять своих устоявшихся обычаев. Взамен от них требовалось исправное несение воинской службы. Их поселения размещали у важных торговых путей в княжестве так, чтобы те с случае опасности могли быстро встать на их защиту. Татары отлично обжились на новых территориях и даже прозвали Великого князя Витаутаса „белым ханом“. Себя же они называли от немного исковерканного слова мусульмане – бисурмане, трансформировавшихся в ставших нарицательными бусурман.

Сам Токтамыш постепенно утратил своё политическое влияние и был убит в одном из сражений за наследие Золотой Орды. Правда, другой мусульманский предводитель Улу-Мухамед, долгие годы проживший на территории современно Литвы и даже участвовавший на стороне Витаутаса в знаменитой Грюнвальдской битве, сумел не надолго захватить власть в Золотой Орде и даже основал Казанское ханство. Но к тому моменту, обосновавшиеся в Великом княжестве Литовском татары уже чувствовали себя, как дома.

Из поколения в поколения они оставались профессиональными военными и поэтому были всегда важной силой при любых правителях. В Речи Посполитой было несколько татарских полков. При правлении Российской империи был сформирован Литовско-Татарский конный полк. Даже Наполеон пользовался их услугами во время своего похода на Москву.

Воевали они и во время последних двух мировых войнах. На вильнюском военном кладбище в Антакальнисе есть отдельная секция, отданная под могилы татарских военных. Вроде как, в истории насчитывается аж 25 литовских татар, достигших генеральского чина.

На данный момент, как я уже говорил, в Литве проживает более трёх тысяч человек, считающих себя татарами по национальности. Еще несколько тысяч их живёт в соседней Польше (я как-то писал об одной татарской деревне в тех краях). Больше же всего татар сохранилось в Беларуси – порядка 7 тысяч.

Но вернёмся к нашей деревне Сорок Татар под Вильнюсом. Её история несколько выбивается из моего рассказа. Основана она была шесть столетий назад после похода Великого князя Витаутаса в Крым. После успешной военной кампании там назад он привёз несколько десятков семей тамошних татар, которым отдал земли неподалёку от Вильнюса. Тогда же в Тракай обосновались и караимы, всё из того же Крыма.

У названия деревни Сорок Татар есть своя интересная легенда. Якобы, здесь поселился именитый татарин из Крыма с 4 жёнами, каждая из которых родила ему по 10 детей. Так появилось и название у этого места.

Сколько сейчас в деревне татар не могу сказать, но именно здесь действует одна из четырёх литовских мечетей. Ей более двух столетий, а построена она была на месте намного более древнего сооружения, которое сгорело во время Наполеоновского вторжения 1812 года.

Здание мечети практически квадратной формы. Жаль мне не удалось здесь попасть во внутрь. По описаниям, это строение отличается тем, что внутри нет такой важной для мусульман детали, как михраб.

Здесь же рядом находится одно из трёх местных кладбищ, которому тоже не одна сотня лет. Многие могилы очень древние с едва различимыми надписями. А часть, и вообще, просто отмечена характерными безымянными камнями.

Есть и несколько современных, хорошо присмотренных могил, которые говорят о том, что татары всё ещё проживают в этой деревне.

Здесь хорошо осознаёшь, что мусульмане в Литве уже давно равноправная часть нашего общества. При этом испокон веков они не несли угрозу местным жителям, а как раз наоборот защищали их от непрошенных гостей. Не правда ли, очень символично для нашего не простого времени?

https://lavagra.livejournal.com/219885.html





Списки жертв

Лебедев Нурмухамет Валиахматович
Родился в 1871 г., г.Агрыз; татарин; крестьянин.. Проживал: г.Агрыз.
Арестован 19 июля 1931 г.
Приговорен: ОГПУ ТАССР 20 сентября 1931 г., обв.: 58-8. ("бывший крупный торговец, убийство фининспектора").
Приговор: дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан
Лебедев Нурмухамет Валиахматович
Родился в 1871 г., Татарстан, г. Агрыз; татарин; крестьянин, бывший крупный торговец.. Проживал: Татарстан, г. Агрыз.
Арестован 19 июля 1931 г.
Приговорен: ОГПУ ТАССР 20 сентября 1931 г., обв.: 58-8. ("убийство фининспектора").
Приговор: дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан




Четыре русских спецназовеца уничтожили 80 чеченских боевиков

***

Анатолий Лебедь был особенным командиром. Этот человек ходил в рейды по горам, прыгал с парашютом и при этом не имел ступни. Он потерял ее во время операции в Улус-Керта в 2003 году. Для него сделали исключение и оставили служить. Никто не ожидал, что в 2004 он уже станет командиром разведгруппы 45-го десантного полка и получит звание капитана.

В январе 2005 группа Лебедя из четырех человек шла по лесу у села Сельментаузен. По сведениям где-то здесь собралась большая группировка боевиков. Разведчики должны были найти ее и доложить командованию. Но группа натолкнулась на дозор и замаскированный лагерь. Времени на раздумья не было и спецназ принял бой.

Боевики сперва они решили, что против них целая армия. Выпрыгивающих из землянок боевиков спецназовцы встречали плотным огнем. Подойдя поближе, Лебедь и его группа забросали землянки гранатами.

Оставшиеся боевики бросились врассыпную оставив позиции. Всего неприятель потерял около 80 человек. Десантники не потеряли ни одного человека.

За этот подвиг президент наградил Анатолия Лебедя званием Героя Российской Федерации.






Лебедь Александр Иванович

***

…Еще две нестыковки, доступные проницательному наблюдателю, относятся к вопросу национальному и вопросу конфессиональному, которые Лебедь то и дело затрагивал на выборах.

“В России масса полукровок - говорит Лебедь. - Сам - полу-хохол, полу-русский”. А потом: “Я не варяг. Я русский, я из России. Это все моя земля”. Так русский или полу-хохол? Если остановиться на втором, то почто же генерал недобрым словом вспоминает своего бывшего соратника Скокова, который заявлял, что “русских нет, а есть хорошо забытые евреи или плохо забытые татары”? Ведь этот полюбившийся Лебедю “афоризм” он не постеснялся (и не испугался!) произнести прямо накануне голосования….

http://www.zlev.ru/56_20.htm


Рецензии