Князь Г. Г. Гагарин о политике России на Кавказе

СПЕШУ ПОДЕЛИТЬСЯ НАХОДКОЙ В РГВИА- Российском государственном военно-историческом архиве. УСЛЫШЬТЕ ПРЯМУЮ РЕЧЬ, ГОЛОС КНЯЗЯ Г.Г.ГАГАРИНА!
КНЯЗЬ Г. Г. ГАГАРИН О ПОЛИТИКЕ РОССИИ НА КАВКАЗЕ..
Письмо флигель-адъютанта князя Г. Г. Гагарина князю
А. И. Чернышеву

21 декабря 1844 г.
Милостивый государь, князь Александр Иванович!
Имев счастие оценить не один раз всю возвышенность чувств Ваших, князь, равно как рвение самое пламенное ко благу общему и любовь к правде, я смею надеяться, что Ваше Сиятельство позволите мне выразить со всею откровенностию и прямодушием некоторые мои мысли, обратившимся во многом в убеждение, которые почерпнул я в двухкратном пребывании моем на Кавказе. Если Ваше Сиятельство …найдете в нем хотя одно замечание, основанное на истинных или хотя одну мысль полезную для применения, то я почту себя награжденным свыше всякого ожидания; более того, я возымею самые высокие надежды для будущности того края, в котором, побывав однажды, нельзя не принимать живейшего участия.
…. каково было мое удивление, …когда я узнал, что все места чиновников были на откупе у начальника уезда, который, …. давал эти места лишь тому, кто решался жить лихоимством, грабежом и притеснением несчастных туземцев. Чем более объезжал я покоренный край, тем более расширялся круг моих сведений на счет несправедливости всякого рода.
Чем более созерцал я восхитительную природу Кавказа, тем более его статные жители казались мне храбрыми, сметливыми и покорными, тем преступнее и ненавистнее казалось мне незаконное управление ими....
Я не имею намерения входить во все подробности злоупотреблений чиновников, они к несчастию слишком известны всякому, кто побывал на Кавказе, потрудился взглянуть на управление края; но уверен, что все те, которые слышали жалобы народа и суждения тамошних здравомыслящих и благонамеренных людей, могут согласиться со мною, что настоящая болезнь, что главная язва Кавказа гнездится в безнравственности чиновников; не говорю о главных, они мало доступны; но второстепенных, которых постоянное сообщение с народом дают сему последнему самое ложное понятие о нашем правительстве и духе народа!.... Народы, прежде вполне нам преданные, питают к нам лишь чувства тайной ненависти или презрения, или непреодолимой недоверчивости!
…Если так неблагоприятно об нас мнение племен одинаковой с нами веры и покорившихся нам добровольно, можно себе представить, что думают о нас племена, которые отказывались принадлежать нам…
... При всем недостатке к нам уважения и доверчивости не можем ли мы привязать к себе кавказские племена, заставив их найти собственную очевидную выгоду в нашем владычестве.
Вот мысль, которую желал я достигнуть, развить в той надежде, что она одна может согласовать три важные условия: искоренение злоупотреблений, мирную будущность и образование края…
…Если я ошибся, то льщу себя надеждой, что Ваше Сиятельство простите мне в уважении искренности и благонамеренности моих убеждений.
С совершенным уважением и преданностию имею честь быть
Вашего Сиятельства покорнейшим слугою
флигель-адъютант князь Гагарин

№ 2
Ответ военного министра князя А. И. Чернышева на письмо флигель-адъютанта князя Г. Г. Гагарина
[Конец 1844 г.]
Милостивый государь, князь Григорий Григорьевич.
Содержание письма Вашего Сиятельства от 21 декабря …я долгом счел всеподданнейше довести до Высочайшего сведения.
Государь Император по прочтении труда Вашего изволит находить весьма похвальным, что флигель-адъютанты Его Величества занимаются изложением мыслей и замечаний своих по предметам столь важным в отношении к пользам службы и к благоустройству государства.
О таком Высочайшем отзыве, приятным долгом поставляя уведомить Вас, милостивый государь, прошу принять уверение в совершенном моем к Вам почтении.

Князь Чернышев
(Чернышев Александр Иванович (1785-1857) — возглавлял военное министерство Российской империи в 1832-1852 гг. С 1848 г. занимал должность председателя Государственного совета. Пользовался большим доверием императора Николая I. Являлся противником ведения широкомасштабных боевых действий с горцами)
Текст воспроизведен по изданию: “Надо, чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько и мы в его удержании” Князь Г. Г. Гагарин о политике России на Кавказе. 1844 г. (Князю Г.Г.ГАГАРИНУ в 1844 году было 34 года)

РЕЧЬ О КАВКАЗЕ...НО РАЗВЕ ТРУДНО СПРОЕЦИРОВАТЬ ИЗЛОЖЕННОЕ Г.Г.ГАГАРИНЫМ ВООБЩЕ НА ВСЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ?


Рецензии
Мне кажется ,дорогая Алла, что самой яркой иллюстрацией политики империи на Кавказе является вторая глава " Героя нашего времени" Лермонтова.
Печорин умыкнул красавицу кумычку ,ради сиюминутной прихоти и в конце концов.... Ну печальный конец этой истории вы наверняка знаете

Алексей Смит   23.04.2020 10:37     Заявить о нарушении