Однофамильцы

Почти в самом центре Потсдама находится улица с таким родным для нашего слуха названием Puschkinallee. Это Александровка — заповедный уголок русской культуры, в которой располагаются четырнадцать деревянных рубленых изб и православная церковь, возвышающаяся на холме Kapellenberg. История этой маленькой деревни связана с событиями, происходившими в Европе в начале 19-го века, и с теми особыми дружескими отношениями, которые связывали прусского короля Фридриха Вильгельма III с императором России Александром I, когда русские и прусские войска объединились против Наполеона и вместе выиграли решающее сражение под Лейпцигом.

Большинство русских солдат вернулось после войны в Россию. Но часть из них русский царь подарил своему союзнику — прусскому королю, ведь солдаты были крепостными, их можно было дарить, продавать, и никого это не удивляло.

Сейчас Александровку посещает много туристов. Вот и я, гуляя однажды по русской деревне весной 1998 года, увидела худощавого седого мужчину, по виду моего ровесника. Он, ловко орудуя большими садовыми ножницами, подстригал разросшиеся перед домом кусты.

Я остановилась перед деревянным домом, над окнами которого висели таблички с надписями: Василий Шишковъ, Николай Шишковъ (по-русски) а дальше — Hans Schischkoff, Helmut... и, наконец, Horst Schischkoff — нынешний хозяин. Увидев, что я стою и читаю, он заговорил сам. Узнав, что я из России, даже пригласил в дом и сад.

В большой комнате на стене в старинной деревянной раме висел портрет его прапрадеда Василия в военной форме, а на другом портрете — он с невестой и подпись по-русски «Кольцо на моей руке — знак верности на всю жизнь».

Мой новый знакомый, потомок русского солдата, разговорился и рассказал о жизни своей семьи во время войны.

Рассказ Хорста Шишкова.

Мой отец был на фронте, а мы с мамой оставались дома. Всем было ясно, что эта ужасная война идет к концу. Матери прятали сыновей в подвалах, т.к. нацистские главари бросали в пекло боев даже подростков.

Незадолго до этого мой отец после госпиталя заехал к нам домой — у него был кратковременный отпуск. В принципе, отец мог бы из этого отпуска и не возвращаться — никому до него не было бы дела. Но чувство долга стало для него роковым.

Он явился в назначенный срок на потсдамский сборный пункт у J;ger Tor и… получил под свое командование роту юнцов-школьников. Им раздали старые винтовки, привезенные со склада, с которыми они не знали что делать. Отцу было приказано срочно показать им приемы стрельбы и вести в бой против русских. Он отказался выполнить этот приказ, граничащий с безумием, и был расстрелян в тот же день. Школьников повел в бой другой…

Жители Александровки спасались от бомбежек в подвалах. Туда доносились орудийные залпы и стрельба — бои шли уже рядом. В последнюю неделю апреля все стихло, 27-го апреля 1945 г. в город вошли советские войска.
Мы, дети, сидели с матерью в доме, удивляясь тишине. Вдруг в калитку постучали. Все замерли…

— Наверно, это отец! — крикнул я и побежал открывать. Но это был не отец. У ворот стоял молодой советский солдат с автоматом через плечо в незнакомой военной форме, на голове пилотка с красной звездой. Он смотрел на табличку над окном, щурясь от солнца, и улыбался.

Страх у меня сразу прошёл: раз улыбается, значит, стрелять не будет. Солдат ещё раз посмотрел на надпись и вслух прочёл: «Шишков». А потом спросил удивлённо:
— Ты что, Шишков?
— Ja (да), — ответил я.
Солдат рассмеялся, ударил себя в грудь и весело сказал:
— Я тоже Шишков! — и хлопнул меня по плечу.

Мы стояли под деревьями, светило солнце, первая мирная весна. Солдат поправил ремень автомата на плече и пошёл дальше, махнув рукой, а я вернулся в дом. Весть о смерти отца семья получила позже.

Выйдя на пенсию, господин Шишков собрал много интересных материалов об истории русской деревни. Занимаются этим и многие энтузиасты. В одном из домов русской деревни открыт частный музей, где можно ознакомиться с этими материалами.

Этот дом, оставшийся без хозяев, специально выкупил у города живущий в Западной части Германии врач Герман Кремер, который создал специальный фонд. Основная идея доктора — «Новые поколения не должны утерять то, что было создано предками, а для этого надо прикладывать усилия и вкладывать средства, иначе всё зарастёт травой забвения». Но благодаря таким людям этого не произойдёт. И, гуляя по русской деревне, вы можете посетить этот интересный музей, увидеть предметы быта русских солдат, старинные фотографии. В одном из залов стоят бюсты прусского короля Фридриха Вильгельма III и его друга российского императора Александра I. Его именем и названа русская деревня Александровка — островок русской культуры в Потсдаме.
;


Рецензии