Она выбрала горькую Родину

Рассказывает Ольга Зайченкова,жительница Украины

Я познакомилась с этой молодой красивой женщиной в Потсдаме, куда она приехала в гости к своему жениху — гражданину Германии, после заключения брака Ольга будет жить здесь в Потсдаме.

Она мне рассказала, что во время войны её бабушка была угнана в Германию вместе с такими же, как она молодыми девушками на принудительные работы. Ехали они в товарных вагонах со страхом и слезами в неизвестность. Некоторые пытались бежать, но кончилось это для них трагически.

После приезда все попали в разные места, и судьбы у них сложились по-разному. Ей, в отличие от других, можно сказать, повезло. Она работала служанкой у одной семейной пары. Она старательно выполняла всю домашнюю работу и заслужила их уважение. Постепенно отношение к ней стало более тёплым, она научилась говорить по-немецки. Несмотря на хорошие условия, Анна тосковала по родине и, слушая сводки новостей по радио, с нетерпением ждала прихода наших войск. Её хозяева слушали эти новости с другим настроением, и однажды хозяйка спросила её, что она планирует на будущее:

 — Я думаю, что ваши скоро будут здесь. Подумай, стоит ли тебе возвращаться на Украину. Там ведь всё разрушено, жизнь будет очень трудная. Мы с мужем посоветовались и хотим тебе предложить остаться жить у нас. Мы тебя полюбили, детей у нас нет, будешь нам как дочка и наследница нашего дома и сада.
Аня сразу ей не ответила, но поблагодарила и обещала подумать. Но это была только отсрочка, потому что для себя она уже всё решила: она вернётся домой. Это решение было шоком для её хозяев, они ещё пытались её уговорить. Расставание было тяжёлым, все плакали.

Анна вернулась в родное село к матери, вышла замуж за фронтовика. По тем временам это была большая удача, поскольку мужчин после войны осталось мало. У её мужа — моего деда были свои достоинства, но и один большой недостаток. Как и многие фронтовики, после войны он часто выпивал и после этого становился совсем другим человеком. Выдержать это было трудно, но бабушка терпела и прожила с ним всю жизнь.

Некоторые из её подруг в Германии согласились на предложение союзников уехать в США или Канаду. Позже, когда это стало возможно, они присылали оттуда посылки родственникам на Украину. Насколько я помню, бабушка никогда не жалела, что вернулась на Родину. И эту историю она мне рассказала уже в те годы, когда об этом уже можно было говорить. А я иногда теперь думаю, что если бы она тогда осталась у своих хозяев, то и её жизнь сложилась бы по-другому, и я, её внучка, родилась и жила бы здесь.
;


Рецензии