Умань. Черкасская область

Есть столицы административные, есть культурные и финансовые,  а есть религиозные. Как Мекка. До Мекки мне как до звезды. Зато практически в ста километрах от дома находится Умань. Такая же религиозная столица, как и Мекка, только для хасидов. Сюда они совершают паломничество и четыре дня празднуют свой  иудейский Новый год. Почему именно Умани выпала такая честь, а не, к примеру, Жмеринке? Да потому что по традиции, чтобы  наступающий год прошёл  на ура, его непременно надо встретить у могилы святого - цадика Нахмана. Вот и приезжают в сентябре евреи-хасиды  из ближнего и дальнего зарубежья в провинциальный украинский городок, чтобы на улице имени русского поэта А.С.Пушкина, где  находится   синагога с могилой еврейского святого, отметить свой праздник. Поэтому в сентябре в Умань лучше не соваться, если вы не хасид, конечно. В это время в городе всё баснословно дорого и рассчитано на кошельки приезжих богатеньких Буратино.

А в остальное время года баснословно дорого только в еврейском квартале и только в заведениях кошерного общепита. Убедилась на собственном кошельке. Но зато вся эта кошерная снедь до чего чертовски вкусная. Особенно с разными соусами и приправами. Вот так через желудок мы приобщились к древнейшей культуре. Но чтобы вкусить эту  кошерную снедь и приобщиться к древнейшей культуре, надо было попасть в еврейский квартал.
Пройдя по немыслимо кривым, неухоженным спускам и подъёмам, мы оказались как заправские нарушители границы, в совсем ином государстве. Почти все вывески в еврейском квартале, как и положено, на иврите. Обслуживание в заведениях общепита - на иврите. Какой такой закон о государственном языке? Здесь другие законы. Государства Израиль. Хочешь работать - учи иврит. И наши дивчыны и парубки таки учат. А шо делать? Доедать последний хрен без соли хочется далеко не всем. Способность наших людей мимикрировать и приспосабливаться поражает. Язык учат буквально на ходу, грамоту осваивают не отходя от барной стойки. Конкуренцию на рынке труда, пусть даже в еврейском квартале, никто не отменял.

То, что мы попали туда, куда и планировали, понятно стало не только по вывескам на иврите, но и по одежде прохожих.  Мне хасиды напоминают русских староверов своей консервативностью. Как носили они тысячу лет назад кипы, так и носят. Вот только не понятно, как она держится на голове? Может, за счёт благочестивости  её хозяина? Там же, меня посетил ещё один вопрос: каким образом делаются пейсы? Оказывается, их можно отрастить самим, а можно купить хасидскую шляпу с уже готовыми закрученными спиралью пейсами.

И это ещё не весь "джентельменский набор". Истинный хасид должен иметь  бороду. Торой запрещено состригать волосы на пяти точках лица: подбородке, щеках и висках. Отсюда такие окладистые бороды и пейсы. А вот о бритье в Торе не сказано ничего. Казалось бы, процесс один и тот же. А подход разный. Наверное, правоверные евреи очень любят процесс бритья, раз среди них так много было брадрбреев.
Вот и все, что мне удалось посмотреть и узнать за полтора часа, проведённых в еврейском квартале.

Какой самый еврейский город на Украине?
Одесса, Львов или Днепропетровск? Забудьте. Самый еврейский город - это Умань. Да, здесь нет Стены Плача и Гроба Господня. Но для хасидов Умань святее Иерусалима. Две столицы- один мир ( пардон за пафос). И мы таки в нём побывали.

О еврейском квартале и особенностях его уклада и быта знают немногие. Умань - небольшой городок, но знаменит далеко за пределами Украины  другой достопримечательностью. Вот о ней-то знают практически все и везде на постсоветском пространстве. И хотя бы раз сюда стоит заглянуть, в великолепный Софиевский парк, которому уже более двухсот лет.

Раньше, сравнивая "Софиевку" с Петергофом или Никитским ботаническим садом, я автоматически записывала "Софиевку" в аутсайдеры. Только спустя много лет, я поняла, что нельзя сравнивать красное с тёплым. В основу их создания заложены абсолютно разные идеи.  Как  сейчас бы сказали по-современному -"концепции". Если Петергоф - это ода красоте и совершенству, то "Софиевка" - ода любви и Природе. Здесь гармонично сочетаются растения, камень и вода. Это не просто парк развлечений, а живая история вечной любви. Все гиды "Софиевки" именно с этого начинают свои экскурсии.

Даже без  гида вам станет понятно, что в ландшафтном дизайне превалирует эллинская тематика: древнегреческие мифы, сюжеты из гомеровских поэм "Иллиада" и "Одиссея". На каждом шагу на вас с постаментов смотрят если не древнегреческие боги, то философы с поэтами. У речек, озёр, остров, гротов, нагромождений каменных глыб за редким исключением греческие названия.

Речка Каменка, протекая через "Софиевку", становится Ионическим морем. А как же иначе. Мы же на минуточку в Греции, а не где-нибудь в Черкасской области.
 
Здесь течёт самая настоящая подземная река Ахеронт ( или Стикс). За мзду малую Харон переправит любителей пощекотать себе нервы в Ахеруйское озеро.

В гроте Каллипсо можно загадать желание. Но чтобы оно сбылось надо три раза обойти вокруг центральной колонны и провести рукой по деревянной колодке. Проверила на себе. Не знаю как, но это работает.  Там всегда толпится народ. Но это не единственный грот. Есть ещё гроты Аполлона и Фетиды, Сциллы и Тантала. Но они исключительно для любования. Желания там загадывать - пустая трата времени.

Греческая тема была бы не полной без Итаки, родины Одиссея. Конечно же, такой остров имеется. Он там, где ему положено быть - в Ионическом море. А в самой северной части парка в Верхнем озере есть рукотворный остров Анти- Цирцея. Согласно мифам, Цирцея превращала людей в животных. Но, побывав на этом чудесном маленьком островке, становишься, наоборот, немножко человеком. Не зря его ещё называют остров Любви.

Наверное, самое любимое место в парке - это водопады. Здесь всегда больше всего посетителей. Но даже их многоголосый гам не перекрывает шум падающей воды.

Все значимые места парка объединены не только общей идеей, у каждого из них своя история создания, Все эти гроты, фонтаны, мостики, скульптуры не просто так разместили в парке. Они несут в себе определенный символ, напоминание о минувших событиях радостных и печальных.  Каждый уголок парка несёт в себе  потаённый символический смысл. Даже выбивающаяся из общей греческой темы Александрийская Стелла, увенчанная двуглавым орлом, очень символично расположена в центре парка.

Современные мужчины (кто покруче), демонстрируя  широту своей души и кошелька, что тоже немаловажно,  дарят своим дамам сердца салоны красоты и бутики, дабы те реализовали свои амбиции и выносили мозг подчинённым. Двести лет назад мужчины были куда более романтичными и дарили своим дамам сердца шикарные парки, чтобы те не тосковали по своей далёкой родине.

Совсем недавно рядом с Софиевским парком был открыт парк "Фэнтези". И я добралась я до этого новшества, чтобы камня на камне не оставить от замысла современных ландшафтных дизайнеров. Если основной идеей парка   "Софиевка" является эллинская тема, то  парк "Фэнтези" создавался по принципу "всё смешалось в доме у Облонских". Но объединяющий элемент в новом парке таки присутствует. Это речка Уманка. Вот на эту тонкую струйку, как на гвоздь, нанизаны тематика японского эпоса, украинских народных сказок, фонтан, водопад, сад "живых" скульптур, детская площадка с претензией на мини- аттракцион. Входной билет  за дизайнерский винегрет неоправданно завышен. Ни уму, ни сердцу. Второй раз туда я бы не пошла.


Рецензии