Факты и иллюзии

В последнее время  думать становится все труднее.
Чувствуешь  бесполезность всех начинаний перед  лавиной глобальных (и локальных)проблем. Думать о будущем  детей становится в особенности трудно.  Я, предположим, достаточно пожил и видел краски этого мира – но они,  с чем они столкнутся на  изувеченной, запачканной и невосстановимой Земле?  Мысль о том, что детям придется столкнуться с непреодолимыми препятствиями, возможно голодом, насилием или болезнями, трудно переносима. Посмотрите фильм Дорога 2009 г.

После просмотра документального фильма Джеффа Гиббса «Планета людей» (он есть в свободном доступе на YouTube) опять  охватило чувство бессильной ярости.  Мои собственные дети говорят: не смотри новости, не расстраивай себя.   Но я не могу. Я никогда не стремился  к  обману. Возможно это следствие моего научного опыта - в науке, как и в жизни,  все должно быть честно.  Для меня даже боль бывает предпочтительнее ложного комфорта.  Но беда в том, что, «наука идет параллельно реальности. Американский поэт-негуманист Робинсон Джефферс говорит, что «человек должен открывать для себя истину», однако наука и математика «опасные средства», они «идут параллельно реальности, они символизируют ее, смотрят на нее украдкой, никогда не прикасаются к ней» Еще более опасными представляются иллюзии в науке.

Иногда наука мимикрирует под истину. и тогда с ней особенно трудно бороться. (Сегодня это хорошо чувствуется на примере техно-мистицизма).
 
Временами во мне просыпается ярость. Я вспоминаю все моменты моей, в общем-то слабой, борьбы с людьми и обстоятельствами, моменты, когда я отступал, то ли из-за малодушия, то ли ложной вежливости.  Мое привилегированное положение не требовало особых  усилий. Все шло своим чередом, одна диссертация, вторая. Я увлекся электромагнетизмом.  Наука позволяла скрыться от грубой реальности дня, вынося за скобки факты жизни. Но факты никуда не деваются. Они остаются и рано или поздно начинают бить в барабан.
 
О том, что факты важнее науки (я имею в виду прежде всего  т.н. «технонауку»), я начал понимать только со взрывом ядерного реактора на чернобыльской станции. Разрушение природы и любимых с детства мест открыло мне глаза на чудовищность происходящего.   Смерть близких людей – еще один пример фактов, против которых  наука бессильна.  Последним фактом, возможно будет смерть природы или моя собственная смерть.

И здесь возникает искушение забыться, уйти в беспочвенные фантазии. Это могут быть всевозможные религиозные надежды.  Иллюзии начинают атаковать факты. Факты становятся фактоидами.  Неудивительно, что многие кончают жизнь самоубийством, не найдя ответа ни на один вопрос.

У меня  тоже нет ответов.
 
Факты сами по себе, конечно, тоже не дают ответов, но они, по крайней мере, отрезвляют.  Начинаешь больше ценить жизнь, не пытаться дать всему объяснение или уйти в фантазии.  Видишь, что природа идет своим чередом, невзирая на все человеческие подлости.
 
     Каждую зиму океан подмывает землю,
     каждое лето
     солнце высушивает и разрушает. 
     Упрямая трава–пожиратель камней,  не замечая звёзд,
     изменяет цвет от серо-голубого до бледно-зеленого,
     смеется над людьми и скоро возьмет вверх:
     её семена впитают артерии и покроют лица.

                (Р.Джефферс, Нарушенный баланс)
 
   
И это факт.


Рецензии
Трагедия современного человечества в том, что оно сначала отказалось от опыта сотен поколений людей живших до нас, просто объявив их огульно «заблуждениями», после полностью доверившись «научному знанию». Но «научное знание» - это инструмент ясного, проверяемого и беспристрастного познания мира. Метафорически - это «глаза мысли» человечества, которыми оно всматривается в кромешную тьму бесконечного Космоса.
Когда-то оно начало угрожать безраздельной доминации капитала, а после и вовсе доказало гибельность капитализма для человечества и планеты. На помощь капиталистам пришли услужливые философы-постмодернисты, нагнавшие бескатегориального дурманящего тумана. Они щедро сыпали псевдоинтеллектуальной мишурой, пританцовывали перед властьпредержащими, написали вялые, расплывчатые и путанные тексты и умерли....оставив после себя вконец лишенную категорий и опорных точек интеллектуальную среду.
Умные и великолепно образованные, они наделили глобального буржуа методоми низведения и уничтожения всякой опасной им теории. Глобальный буржуа через университеты и научные лаборатории финансировал именно тех ученых, которые были ему полезны, или хотя бы неопасны (занимались мало кому понятной, и мало кому нужной ерундой), вместе с тем подавляя противоречившие их интресам исследования честных и неподкупных ученых.
Сейчас ученые не имеют единого междисциплинарного языка, у них нет возможности придти к единому мнению по наиболее болезненным для человечества проблемам, которые уже угрожают его существованию. Ученые вместо поиска истины, занимаются «выбиванием» денег для более-менее сносной жизни и построением карьер в сложившихся условиях.
Если два ученых на один и тот же вопрос дают диаметрально разные ответы, то это не означает что оба «правы», но только что или оба «неправы», либо «прав» из них только один, а другой заблуждается (добросовестно или нет, это - уже другой вопрос). Науку сделали посмешищем именно тогда, когда смогли купить ученых. Магнаты же не «за просто так» были основателями и спонсорами многих западных университетов. Ну а теперь, как говорят современные мещане, мы имеем то, что имеем.

Нестор Утопист   27.04.2020 19:26     Заявить о нарушении
Спасибо за ваш отклик Нестор. Но я был удивлен вашей критикой постмодернизма, который, по моему мнению, как раз направлен на развенчание непогрешимости рационального знания. Как раз такое знание и оказалось иллюзорным, приведя к неисчислимым бедам (атомные войны, разрушение природы, вторжение в клеточные механизмы, электронный мистицизм, искусственный интеллект и пр.)
Мой небольшой, как сейчас модно говорить нарратив, написан вполне в духе пост-модернизма.

Вот например, что написано о нем в Википедии (в русской Википедии совсем другой и запутанный текст, который возможно сбивает с толку):
Постмодернизм обычно характеризуется скептицизмом, иронией или неприятием великих нарративов и идеологий модернизма, ставящих под сомнение различные предположения рациональности Эпохи Просвещения. Постмодернистская критика охватывает универсальные понятия объективной реальности, морали, истины, человеческой природы, разума, НАУКИ, языка и социального прогресса. Постмодернистские мыслители часто обращают внимание на условную или социально обусловленную природу требований к знанию и систем ценностей, позиционируя их как продукты определенных политических, исторических или культурных дискурсов и иерархий. Соответственно, постмодернистская мысль в целом характеризуется тенденциями к самореферентности, эпистемологическому и моральному релятивизму, плюрализму и непризнанию авторитетов.
Постмодернистские критические подходы приобрели популярность в 1980-х и 1990-х годах и были приняты в различных академических и теоретических дисциплинах, включая культурологию, ФИЛОСОФИЮ НАУКИ, экономику, лингвистику, архитектуру, феминистскую теорию и литературную критику, а также художественные движения в таких областях, как литература, современное искусство и музыка. Постмодернизм часто ассоциируется с такими школами мысли, как деконструкция, постструктурализм и институциональная критика, а также с такими философами, как Жан-Франсуа Лиотар, Жак Деррида.

Другими словами, моя критика науки в целом совпадает с постмодернистами.

Виктор Постников   27.04.2020 21:42   Заявить о нарушении
Рациональное знание – тонкий инструмент познания мира. Само по себе оно нейтрально, как и всякий инструмент. Когда рациональное знание попадает «в руки» грязных дельцов и мерзавцев, оно становится оружием порабощения и уничтожения, в чистых руках оно же способно творить истинные чудеса.
Все беды нашего мира происходят не по вине «рационального знания», но потому что его используют в своих целях негодяи и глупцы, которые даже до конца не осознают каким могуществом оно обладает. Для них оно всего лишь «средство» для достижения их вобщем-то довольно ничтожных целей.
Постмодернизм – кто бы что ни говорил, это размывание и обесценивание всякого «знания», привнесение лишних отвлекающих оттенков в четкие и ясные категории аппарата познания мира, своего рода затыкание рта всем несогласным выдуманным фальшивым языком. В целом, постмодернизм больше напоминает сложную и разветветленную интеллектуальную игру для пресыщенных постаревших мальчиков-умников. Постмодернисты разрушили категориальный аппарат философии, сделав суждение затруднительным и двусмысленным. Они вообщем-то оказались бесплодны, ведь они даже и не искали истину, они больше заботились о благосклонности академического сообщества и своих карьерах.
В Вашем тексте я не усмотрел ничего вообще «постмодернистского». Вы посредством слов передали ясным и понятным языком без выкрутасов то, что Вы думаете и чувствуете. Нет, Виктор! Вы – не постмодернист!

Нестор Утопист   27.04.2020 21:43   Заявить о нарушении
Нестор, разумеется, я не релятивист, хотя бы потому, что для меня важны этические нормы и знание. Тем не менее, они диктуются не модернизмом, построенном на антропоцентризме (прогресс, техно-наука, право, и т.п.), а приходят из другого мира, превосходящего мир людей.

Виктор Постников   27.04.2020 22:16   Заявить о нарушении
Нестор, я продолжу свою критику. "Научное знание" давно перестало быть ориентиром для человечества. "Классическая" наука, берущая начало у Ньютона, Декарта и Бэкона, видела во вселенной лишь "полезную" механику. Жизнь сводилась к бесчувственной материи, животные к механическим игрушкам. Все подлежало измерению. Техника, прямая наследница этой парадигмы, привела ( и приводит) к неисчислимым бедам. (Я уже повторяюсь). После новой(квантовой) физики, материя уже не просто кубики, это вероятности. Энергия - загадка. Мир не детерминирован, он тоже загадка. Человек и мир находятся в одном непрерывном континууме. Отсюда восстание против "объективной истины", которой, как оказалось, не существует. Это породило новое восприятие у художников (импрессионисты) писателей, философов. От Ницше до Борхеса. Атомная бомба и концлагеря дополнили разрушение мифов. Бог оказался обманщиком. Теперь очередь за капитализмом. Кто идет ему на смену, пока не ясно. Пост-модернизм это огромное движение за новую культуру и мышление, (неомарксизм, экзистенциализм, феноменология, и т.д.) к несчастью осталось человеко-центричным, более того, непонято и невостребовано народом. Требуется еще более радикальный взгляд на мир, может быть, отрезвление от цивилизации, может быть возврат к средневековым до-ренессансным мистикам, не отделявшим природу от человека. Теперь вы понимаете, к чему я клоню. Экоцентризм, пока что в начальной, зародышевой стадии, но он должен стать началом Нового ренессанса. Он даже не попадает в перечень современных философских направлений. И понятно почему. Он ведет к другим, more-than-human, ценностям. Все оказывается важен и вирус, и дикая природа, и чистая вода. И человек более не хозяин и не вершит судьбы, а сам висит над пропастью.
Факты и иллюзии - это Сцилла и Харибда, между которыми придется проходить человечеству. Факты - теперь уже "необъективная" наука, из которой надо будет убрать все лишнее. Харибда - напрасные иллюзии. Ну, вот, кажется я прояснил свою точку зрения.

Спасибо за отклики, Нестор. Удивительно, что кроме вас, эти вещи мало кого интересуют.


Виктор Постников   30.04.2020 21:01   Заявить о нарушении