Нужен ли мат?

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».
А. Н. Толстой.

- Русский язык - велик и могуч! – убеждённо говорила нам учительница по литературе.
И я с ней полностью согласна. Стоит только взять в руки книгу любого нашего великого писателя, и ты погружаешься в утончённый, певучий, выразительный и меткий мир слова.

По мнению иностранцев, которые изучают наш язык, он безумно сложный, но такой, такой – красивый, всеобъемлющий и глубокий.
Чего стоят наши буквы и звуки (Ё, Й, Х, Ц, Ш, Щ, Ы, Ъ, Ь), рода и падежи, склонение и наклонение, ударение и произношение.
Ты только вдумайся! Бедненькие.

То, что мы имеем по праву рождения, им достаётся лишь через труд.
Ещё у них есть стереотипные представления о русских: водка, гармошка и медведи, что не соответствует истине, так сюда же добавляют Русский мат.

Русский мат — бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений.*
*Определение взято с Википедии.

В деревнях существовало убеждение, что если научить ребёнка мату, он быстрее заговорит.
И я помню, как малышей учили говорить бранные слова, а кто-то разучивал песенки и стишки.
***
На завалинке старой избушки сидят старики, да старушки. И занимаются обучением деток.
- Егорка скажи: «Иди на х.й» - медленно проговаривает бабка Клавка.
- Иди на х.й – повторяет Егорка.
Баба Клава заливисто смеётся и хвалит внука.
- Как жизнь? – приподнимая брови, спрашивает дед Паша.
- За…сь – громко и чётко выговаривает гордый малыш.
- Ай, ты молодец! – всплеснув руками, умиляется баба Галя.

- А мой-то, стишок знает – хвастается баба Глаша. - Федька, ну давай, расскажи нам стишок – подбадривает его.
Федька, старательно произнося каждое слово, проговаривает:
- По леке плывёт топол,
Из села Кукуева.
Почему же ты не тонешь?
Железяка ху.ва.
Все собравшиеся, покатываются со смеху, а бабу Глашу распирает гордость.

- Нюрка, спой нам песенку , которую позавчера учили – говорит дед Богдан.
Нюрка, стесняется, краснеет и неуверенно запевает:
Какой-то стрелочник пи.да,
Остановил все поезда.
Невзгоды б..дь, невзгоды.

На втором куплете, уверенности в голосе прибавилось.
А я, как сука с котелком,
Пятьсот километров пешком.
По шпалам б..дь, по шпалам.
Закончила петь, под аплодисменты девчонка.

И по сей день, в деревнях существует это заблуждение, но я уверяю тебя – это предрассудок и не самый лучший способ обучения.
Сначала ты будешь радоваться и смеяться, может даже хвалить, а когда чадо подрастёт, ты же будешь ругать, отвешивать поджопники / подзатыльники, пытаясь убедить, что эти слова ругательные и произносить их нельзя, особенно детям.

Я вижу здесь противоречие здравому смыслу.
Согласись, ведь это глупо. Разве нет?

Возможно, кому-то и идёт выражаться, а кто-то лучше бы и вовсе не пробовал, так как смешон.
Возможно, в определённый момент времени крепкое словцо – к месту, как пример: вывести человека из ступора или наоборот отрезвить.

Я не разделяю, мнение людей, об употреблении матерных слов в повседневной речи.
Неприятно слушать речь, в которой кроме «пииииии» больше нет слов.
Представь ширину словарного запаса такого человека?
Представил?

Один человек, как-то убеждал меня, что с помощью мата можно передать глубину эмоции.
Может быть и можно, но это будет скупо, поверхностно и примитивно.

Тогда как, используя нормативную лексику в описании чувств и эмоций, можно применить множество красивых, глубоких, звучащих и выразительных слов, что гораздо приятнее и разнообразнее, к тому же продемонстрирует обширный словарный запас.

Чем больше слов знает и употребляет человек, чем чище и благозвучней, тем более развита его речь и разум.

И напоследок, цитата русского писателя девятнадцатого века И.С.Тургенев:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

П.С.: Следи за речью, в словах есть сила.

#ваша_Я


Рецензии
Здравствуйте, Ирина.
А я была свидетелем того, как в небольшом городке России учили девочку матерным словам. Да-да. И было это не в прошлом веке, а всего лишь двадцать лет назад. Я была настолько шокирована, что до сих пор у меня учащается пульс, вспоминая это.
Так вот оказывается для чего: "Чтобы быстрее заговорил".
У меня есть горький опыт, когда эти слова действительно что-то решали.
И об этом я написала в рассказе "Великий могучий". Все события имели место быть. Увы …
Спасибо, мне очень понравился Ваш материал.
Наш русский язык настолько богат, что все эмоции можно высказать, не засоряя его. Вы правы.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   24.04.2020 14:33     Заявить о нарушении