Аттестация на семейном обучении

Самое сложное и неприятное на семейном обучении сегодня - это промежуточная аттестация. Один ФГОС оказался недостаточно конкретным, второй - недостаточно гуманным. До тех пор, пока надзорные органы наконец наведут порядок в этом вопросе, промежуточную аттестацию проходить как-то не хочется.

Мне кажется, сегодня это совсем не обязательно. В первую очередь потому, что в документах, касающихся семейного обучения, до сих пор не прописан механизм финансирования семейного образования из средств государственного бюджета, а следовательно отсутствует возможность принуждения родителей, осуществляющих обучение своего ребенка без помощи государства, вне стен учебного заведения и за свои средства, к более-менее систематическому отчету перед представителями государственной системы образования, которая никак им не помогает.

Мы - сами. Сами выбираем программы, сами проверяем качество знаний и их эффективность. Нам бывает сложно, особенно поначалу. Хотите помочь? Проконсультировать? Проверить качество знаний? Пожалуйста. Но содержание и объем этой помощи мы тоже будем определять сами.

...вот и я не сдержалась, снова заговорила на бюрократическом языке. От него веет страхом и несвободой, как и от всей НАШЕЙ сегодняшней системы обучения. Запредельная бюрократизация этой системы - её главная проблема.

Выходя из системы (не по собственной воле и, хочется верить, временно), родители имеют в виду в первую очередь возможность избавить ребенка от страха, стресса и давления, которые, по их субъективному, но родительскому мнению, представляют собой реальную угрозу здоровью трепетно любимых маленьких людей, здоровью физическому и психическому. Доказательств опасности этой системы достаточно, сами знаете. В ряде случаев уйти из школы на семейное - прямая родительская обязанность, невыполнение которой может привести к непредсказуемым, зачастую очень печальным последствиям.

Принимая бюрократические правила в своем новом качестве, в качестве НЕЗАВИСИМЫХ учителей собственных детей, мы получаем те же... сливы, что и в школе, только в профиль). И это нас совершенно не устраивает.

Поэтому для начала давайте попробуем снова начать говорить по-человечески. Какой-такой АТТЕСТАЦИИ для своих детей хотят родители и какая ОТЧЕТНОСТЬ нужна самим детям (или, прости Господи, обучающимся)?

Мой ребенок, например, вообще не очень понимает, что и кому он должен СДАВАТЬ. Он вполне представляет себе ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ разговор с кем-то взрослым, умным и доброжелательным, с ЧЕЛОВЕКОМ, который скажет ему: "Ну, расскажи мне, что ты уже знаешь, и я буду учить тебя дальше." То есть аттестацию вполне уместно будет провести перед возвращением в школу. Ребенок еще маленький, поэтому хочет и имеет право разговаривать с Человеком, но никак не с бюрократической машиной.

И в этом случае, конечно, да здравствует аттестация!

"Я вот по-английски говорю только с мамой каждый день и еще иногда с двумя-тремя англичанами по скайпу. Маму я уже обогнал, а англичане почти всегда заняты... Я еще смотрю фильмы на английском, но далеко не всё понимаю... Вы мне поможете? Будете со мной разговаривать? Отвечать на мои вопросы? Нет? Очень жаль. Тогда до свидания!"
"А свой русский я вообще не могу вам сдать! Он же мой, родной, я с ним родился. Мама говорит, что нужно учить правила... и знаете для чего? Я тут еще начал учить арабский и надеюсь, что у меня будет много друзей мусульман, для которых русский язык не родной. Теперь, когда я учу правило о том, что слово "суп" нужно ПРОВЕРЯТЬ, я уже не пугаюсь. Потому, что понимаю: моим друзьям из Азербайджана эта информация когда-нибудь обязательно пригодится)"
Дорогие наши бюрократы от образования! Мы с вами прекрасно знаем, что в нашей стране есть совсем пока не плохая Конституция, есть достаточно прогрессивные Законы, есть наконец система ПОДУШЕВОГО финансирования образования, в рамках которой на каждого, прости господи, обучающегося, ежегодно выделяется сумма порядка ста тысяч (да-да, рублей).

Выходя из системы, мы не только СПАСАЛИ НАШИ ДУШИ, но и сэкономили нашему государству изрядные деньги, которые, конечно, были потрачены на вещи более важные... чем обучение наших детей. Мы не требуем НАЗАД этих денег, мы просто хотим, чтобы нас перестали пугать бесконечными АТТЕСТАЦИЯМИ и для начала оказали хотя бы какие-нибудь образовательные услуги (из числа тех, которые действительно будут полезны нашим детям).

В столице нашей Родины (и может быть не только там) труд родителей в рамках семейного обучения вообще считается РАБОТОЙ и даже частично оплачивается, более того, там оплачивается и сама аттестация, становясь, таким образом, вполне законным мероприятием в рамках общего учебного процесса.

Я же, приходя в школу (и даже принимая представителей школы у себя) всё время слышу только одно: ВЫ ДОЛЖНЫ АТТЕСТОВАТЬСЯ, но мы вам ничего не должны, нам за вас не платят.

Понимаете ли вы, что сам факт ОТКАЗА от услуг школы, которая нам предлагается, говорит о том, что система образования (и чем дальше, тем больше) систематически не проходит нашу, РОДИТЕЛЬСКУЮ АТТЕСТАЦИЮ.

И да, у всех "участников образовательных отношений" есть права и обязанности. К девятому классу мы вместе, каждый со своей стороны, свои обязанности выполним и тогда проведем замечательную, интересную и полезную аттестацию "в интересах ребенка". Но до этих пор наши с вами АТТЕСТАЦИИ всегда будут взаимными. И пока и без того до предела замученные учителя никаких КОМПЕНСАЦИЙ за работу с семейниками не получают, аттестация останется незаконным мероприятием.

Продолжение следует, надеюсь)


Рецензии