Из Автобиографии Софронова Гавриила Георгиевича

    Я, Софронов Гавриил Георгиевич, родился 28.04.1914 г. в I Кангаласском наслеге Среднеколымского района Якутской АССР, в семье крестьянина-середняка.В 1931 г. отца раскулачивали. Когда его восстановили в правах в 1934 г., у него не осталось никакого состояния. Наша семья никогда не эксплуатировала чужого труда, никогда не было хамначитов (батраков). Когда мать умерла (1923 г.) и старшие сестры вышли замуж, дома остались четыре мальчика и две девочки (младшие), даже тогда у нас не было домработницы.
     Помню, первые годы отец сам готовил еду. Мы, дети, были очень плохо одеты (некому было шить и починить). Постепенно мы сами научились все делать. Я был дома главным поваром, дояром, уборщиком коровника, с успехом возил на себе скотский навоз. В 1925 г. я поступил в Енженскую школу. Но в дальнейшем меня отпускали в школу только после подледного лова рыбы. Поэтому каждый год почти не учился до зимних каникул. Учился всегда хорошо, лучше своих ровесников. Там я стал секретарем комсомольской ячейки. Весной 1928 г. мы узнали, что где-то в Абые появились белобандиты. Наш учитель Колесов И.Е. собрал небольшую дружину для охраны школы. Днем отдельными группками мы ходили в разведку до Мас-Мунга и до озера Очон Эмээхсин под видом ловли куропаток петлями, вооружившись ножами, луками со стрелами. Теперь из этих ребят жив коммунист Винокуров Н.С. – председатель колхоза им. Ленина в Нижнеколымском районе.Зимой 1928-1929 г.г. впервые я с Гуляевым ввели физкультурную зарядку для пионеров своей школы.В 1929 г. окончил Енженскую начальную школу и осенью поступил в городскую семилетнюю школу г. Среднеколымска. Успешно прошел чистку комсомола.Весной 1930 г. Окружком Комсомола поручил мне и Борисовой М.Д. впервые организовать комсомольскую ячейку в I Кангаласском наслеге.Летом 1930 г. мы организовали комсомольскую ячейку и учили комсомольцев грамоте. Из этих комсомольцев еще живы Батюшкин Н.Н. – зам. Председателя Райсовета и Третьяков Н.М. – председатель колхоза им. Сталина.Таким образом, с мая 1930 г. по 3 февраля 1931 г. я был бесплатным учителем взрослых. Только 4-го февраля 1931 г. мне вручили приказ Районо о моем назначении учителем взрослых. С тех пор по сегодняшний день работаю на ниве народного просвящения.17 ноября 1931 г. был назначен заведующим Верхнеколымской начальной школой, где впервые провел всеобуч.Осенью 1932 г. был командирован заведующим Дирин-Кельской школой (Байды). Там тоже провел впервые всеобуч и работал 2 года. С 1934 по 1938 г.г. работал заведующим Ат-Асатарской школой.В 1938 г. был командирован на учебу в Якутск. В 1941 г. окончил учительский институт и направлен в п. Зырянку учителем истории и географии. Но 22 июня я явился в Якутский облвоенкомат с письменным заявлением отправить меня на фронт. Несмотря на это, нас, всех северян отправили по местам назначения. В Среднеколымском районе работал 1 год учителем, второй – директором, третий – завучем. Шла Отечественная война. Воспитывал учащихся патриотизму, подвигам. Но меня угнетала мысль: говорю много, а делаю почти ничего.
В первых числах июня 1944 г. получил отпуск и в этот же день улетел в Якутск на свои сбережения и явился в облвоенкомат с заявлением отправить меня на фронт. Зав. отделом кадров Минпроса Коммунаров К.А. уговаривал меня остаться. Я отклонил его доводы. Собираться пришлось быстро. Вещи оставил временно на частной квартире. Третьяков Н.М. должен был отправить их в Среднеколымск. Но нечестные люди присвоили наши вещи безнаказанно. Неудача преследовала меня: отправили на Восток.Только в марте 1945 г. с трудом попал на фронт. Начал воевать с Польши и кончил в Чехословакии. На фронте был до конца рядовым в пехоте. Все время находился в действующей армии. У меня не было особых подвигов. Несколько раз меня представляли на награждение. Но кончил войну без наград. Это очень оригинально. В начале ноября демобилизовался из Венгрии. Приехал в Среднеколымск и работал в городской школе. Летом 1946 г. поехал в Якутск на учебу и окончил ЯПИ в 1948 г. Работал 1,5 г. директором Среднеколымскй средней школы. Уволился по собственному желании. Работал учителем до июля 1953 г.Затем 3 года работал в Тувинской АО учителем средней школы. Там имел благодарность с занесением в личное дело.С 1956 по 1959 г.г. работал директором вечерней школы в г. Среднеколымске.С августа 1959 г. работаю рядовым преподавателем Среднеколымской средней школы.У меня давно была мысль обязательно овладеть хотя бы одной отраслью хозяйства данного района, ведь мы учащихся призываем идти на производство. Поэтому в этом году я пошел в колхоз рыбачить вместе с нашими учащимися: под дождем и снегом тянул невод, работал на веслах, встречал шторм, питался вместе с ними. Итог: сдал рыбу на сумму 5405 руб. в счет колхоза. И доход буду делить с ними вместе по трудодням. Еще хочу в ближайшее время освоить специальность дизелиста. Всегда принимал и принимаю активное участие в общественной жизни города. В настоящее время, агитирую в 5-ти квартирах, состою членом МК и РК союза учителей и депутатом горсовета.
Гавр. Софронов, 1966 г.

Материал подготовил Юлий Гавриилович Софронов, сын Софронова Гавриила Георгиевича.


Рецензии