Из бассейна не вернулся

Беда ходит за нами по пятам, коварно подстерегая момент, когда мы зазеваемся, поведём себя излишне самонадеянно и на мгновение забудем об опасности, которая рядом. Ужасно и непростительно, когда жертвами беспечности взрослых становятся дети. Уж они-то о грозящем несчастье и не подозревают, доверяя нам себя целиком.

На моих глазах «Волга», на большой скорости обходя троллейбус, высаживающий пассажиров, сбила 9-летнего мальчика, снеся ему полголовы. Он первым выскочил из-за троллейбуса, и в следующую секунду дикий крик не удержавшей внука бабушки огласил окрестности… Четырехмесячной малышке сделали инъекцию вакцины, не потрудившись удостовериться в отсутствии противопоказаний и поленившись навестить ребёнка после прививки – девочка с родителями жила слишком далеко от поликлиники, в деревне - и кроха умерла… Мама с лёгким сердцем отвела маленького сынишку в бассейн – не будет после школы болтаться на улице и плавать научится под присмотром тренера, но из бассейна мальчик не вернулся… Этот скорбный перечень вы можете продолжить сами…

НИКТО НИЧЕГО НЕ ВИДЕЛ

Алёша* с мамой долго искали кружок или секцию, куда бы можно было ходить после уроков. Изостудию в доме культуры почему-то закрыли, на фехтование брать мальчика не спешили, находя какие-то причины и отговорки, и они выбрали бассейн. Благо, Аквацентр недалеко от дома, минут пятнадцать пешком, так что со временем Алеша, которому скоро должно было стукнуть восемь лет, вполне мог бы ходить туда сам. «Не понравится, найдём другую секцию!» – настраивала его мама. Но Лёше понравилось сразу. И уже на второе занятие он бежал рядом с мамой вприпрыжку, предвкушая, как будут сегодня разучивать скольжение под водой. С группой, в которую записались Лёша и еще несколько ребят из его класса, работала тренер детско-юношеской спортивной школы по прыжкам в воду Марина Карпинская. Плавать начинающие спортсмены еще не умели.

Наталья Сергеевна, проводив сына до бассейна, попросила приятельницу, остававшуюся в вестибюле Аквацентра до конца занятий, чтобы та вместе со своим мальчиком забрала и Лёшу, а сама поспешила на работу в колледж. Через час в вестибюль спустилась ватага ребят, которая вразнобой сообщила своим ожидавшим мамам, что Лёша наверху, ему плохо. Ко входу подъехала «скорая», медики в белых халатах помчались в бассейн, вслед за ними устремилась и не на шутку встревоженная приятельница Натальи Сергеевны…

Вспоминает тренер Татьяна Крыштапович:

- В 15 часов я вошла в бассейн. Там уже были Марина Карпинская и Тамара Сильванович со своими детьми, человек по 10 -11 у каждой. Все три детские группы тренировались на одной дорожке, первой от бортика. Мои дети плавали напротив лесенки по центру. Левее, метрах в пяти – Марина со своей группой, а правее, метрах в трёх – Тамара. На остальных дорожках – посетители. Марина отошла со старшими детьми к тумбочке, расположенной в торце бассейна. Они отрабатывали прыжки. Младшие оставались у бортика и по очереди выполняли полученные задания. Потом они все собрались на прежнем месте. И продолжали заниматься. В 15.45 прозвенел звонок. Посетители пошли в душевые, их сеанс был окончен. Вдруг Марина дёрнула меня за руку и, показав на чёрное пятно в глубине бассейна, испуганно вскрикнула: «Что это?!» Я отбросила мобильник, шлёпки и прыгнула в чём была в воду…

Этот прыжок хорошо видел с противоположного берега бассейна новый инструктор Аквацентра Александр Сагайдак:

 - Около 15.30 я поднялся на 3-метровую вышку, оттуда удобнее наблюдать, хорошо видно дно. Посетителей было немного: четыре женщины, мужчина, два пацана-подростка. От детей их отделяла пустующая дорожка. На дне никого не было. В 15.42 я спустился, дал звонок и вернулся к бассейну. Дети из ДЮСШ еще занимались. А минуты через две после звонка я услышал крик. Увидел, как Татьяна прыгнула в воду и выплыла с мальчиком. К ним бежал инструктор Шагун. Я тоже подбежал.

Короче, пять взрослых - спортсменов было на тот момент в бассейне.

…Нырнув, девушка нащупала на дне тело ребёнка, который лежал лицом вниз под разделяющим дорожки канатом с раскинутыми в стороны руками. Она подхватила лёгкое тельце, вытолкнула его на поверхность и подтянула к бортику. Это был семилетний Алёша из группы Марины. Шагун и Марина стали делать мальчику искусственное дыхание. Изо рта сразу пошла коричневая пена, воды не было. Врача Аквацентра найти не могли. Татьяна кричала на весь бассейн, чтобы вызвали «скорую». Прибывшие медики пытались реанимировать Алёшу, но безуспешно.

Был мальчик – красивый, черноглазый, крепенький – и не стало. Как он ушёл под воду, никто из находящихся в бассейне 10 взрослых и 30 детей не видел! Лишь одна малышка как будто заметила, как Лёша пробовал сам выполнить скольжение. Он нырнул под воду, проскользил до троса, разделяющего дорожки. И пропал. А Марина Генриховна, по словам девочки, тем временем сидела у воды и наблюдала за старшими ребятами.

СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НЕ БЫЛО

Много лет назад, когда ФОК (старое название Аквацентра) только открылся, в его бассейне утонул мастер спорта – отказало сердце. Потом бог как-то миловал. Хотя случаи, когда ребята то воды нахлебаются, то ко дну пойдут, бывали, но всегда тренеры успевали прийти на помощь. Спортивная школа по прыжкам в воду арендует в бассейне одну дорожку, с тумбами и вышками для прыжков. Её глубина от 2 метров до 5 в том месте, где прыжковая яма. Малолеткам - несколько раз с головкой!

Вряд ли мамы, отдавая своих чад на плавание, предполагали, что их будут обучать на столь серьёзной глубине. Поблизости от прыжковой ямы и тренировались две группы Марины Карпинской. Не умеющие плавать малыши кучковались на ступеньке, что тянется вдоль борта, однако ухватиться там не за что, кроме как за пластиковое покрытие пола, вровень с которым плещется вода! И начинающие, и умеющие плавать тренируются вместе. У детей должны быть поплавки – но их нет! У ДЮСШ, видите ли, нет денег на спасательные средства.

В Аквацентре поплавки и жилеты есть, но мало, и предназначены они для посетителей, а не для воспитанников спортивных школ. Их безопасность администрацию бассейна не заботила. Бросает школа малолеток в воду, как котят? Это её дело. А наша хата с краю…

Знай любая мама, что её ребёнка тренируют на 2-метровой глубине, какая не нашла бы деньги на поплавок? Да она притащила бы его на первое же занятие! Но в технологию тренировок мам не посвящали и на занятия не пускали. В то время как в других бассейнах города родителям разрешают понаблюдать за обучением малышей.

Лёшу нашли на глубине 2,24 метра. Почему-то напротив того места, где занималась с детьми Тамара Сильванович, метрах в десяти от Марины. Как он туда попал? Перепутал группу, тренера? Пошёл по ступеньке вдоль бортика вслед за Мариной, когда та повела старших к прыжковой тумбочке, и не дошел, сорвался? Ведь течения в бассейне нет, и отнести его не могло. А, может, кто-то дёрнул мальчика за ноги и уволок на дно? Четыре месяца длилось следствие. Ссадина и синяк на правой руке ребёнка, появившиеся незадолго до смерти, не могли, по заключению эксперта, стать её причиной. Но первым звеном в трагической цепи – вполне. Поэтому проверялась и версия насилия, тем более что в бассейне рядом с детьми плавали посторонние. Но она не подтвердилась.

Окончательный вывод следствия совпадает с рассказом девочки: попробовав скользить под водой, Алёша захлебнулся и ушёл на дно. Известно, что период утопления длится 5-6 минут. Видимо, столько и пробыл под водой никем не контролируемый мальчик. Поскольку в момент, когда Татьяна его доставала, Лёша не совершал активных движений, то, скорее всего, он был уже мёртв. Это предположение эксперта разом оправдывает и неудачные попытки оживить ребёнка.

Допустим, что это так. Что, когда Татьяна Крыштапович вытолкнула Лёшу на берег, помочь ему уже не мог никто – ни тренеры, возможно, неумело делавшие искусственное дыхание, ни врач Аквацентра, появившаяся только через 10 минут, ни подоспевшая «скорая». Но чтобы в течение 5 – 6 минут (а это немалое время для бассейна) никто не заметил исчезновения 7-летнего мальчика? Не вспомнил о нём, не спохватился? Непостижимо.

В СУДЕ ПЛАКАЛИ ОБЕ...

В суде, рассказывали очевидцы, плакали обе женщины: Наталья, в 50 лет потерявшая единственного ребёнка, и 30-летняя Марина, не уследившая за Лёшей и боящаяся теперь грозящей разлуки с собственным маленьким сыном. Суд признал Марину Карпинскую виновной в ненадлежащем исполнении обязанностей, повлекшем по неосторожности смерть ребёнка. Она не отрицала, что занятия проводились на большей глубине, чем допустимо, без спасательных средств, в результате чего утонул мальчик. Как это произошло, она не видела. Учтя положительные характеристики и раскаяние обвиняемой, её пощадили и приговорили к 4 годам ограничения свободы, а не лишения. То есть Марина будет жить дома, в своей семье, растить сына, работать, но каждый день обязана отмечаться  в комендатуре. По словам коллег, она была очень хорошим тренером, но в тот трагический день испытала такой шок, что и сама, без решения суда ушла бы из плавания. 2 миллиона рублей (по тем временам тысяча долларов) взыскал суд с Марины Карпинской в пользу мамы утонувшего мальчика. Считается, что эти деньги должны компенсировать моральный ущерб. Объединение «Химволокно», которое содержит спортивную школу, оплатило похороны. Никому больше обвинение не предъявлялось: ни администрации спортивной школы, ни дирекции и врачу Аквацентра.

- Удивительно, как там раньше никто не утонул, - горько замечает Наталья Сергеевна*, мастер электротехнического колледжа, которую я сразу узнала по чёрной повязке на голове.

Беседовать нам неимоверно трудно. Скоро год, как утонул Алёша, но эта рана вряд ли когда-нибудь заживёт…

- Заканчивались осенние каникулы, - медленно возвращается она в тот чёрный день, - в понедельник надо было опять идти в школу. Лёша хорошо отдохнул, мы много бывали на природе, в лесу. За первые месяцы учёбы он очень устал. Словно что-то предчувствуя, говорил: «Ну почему взрослые такие хмурые, злые, никто не улыбается? Не хочу быть взрослым!» Он всегда и всем улыбался. Мальчишки во дворе как-то даже сказали про него – «радостный мальчик». Очень добрый был, щедрый. Получит в садике подарок и несёт домой, всех угощает… Думаю, сын просто соскользнул со ступеньки и барахтался под водой – так и оказался у противоположного края дорожки, а руку оцарапал, когда пытался ухватиться за трос. Когда моя приятельница поднялась в бассейн и всё узнала, то сразу позвонила моему брату, а он сообщил мне... Несколько дней накануне мне плохо было, сны тяжёлые снились…

…В гимназии, где учился Алёша, жизнь шла своим чередом. Его одноклассники стали на год старше. На уроке рисования они лепят из глины и пластилина фигурки животных и раскрашивают их яркой гуашью. В бассейн продолжает ходить только один мальчик, остальных родители забрали. Учительница Елена Николаевна вспоминает, как приходил следователь, говорил с детьми о ЧП, каждый рассказывал по-своему, но ничего общего. Ясно лишь, что, выполняя задание, малыши были предоставлены сами себе: кто-то набирал в лёгкие воздух и опускался под воду, кто-то, держась за бортик, бил по воде ногами. Но не дрались, не баловались. На похороны дети не ходили, но родители и учителя были.

- Алёшу мы с ребятами часто вспоминаем, - грустно добавляет учительница. - Он только начал ходить в эту школу, в этот класс, а в первом мы учились в детском саду. Отметок ещё не ставили. Лёша был добрым, исполнительным мальчиком. На третьей парте сидел у окна…

Изменилось ли что-нибудь в Аквацентре и ДЮСШ после гибели Алёши? Несколько месяцев спортивную школу вообще не пускали на дорожки Аквацентра. Но поскольку своих вышек у школы нет, в конце концов договор аренды возобновили. Правда, самые младшие теперь тренируются на мелководье в бассейне «Химволокна», на другом конце города. В Аквацентре - только умеющие плавать. На посетителей, как взрослых, так и детей, этот запрет не распространяется. Денег же на спасательные средства, по признанию тренеров, у спортивной школы по-прежнему нет. Родителей, если те очень хотят присутствовать, пустить на тренировку могут. Жаль, что не делали этого раньше…

Ужас, о котором я рассказала, случился в ноябре 2005 года. Одноклассники Алёши уже давно окончили школу, получили университетские дипломы, стали взрослыми людьми.

*Некоторые имена изменены.

________________

На снимке одноклассники Алёши, 2006 год. Фото автора.


Рецензии