Комплекс садомазохизма

Садизм и мазохизм
Сам термин молодой. Он появился лишь в XIIX веке, после того как австрийский криминалист, занимавшийся исследованиями в области человеческой сексуальности, Рихард фон Крафт-Эбинг, применил его к личности Маркиза де Сада.
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (фр. Donatien Alphonse Fran;ois de Sade; 2 июня 1740, Париж — 2 декабря 1814, психиатрическая больница Шарантон (англ.)русск., Валь-де-Марн, Королевство Франция), часто именуемый как Марки;з де Сад (фр. marquis de Sade) — французский аристократ, политик, писатель и философ. Был проповедником идеи абсолютной свободы, которая не была бы ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом. Основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.
По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и/или унижений, получило (в работах сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга) название «садизм» (впоследствии слова «садизм», «садист» стали употребляться и в более широком смысле).
З. Фрейд пришел к утверждению, что смесь сексуальности и жажда смерти, разрушения образуют комплекс садизма. Но садизм может не иметь сексуальной направленности, их сочетание – один из вариантов.
Э. Фромм считал, что садизм составляет жажда власти над живым существом. Садист всегда стремиться испытать чувство своего превосходства.
 Мазохизм
Мазохизм -  склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Термин был введён психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом в 1886 году  и назван по имени писателя Леопольда Захер-Мазоха, в романах и новеллах которого описаны подобные склонности.
Сексуальный мазохизм -  форма полового поведения, при которой средством получения возбуждения и наслаждения являются страдания, причиняемые партнёром. В этом случае человек на почве половых ощущений и побуждений желает быть порабощённым волей другого лица, желает, чтобы это лицо обращалось с ним как с рабом, всячески унижая и третируя его.
С точки зрения психоанализа женский мазохизм сводился к следующему: процесс деторождения связан с получением мазохистского удовлетворения, материнство носит внутренне мазохистичный характер, менструация имеет скрытую мазохистскую подоплёку, в ранних сексуальных фантазиях и желаниях девочки стремятся быть избитыми и изувеченными отцом, при половом акте женщина бессознательно желает быть подвергнутой насилию и жестокости.
В действительности проявления садизма могут быть и у женщин, нередко достигающих наслаждения от созерцания унижений партнера, теряющего чувство собственного достоинства. [И.М. Кондаков. Психология иллюстрированный словарь. СПб.:Прайм-еврознак, 2007, с.508].
Как садист, так и мазохист нуждаются в другом существе. Человек, склонный к мазохизму, стремится сделать себе больно, ему нравится чувство унижения. Он испытывает удовольствие от причиненных ему физических и моральных страданий. Кто-то любит мучить, кто-то мучиться. Униженная личность при мазохизме получает положительную реакцию  подкрепления своего существования, положительную оценку себя – он вызывает внимание и сильные эмоции у насильника (садиста). Садист ищет свою жертву, как лекарство, излечивающего от внутреннего конфликта – самоуничтожения своего «Я».
Диоген Лаэртский приводит такой случай. Как-то к Платону пришел бедный киник, который стал нарочно пачкать пол, своими грязными ногами. На вопрос, что он делает, он ответил «я топчу твою гордость». 
Часто черты садиста связаны с сексуальной патологией, но не обязательно.
Садомазохический комплекс связан с потребностью в другом объекте рефлексии, потребности видеть себя через другого, отражаясь как в зеркале, через реакцию и восприятие другого с помощью механизма идентификации..
Садизм
Садизм - склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других.
Садизмом считаются примитивные виды стеба, где унижение переходит разрешенные рамки. Садизм как стеб представляет собой физическое унижение и демонстрацию физической слабости жертвы. Туда же можно отнести насмешки над старческой немощью, неполноценностью калеки. Это тип стеба характерен для людей с достаточно примитивным уровнем развития: детей, уголовников, умственно отсталых. Именно среди них вы можете наблюдать радостный смех, когда кого-то избивают или насилуют.
Остальные люди не считают такое поведение допустимым, поэтому им не смешно, поэтому они не считают садизм хорошей шуткой. Мы сейчас применяем это слово только потому, что хотим пояснить: вот почему они смеются в подобных ситуациях, вот почему хохочет садист или маньяк. Потому, что срабатывают примерно те же механизмы, что и в более цивилизованных вариантах: унижение другого и возвышение себя. Только для них такие способы унижения не являются запретными.


Рецензии