Московские лоции 3. Продолжение
- Иссессино. А почему сразу барсучья?
- А ты себя в зеркало видел? Типичная барсучья морда!
- Я в нём не отражаюсь, - засопела морда.
- Ах, он в нём не отражается?! А, собственно, почему?
- По кочану. Собирайся, у нас сегодня большая программа, - собралась в шесть секунд. Рюкзачок, в рюкзак водичку( неохота всякий раз спирт хлебать), сигареты, телефон. Готова!
Мы молча топали к центру Москвы. "Барсучья морда" на меня дулся. Можно подумать.
- Ты это, извини что-ли. Каждый человек похож на какое нибудь животное, вот меня отец белкой-летягой называет, я же не обижаюсь, а Машка у нас - "Внимательный". Потому как на совёнка похожа из анекдота. А ты, вылитый барсук. Это хороший зверь. Мордочка длинненькая, глазки хитренькие, а сам из себя такой кра-си-вый. И очень умный. Да, да. Ты что, барсуков никогда не видел?
- Не доводилось(Слава Богу, оттаял), я житель городской, а они у нас, видать, не водятся. А что за анекдот-та?
- Ну, приходит мужик в зоомагазин за попугаем, а ему продавец, под видом северного попугая, совёнка продал. Кто такие совы знаешь?
- Знаю, у нас на кладбище живут.
- Так вот мужик и спрашивает: "А как его разговаривать научить?", продавец отвечает: " А Вы с ним сами побольше общайтесь." Через неделю мужик опять в магазине. Продавец спрашивает: "Ну как, заговорил?". Мужик: "Пока молчит, но ВНИМАТЕЛЬНЫЙ!"
- Смешнооо! А про барсуков анекдоты есть? Расскажи, а?
- Сначала ты мне расскажи, как ты меня вчера чуть под монастырь не подвёл, я же чуть физически не пострадала за твою правду.
- Секундочку! Что значит: за мою? За Историческую Правду, а дураков везде хватает, их не пашут и не сеют, сами рождаются. И вообще: если человек дурак, то это надолго.
- Чего же ты за этими, саморождёнными, не следил, не видел, что ситуация выходит из под контроля?
- Извини, увлёкся.
- Увлёкся он... Да я там на кандидатскую диссертацию, с твоей подачи, наговорила. Аллё! Да ты и сейчас увлёкся. Куда попёр, нам налево. В больницу.
- Зачем, ты о ней уже всё знаешь. Нам дальше, на кладбище.
- Куда??? А мне туда не рано?
- В самый раз, догоняй, - и бодро пошлёпал дальше вдоль трамвайных путей.
Вот уже и пруд Бекет позади, дорога пошла в горку. Куда он меня ведёт?
- Слышь, Сусанин, далеко ещё?
- Считай пришли, вон впереди слева уже ограда кладбищенская виднеется. Нам туда.
Заходила на кладбище на цыпочках. Не то, что бы сильно боялась, скажем так - опасалась. Вообще-то я кладбищ не боюсь, я выходок его боюсь... Ну, вот - началось. И двух шагов не прошла после ворот, а уже чуть не упала. Запуталась в юбке. Тёмно-коричневая, в пол. На мне какой-то застиранный плюшевый перпельдон чёрного цвета, платочек головной повязан. За спиной котомка ощущается. Это ещё к чему? На ногах лопоточки липовые, онучи чистенькие, в руках посох ореховый, временем отполированный. Вот этим посохом я и попыталась его достать.
- Я тебя, один день, убью! Предупреждать же надо! - передо мной мялся кладбищенский сторож в рясе. Чуть святого человека не ударила. А уж и человека ли? Тоже мне - дух не святой! Прикид сменил, а вот глазки свои подлые сменить не удалось?
- Тихо будь. Мы здесь не одни, - и палец к губам прикладывает. Я оглянулась вокруг - никого нет.
- Одни, - говорю.
- А те кто в могилах? Что, не считаются?
- А что, считаются? - а у самой уже и губы затряслись.
- Ещё как считаются, - вот здесь-то мои ноженьки и подкосились. Никогда я с такого ракурса на могилы не смотрела.
- А они нам ничего плохого не сделают?
- Это как вести себя будешь.
- Тихо буду.
Мы крадучись шли по дорожке в сторону Храма. Храм ещё деревянный, могилы редкие, видать ещё всё впереди. Белая ночь на Московском кладбище - нонсенс, но, что тут не нонсенс? Современная девушка разгуливает чёрт знает с кем по погостам 18 века, вся такая средневековая. Я путалась в нелепой юбке и материлась. Сначала про себя, потом вслух.
- Костюмер, мать твою за ногу, а без маскарада нельзя? Зачем ты из меня калику перехожую сотворил?
- А чего зря народ смущать? Ещё выберутся посмотреть на новомодную красавицу. А так, кому ты нужна.
- Что значат "выберутся"? - меня как гвоздём через макушку к дорожке прибили.
- Да ты не бойся, пока они откопаются, мы уже далеко будем. А за ограду кладбищенскую им хода нет.
- Что значит "откопаются"? Ты же сам говорил, что мы в этом самом, как его, в безвременье, то есть в нигде!
- А они где? Тоже в нигде! Здесь наши координаты совпадают.
- И зачем мы только сюда припёрлись? На сов кладбищенских любоваться? Нельзя было как-то факультативно решить этот вопрос?
- Можно, но тогда ты ничего не запомнишь. Тут важна привязка к местности. Конкретные факты к конкретным историческим местам.
- Ну, так "привязывай" скорее да пошли отсюда.
Даниловское кладбище, оно же мусульманское Даниловское кладбище, оно же чумное кладбище основано указом Императрицы Екатерины Великой в 1771 году. В те годы в Москве бушевала чума, и Сенат вынес приказ - чумовых покойников не хоронить в черте города. Вот и выделили ему место тут. Площадь кладбища,... тебе в сотках, десятинах, или как?
- Мне по барабану. Закругляйся, давай. А то шпарит, понимаешь, как по писанному. В википедии нахватался, что ли?
- В "где"?
- Сказать? Или сам аналогию придумаешь? Короче - площади много, так?
- Так.
- Давай дальше, только в темпе.
- Знаменитые захоронения: Третьяковы(это те которые с галереей заморочились), Махмуда Эсамбаева(великий танцор был, почти твой современник),...
- Прямо вселенские откровения! Ради такой информации нужно было сюда тащиться? Нам, вообще-то, не пора? - из глубины кладбища заухала сова.
- А вот теперь пора! - и рванулся к выходу. Я бросила посох, подобрала юбку обеими руками и припустилась так, что сделала его на полдистанции. С котомкой! В лаптях!
Отдышаться он мне не дал даже за воротами кладбища. Потащил на лавочку в сквер, подальше от входа. Как здесь люди живут? Кладбище рядом, и название какое -то стрёмное - "Духовской переулок". "Переулок духов", что-ли?! Это вроде "Косого переулка" в Гарри Потере? Вот-вот и начнутся чудеса? Это в кино про чудеса смотреть интересно, а участвовать в них... Увольте!
- Ты чего меня не бережёшь? Я же девочка! - слёзы на глаза наворачивались сами собой, - то с хулиганьём связал, то от упырей кладбищенских бегать заставляешь, не жалко меня? Да?
- Я думал тебе интересно.
- Интересно в женской бане, а мне здесь страшно. Пошли отсюда, а?
- Только сначала расскажу тебе одну историю. Не бойся, не страшную.
"В одном царстве, в одном государстве жила-была девочка. И не было у неё счастья. Отродясь. Никогда. В игрушки она не играла, друзей не имела, а всё потому, что с самого своего рождения была изгоем для общества. Уродов общество не любит, вот и девочку не любили. Была она с рождения слепой. Родители были бедные, да и ребёнок был не первый в семье. Четвёртый. Чего нищету плодить? И решили родители, ни со зла, а токмо выгоды ради, оставить девочку в доме для урождённых инвалидов. С глаз долой, из сердца вон. Такие были времена. Но, что-то с сердцем у матери девочки согласья не вышло. Болело оно за дитя своё несчастное так, что ни днём ни ночью покоя душе не давало. Ни к какому решению прийти не позволяло. Нужен был знак свыше. Он вскорости и был дан несчастной матери. Во сне она увидела большую белую птицу. Да не простую. Птица была с лицом родного ребёнка и пустыми слепыми глазницами. Она доверчиво села на правую руку родительницы, и, женщина поняла, что никогда и ни за что она свою дочь не бросит. Утром рассказала она о своём видении мужу. Отец решение супруги поддержал, и девочка осталась в семье.
За своё чадолюбие были они вознаграждены. Но не золотом, а высшим благом для человека - любовью собственного чада. А девочка росла не простая. Что ни день, то знак, а то и знамение. Понесли в церковь крестить, только опустили ребёнка в воду, а из купели белый дым благоухает. Чем не знак? На груди сам по себе возник шрамик в виде святого креста. Опять знак? Незрячей в Храм ходила, да ни разу не споткнулась. В святой своей темноте в избе святые образа находила, сколь не прячь! Дальше больше: не токмо в темноте видеть могла, но и во времени(сегодня сказывала матушке о пожаре в родном селении, а на завтра всё и погорело, один их дом стоять остался); о великой смуте и резне кровавой предсказала - сбылось; о победе в войне над захватчиками, так сам правитель тогдашний её об этом спрашивал - угадала; о близкой смерти какого человека - так это сколько раз.
К семи годам из рук миниатюрной девчушки уже такие чудеса выходили, что разве только в сказке сказать. Болезни любые лечила, но как? А молитвой, да святой водой, да послушанием. Тут со всех волостей жди гостей. Никому никогда отказа не было. Уж сколько чудес натворила девушка никто и не считал, а вот не убереглась. К 17 годам отнялись у неё ноженьки, и стала она и незрячей и сидячей. По современному: инвалид первой группы. Да не то время и не то место в те годы были. За инвалидность денег не платили. Вот и пришлось перебираться в стольный град, да на паперть с протянутой рукой. Но Бог не допустил, народ не дал. Чудотворицу власть не любила, зато народ обожал. У себя по домам скрывал, кормил, поил, одевал. Та в долгу не оставалась. В тот дом где тогда жила, толпой с утра народ стоял за утешением. Жила святой, святой после смерти и стала".
- Красивая легенда.
- А это и не легенда вовсе. Ты думаешь я тебя из хулиганских побуждений сюда притащил? Вон оно, кладбище. А там и могилка её. А звали ту девочку Никонова Матрёна Дмитриевна. Скончалась 2 мая 1952года, а канонизировала её Православная Церковь в 1999году под именем Святой Матроны Московской. Не знала?
- Ух ты! Меня аж в пот бросило. Сама Матрона здесь лежит? Не знала.
- Сейчас уже не лежит. Святым в земле не место. Перед канонизацией её мощи были перенесены в Покровский Монастырь на Таганку. Там в серебряной раке с тех пор и покоится. Но народ могилу не забывает. Матрона ведь и после окончания своего земного пути чудеса творить не перестала. Искренняя молитва и щепоть земли с её могилы залог того, что чудо свершится.
- Так пойдём, возьмём.
- Уже не боишься? Незачем тебе туда ходить. Нужды нет и не надо попусту Святую просьбами мирскими тревожить. Тем более, что традиции изменились, так всё землю с кладбища по щепоткам растащат. Теперь сюда ходят с цветами. Возлагают всегда нечётное число(как здравствующей), а с собой забирают чётное(как память об усопшей). А вот поклониться, это всегда поощрительно. Сходи сюда, как нибудь, хоть с Машенькой, хоть с мужем, лучше все вместе. Хуже не будет. И никого не бойтесь, они днём спят мертвецким сном. И напоследок: Духовской переулок - от церкви Сошествия Святого Духа, откуда мы с кладбища драпали.
- Слушай, барсук, а ты с чего такой умный?
- Живу долго. Ну, хватит курить, поднимайся, у нас ещё много дел.
- А может, на сегодня, хватит?
- Не хватит, у тебя завтра день принятия решений, - у меня завтра день принятия решений? Не знала. Но спорить не стала. Поплелась за ластоногим дальше к центру Москвы. Жалко трамвайчики в его времени не ходят. Что-то я нынче находилась-набегалась. А этот прёт как трактор, ещё и повествует на ходу. Пришлось подтягиваться.
- ... случай феноменальный! К лику Святых причисляются, в основном, люди в церковном сане. А тут... неграмотная крестьянка. Да по какому лику святости!? Блаженная, с пометочкой: местночтимая по Московской епархии( общецерковного почитания не имеющая), а по факту - чудотворица Российская! Слукавили Святые отцы. Попасть в Святые из народа почти нереально. Попы, если сами себя и возведут, то скорее за выслугу лет. Вообще, причисление к лику Святых дело тёмное. Вот за что Николая II удостоили такой чести? Ведь при жизни никто его иначе как Николай-кровавый не называл. Ладно: мученики, юродивые, блаженные, но чего друг друга в Святые возводить? Вроде как индульгенцию дают перед Богом. Смешно! А то Господь сам не видит кто к нему пришёл. Право как в анекдоте:
" Умер новый русский. Бандит со стажем, руки в крови по плечи. Стоит у ворот Рая права качает: "Как нет в списках? Да вы здесь сдурели! Я столько бабла вашим попам отвалил, что они два храма на них построили".
Святой Пётр: "Проверим...", уходит. Возвращается: "Мы тут посовещались и, деньги вам решили вернуть!"
- Ты чего разошёлся. Тебе, что, наша Вера не нравится?
- А накипело! Под хоругвями Святыми столько всяких ... развелось. Ходят поперёк себя шире, народ учат как жить, а сами в грехах как в шелках. Вот тебя ценники в Храмах не раздражают?
- Вроде нет, а как без них?
- А так! ПОЖЕРТВОВАНИЯ! Всё на что может рассчитывать Церковь за свои услуги. А то напечатали, понимаешь, себе прейскурантов: крестится - от 3 тысяч, венчаться - от 10 тысяч(причём "от" есть, а "до" - нету), и никаких кассовых аппаратов! Записочку подать - 100 рублей! Где бабушка, с пенсией в 12 тысяч, наберёт такие деньги? Да она на паперти умрёт, а в церковь в воскресение сходит! На то и расчёт. Они же грабят наших стариков! Знаешь, как говорили в старину?
" - Кто проповедь захочет читать людям,
- Тот жрать не должен слаще чем они."
- Как ты себе представляешь прейскурант на услуги у Матроны Московской?
- Никак не представляю. Не могло у неё быть расценок на чудеса.
- Правильно, и не было никогда, а они её в "местночтимые". Глупцы обуянные гордыней! Прошло всего полвека, кто помнит о вас? А Матрону весь Христианский мир почитает, с каждым годом всё больше и больше, очереди за горизонт. Всё потому, что она была посланницей Бога на земле. ОН её послал чтобы укрепить веру в народе. ОН дарил людям надежду в её словах. Нельзя её было судить попам! Человек, творящий чудеса после окончания своего земного срока!? Да она Святая изначально! Всё, пришли.
- Куда?
- Куда шли. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Только я на территорию не пойду.
- Не пускают? Не отражаешься?
- Кто-ж меня остановит? Сам не хочу. У меня с религией свои отношения. Двоякие.
- Тогда и я не пойду. Я там сто раз была.
- Вот и правильно. Я тебе всё и так расскажу, я здесь часто бываю, холю своё одиночество.
- Зачем?
- Как зачем, нравится. Тихо здесь в скверике. Мамы молодые с колясками гуляют. Кайф.
- Да Вы, батенька, скрытый эротоман?
- Был бы эротоманом, был бы в женской бане(там интересней, правда), а так, по мне это самая приятная публика. Не шумят, не бухают, не сквернословят, всё чинно-благородно. Опять же имею свой интерес - может кто молочком угостит.
- Грудным? Ну, ты извращенец!
- Бог с тобой! У кого же сейчас грудное молоко есть, прошли те времена. Как и нонечные искусственнички предпочитаю "Детское питание".
- Так ты же дух! Как ты молоко пьёшь?
- Мне это не мешает.
- Погодь, кажется у меня, что-то завалялось, - в рюкзаке лежала Машина подманка. Две конфеты, печеньки и пакетик кефирчика(со вчерашней гулянки осталось).
- Кефир будешь?
- Ещё как.
Мы благоухали на лавочке напротив центрального входа в монастырь. Я посасывала газированную водичку, Лоцик дохлюпывал кефир. И правда - кайф.
- С чего начнём, - старший экскурсовод был готов начать трепаться.
- С того, коллега, что я сама тебе о твоём монастыре расскажу. Я тут не раз экскурсии вела.
- Валяй, мне легче.
- Начнём с того, что иконы... две! Первую писал сам Феофан Грек. Сим ликом преподобный Сергей Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву в 1380 году. Подарена была Великому князю донскими казаками(оттого и называется "Донская икона Божией Матери"). Правильно?
- А то, что икона двусторонняя, знаешь?
- Как это? А зачем?
- Затем, что некоторые иконы являются выносными. На крестные ходы их выносят. Вот и Донская имеет на обороте изображение "Успения Богородицы". Давай дальше.
- Вторая икона, - я продолжала уже не так уверенно, - была списком с первой. Написана по заказу Бориса Годунова в 16 веке специально для Донского монастыря.
- А в какой день обе иконы встречаются здесь?
- А они встречаются?
- А как же. Аккурат 1 сентября каждого года. На день рождения самой иконы, первую приносят крестным ходом из Кремля, типа в гости. Правда сейчас возят из Третьяковки.
- Я не обязана такое знать!
- Конечно не обязана. Должна! Дай конфетку. Экскурсовод должен знать всё, а не то будет мять лицо перед каждым ушлым посетителем. Вот ты знаешь почему именно здесь стояло Московское войско? Ни западнее, ни восточнее? В целом, так себе местечко для драки. Естественных укреплений нет( ни реки, ни, хоть какого-никакого, овражка), а наступала на нас конница, а мы её в чистом поле встречали. Нонсенс. А всё потому, что у нас в обороне в этом месте дырка была. В те годы только Кремль защитную стену имел(что в Москве, что в других Российских городах), а оборону "средней руки" выполняли форпосты - крепости монастыри. Левее Новодевичий, справа Данилов да Симонов, а здесь - "дырка". Не успели ничего ещё построить. И знали об этом и друзья и враги. Дальше сама.
- Летом 1591 года монголо-татарская орда под предводительством Казы-Гирея...
- Тихо, тихо, тихо. Какая орда? Вот про женский топографический кретинизм я слышал, а про исторически-патриотический - пока нет. Ты на даты посмотри, на пороге 17 век, уже Америка давно открыта, какие, на хрен, монголо-татары? Мы с ними ещё в 14 веке разобрались.
- А тогда кто?
- Крымско-татарско-ногайская орда. Крымчане-мусульмане, турецкоподданные.
- И чего они здесь забыли?
- Как и любая другая, Османская империя росла вширь. На содержание армии и чиновников требовались огромные средства, а тут Россия-матушка, с её неисчислимыми богатствами. Бери не хочу. Вот и брали. Как брали, так, щипали. Южные области, в основном страдали. Но был случай при Иване Грозном, что взяли-таки крымчане Москву. Папа Казы-Гирея и взял. 100 тысяч москвичей в полон увёл. Вот, видать, и сынок решил руки погреть у священного огня.
- А мы его по сусалам!
- Мы? Да мы должны были проиграть эту войну, как Отче наш. Посуди сама: основное войско Московское - Ливонию воюет; у татар 150 тысяч диких зверей на конях, а у нас шиш в кармане да вошь на аркане - стрельцы из охраны Кремля, да конная милиция; в чистом поле принимать сражение - вообще утопия. Кто должен был победить?
- Не мы?
- Мы! Только мы! Подумай, почему Казы-Герей, здоровый, опытный - сил нет(воевал и Речь Посполитую, и Австро-Венгрию, весь Кавказ в кулаке держал), сын Царя, сам Царь Крымского ханства, воин от рождения, почти 50 летний дядька, даже имя боевое собственное имеющий - Буря, сбежал как заяц из под Москвы.
- Не знаю.
- А я знаю! Икона Донской Божьей Матери у него смелость отобрала. Потому, что ЧУДОТВОРНАЯ! Вопреки ПОБЕДУ ДАРУЮЩАЯ! Других объяснений этому чуду нет!
- А я ещё много чего могу рассказать...
- Мне?! Всё, что ты можешь рассказать, можно прочитать в любой справочной литературе, а я тут тебе историю даю, так сказать, в чистом виде. Из первых рук.
- Тоже мне исторический свидетель...
- А ты проверь!
- Как?
- Так поверь. Вот ты в каком районе живёшь?
- Ну, в этом, Донском.
- А не странное ли название для центрового района Москвы, причём здесь река Дон?
- Так здесь же Донской монастырь, ты это к чему?
- А Донским он называется потому, что построен на бранном поле, на котором была одержана победа под Святым знаком Иконы Богородицы?
- Ну, да.
- Так вот: весь район и жители его до сих пор в поле благости иконы той и существуют. И ты, и дочка твоя, сами являетесь историческими свидетелями того чуда, потому как за вас и ради вас та победа совершена была.
- Эвоно как.
- Как? Пока на троечку, - на какую троечку, что он имел в виду, пойди пойми этих духов бестелесных.
В провожатые он не набивался, я сама попросила. Страшно мимо кладбища идти. Прощались у подъезда как сопливые малолетки.
- Целоваться будем? - Лоцик краснел, и только кедом не шаркал от смущения.
- С чего это?
- Забыла наш спор, коли я тебе докажу, что ты живёшь в историческом районе, ты меня поцелуешь. Тем более, что ты готова.
- Ни на что я не готова, я честная женщина.
- Ты готова к принятию решения. Что я тебя зря таскал по району? Больше тебе морочиться не о чем, и по Москве твою визави таскать не за чем. После Красной Площади пригласи её к себе домой на чай, а потом и прогуляй по нашему маршруту. Здесь тебе равных нет. Ну, если только я? - опа, вот это разворот! Это он меня не за поцелуй мотал, это он меня уму-разуму учил? Проблемы мои решал? Ах ты мой барсучок!
- Да я тебя во все места расцелую! - и звонко чмокнула его в розовую мордочку.
- Молочко с тебя, - и тихо растаял в безмолвном мареве утренней зари.
P.S. Я ей такую экскурсию устроила! Англичанка такого в жизни не видела. Не мечтала даже. Чопорная поначалу, она через полчаса мне в рот смотрела, а потом и свой открыла, так три дня и не закрывала. Забыла и про фото, и про видео. В туалет сходить, и то я напоминала.
Его я срисовала на выходе из Донского монастыря. Сидит себе на своей любимой лавочке в летнем костюме с тросточкой. Материализовался, фиг сотрёшь. И фривольно так машет мне пятернёй. Вроде как "пятёрку" ставит. Вот сейчас леди в такси посажу и обязательно подойду к тебе. Ещё сто раз поцелую.
Пока мы, по-английски, чмокались щёчками ... его и след простыл. Вот враг! А ещё друг называется.
КОНЕЦ.
Свидетельство о публикации №220042401551