Метафизические зарисовки моей внутренней Америки

Часть III.

Дьявол, джаз и Новый Орлеан.

Мистические пустоши Луизианы тянут ко мне из влажных болот свои белёсые руки- ветви мертвых деревьев.
Я не могу отказать им в любезности и распахиваю свои руки и свои мысли навстречу, чтобы ощутить шероховатость мертвой кожи ветвей, пройти сквозь их переплетение, погрузиться в новый, неизвестный мне болотистый золотой полумрак праздничного и сумрачного Нового Орлеана-там звучит тихая музыка черной магии, там рождается и живет волшебство джаза и тайна карнавала.
Луизиана- бескрайние болота, изрезанные автомобильными дорогами, как будто люди прогрызали, прорубали себе путь на свободу из этих топких пугающих бездонных болот , надежно скрывающих своё тайное могущество. И только мертвые деревья , в тщетной попытке вырваться из липких, покрытых тиной лап болота, провожают с тоской проезжающих, уезжающих и прибывающих людей. И посреди этого безмолвного тоскливого мира - город- карнавал, город, в котором нет забот, как будто жители забыли, как попали сюда, забыли какая топкая сила окружает их светящийся фейерверками город - светлячок, болотный огонёк посреди вечных топей.
И мне чудится, что люди забыли, как выбраться отсюда, и в забывчивости своей продолжают и продолжают веселиться, чтобы помешать себе вспомнить . Какая сила держит их здесь, что за дьявольски хитро расставленные ловушки и капканы развлечений застилают веселым маревом их память и их прошлую жизнь?
Туристы не в счет - их короткие визиты не дают здешней магии достаточно времени пробраться под кожу, впитаться с потом и алкоголем. Но если  ты задерживаешься здесь надолго- рискуешь остаться навсегда.
В этом праздничном маскараде, в потоке веселых, расслабленных и наслаждающихся жизнью людей можно двигаться вечно, кругами всевозможных наслаждений и удовольствий. Музыка, такая чудесная, как будто сама земля здесь поет , а помогают ей прекрасные музыкальные божества - мужчины и женщины, каждый по своему, своим собственным способом и инструментами.  Всевозможные бары и кафе, где можно совместить уже два удовольствия - наслаждение истинным джазом и блюзом, вкупе с легким ощущением невесомости и легкости мыслей, что дарит здешний ром, сдобренный жгучим перцем.
Можно, а кому -то даже и необходимо пасть в сети порока, пасть так низко, как только можно, позабыть обо всём на свете- и заниматься сексом- за деньги, а может и по любви , напиваться до беспамятства и блевать в подворотнях от переполняющего счастья, избавляясь от его излишков, чтобы опять продолжить наполнять удовольствием освободившееся место в своей душе и теле.
Но если отклониться от манящих огней, которые ведут тебя по кругу, стряхнуть пелену удовольствия и счастья, свернуть не туда - можно обнаружить себя в весьма странных местах. Это похоже на фильмы о Гарри Поттере, где рядом, только руку протяни, только шагни в сторону - и обнаружишь такой близкий, такой магический и такой недоступный тебе мир.
Здесь не оживают иллюстрации из детских книг, поверьте, здесь все по-другому, здесь в полутьме переулков струятся такие запахи, что сразу и не поймешь- суп ли это из черного петуха или колдовское зелье, травяная настойка от кашля или приворотное зелье. Здесь сумрачно и тихо, и только тихонько звучит музыка, импровизации гениальных незнакомцев, возможно заплативших за возможность такой прекрасной игры очень большую цену.
Двигаясь по пути колдовских ароматов, найдешь и их источник - маленькое полутемное кафе, освещенное снаружи и изнутри только легкими огоньками ночных разноцветных светлячков. Здесь много теней, из сердца которых струится тихий джаз, здесь мало людей, и здесь творится таинство этой волшебной ночи и здесь, если осмелишься, ты встретишь хозяина этого места.
Когда пытаешься проникнуть в такого рода заведения, где всё и всегда, уже тысячи лет, расположено на своих правильных неизменных местах - у меня лично возникает разумное желание сделать вид, что ошибся дверью, развернуться и торопливо исчезнуть, стыдясь своего страха,  ругая себя на чем свет стоит за малодушие и какой-то животный ужас перед незнакомым пространством, населённого привычными к ней существами, спокойно проводящими свое время в обычном, привычном кафе. Которое мне кажется скоплением опасностей, недобрых взглядов и зловещих перешёптываний , конечно же адресованных мне и только мне.
«Прошу вас, молодой человек, не стесняйтесь, проходите внутрь. С радостью  и миром , по доброй воле!» - раздался тихий, низкий, раздавшийся как будто очень издалека, с другой стороны света, голос. Но в этих звуках была сила, заставившая умолкнуть все звуки вокруг и внутри меня, ноги мои, планировавшие уже  дальнейший маршрут подальше из этого места, предательски втащили меня в дверной проем, мимо приглушенно освещенных людей за столиками, в самую глубь бархатного фиолетового пространства. Где уже в полнейшей полутьме, так почти похожей на настоящую, вселенскую тьму космоса, если бы не тлеющий огонёк сигары и пары темно-голубых светлячков - ламп, светящих как будто из ниоткуда, удобно расположился обладатель властного голоса.
«Располагайтесь напротив, вот в этот круг света, Элоиза сейчас принесет вам что-нибудь выпить. Какой же разговор без приятной возможности промочить горло?»
«Благодарю, - скромно ответствовал я, выбирая себе место поудобней напротив изящной, но при этом удивительно крупной и мощной фигуры темного собеседника.
Тут какой-то рычажок в голове включил во мне режим скромности и я промямлил - «Я , собственно, просто проходил мимо, и пожалуй, не заслуживаю вашего внимания, отчего оно вдвойне приятно».
«Что за вздор, сейчас такая чудесная ночь, когда возможно всё, а вы унижаете себя глупыми оправданиями . Волшебство не покидает этот город никогда, вы чувствуете? Пользуйтесь этим и кстати, прошу простить меня за этот полумрак- мои старые глаза не выносят яркого света».
Прелестная женщина, сама сексуальность и вежливость - наверное Элоиза, хозяйка заведения, принесла напитки. Мне- классический здесь стакан рома, собеседнику- странной формы бокал, пурпурного стекла, с серебряной инкрустацией.
В голове промелькнула мысль- Не садись пить с дьяволом, потеряешь душу.
В ответ раздался низкий, очень приятный по тембру, не злой, но очень обидный смех- «Глупости, мой друг, что за мысли? Дьявол не виноват в том, что так устроена Вселенная, да и не все дьяволы одинаковы».
Он что, читает мои мысли? -промелькнуло в голове . Читает, точно, но почему-то во мне это не вызвало большого удивления или раздражения .
Я внимательно вгляделся в полумрак, светящийся лишь огоньком  сигары, с трудом разглядел мужское африканское лицо с волевыми чертами, прямым носом, не совсем соответствующим  негроидному типу, острыми скулами и короткими курчавыми волосами на голове, густой черной бородой, красиво заплетенной в несколько толстых косичек с серебряными украшениями на концах. Борода была не слишком длинной, спадающей волнами на грудь в районе воротничка темно-оранжевой, по виду очень качественной и дорогой рубашки. К которой прилагался темно же зеленый галстук. Всмотрелся в бездонную темноту внимательных древних глаз, недолго, секунду, больше было невозможно выдерживать этот умный, проницательный и отдающий могильным холодом взгляд.
Рядом на столе, по правую руку- изящная короткая трость, скорее для верховой езды, чем для ходьбы. По левую руку- невысокий изящный цилиндр, черный, как самая черная ночь, чернеющий даже в этой жутковатой темноте.
Завершал портрет моего собеседника темный, возможно пурпурный , самого утонченного кроя, костюм - пиджак , жилет и наверное брюки. Костюм в свете мерцающих огоньков и свете сигары иногда вспыхивал странным рисунком, геометрически правильным, но с цветочными или анималистическими элементами.
Комично, если бы он был без брюк, с голыми волосатыми мускулистыми ногами в желтых носках- подумалось мне, и на душе стало легче.
Собеседник лишь усмехнулся моим мыслям, в глазах заплясали веселые желтые огоньки, как у кота, увидевшего любимую игрушку. 
И тут черт дернул меня за язык и я задал Вопрос - «Вы- лоа?»
В ответ раздался все тот же низкий, басовитый смех , но угрозы в нем не было.
«Я простой любопытный путник, я открываю для себя этот мир каждый день, неужели сегодня меня ждет одно из самых неожиданных и волнующих открытий?» - продолжил я. 
Смех прекратился.
«Я тоже просто любопытный путник в этом прекрасном бесконечном мире и я так же люблю узнавать новое. А теперь подумай- зачем ты здесь, друг мой, если наши интересы совпали?» - ответили мне из тьмы.
«Нет причин для страха, но нет и причин для глупости» - продолжал собеседник- «Давать имена- глупость, названия всегда воруют смысл и суть явлений. Посмотри вокруг и сам дай ответ на свой вопрос ....»
И только сейчас я заметил, что наша отгороженная деревянными переборками  от остального кафе кабинка как бы осталась одна в пространстве- все остальное исчезло, воздух наполнился магией и таинственными символами, горящими приглушенно повсюду и так похожими на символы на одежде лоа.  Очень похожие на символы «веве» из религии вуду, но очень качественные, прекрасные в совершенстве форм и пропорций, и нарисованные не мелом, а как будто прочерченные огнем в пространстве тьмы.
«Можешь называть меня Габриэль»- сказал лоа.
Я назвал свое имя, хотя в этом , думаю, не было нужды.
«Что ж, - молвил мой новый знакомый, - все формальности соблюдены, я полагаю.»
И мы стали говорить и говорили очень-очень долго, отчего прошла целая вечность. Я задавал вопросы-  Габриэль отвечал, рассказывал , смеялся, сверкая белоснежными как самый яркий божий день зубами, играл в задумчивости пальцами с заплетенными косичками бороды, и смотрел на меня своими темными , как пропасть в ад,  глазами.
  Я мог бы просто решить, что сошел с ума и пытаться судорожно найти выход в привычную реальность, из которой меня так бесцеремонно выгнали.
Но ром и невероятная история, в которой я оказался, настроили меня на расслабленную философскую беседу- не самый плохой вариант в текущих обстоятельствах. Все мы по-своему сумасшедшие, зачем же сопротивляться своей внутренней сущности?
«Габриэль, скажите, вот вопрос, который меня волнует в первую очередь- ваша природа. Какова она? Обычный человек, такой как я- просто капля в океане мироздания, меня выплеснули в мир, не спросив разрешения, не дав никаких инструкций. Я постепенно становлюсь старше, набираюсь опыта и знаний, стремлюсь стать лучше. Вот он я весь. Кто же вы?»
В ответ - длительное молчание, позвякивание серебра и медленный ответ- «Я великая часть Великого целого. Я понял это не сразу, появившись в этом мире таким же голым и беззащитным, как младенец. И как младенец, стал искать мать, что произвела меня на свет. Вокруг было много людей, мужчин и женщин. Они двигались в мерном медленном танце-трансе, в полутьме, которую я с тех пор так полюбил, освещенной лишь светом факелов. На земле были меловые символы- они тянули меня, держали, не давали исчезнуть , захватили меня в плен. Я почувствовал мольбы и желания окружающих меня чернокожих людей. Они обращались ко мне , просили, умоляли . Они говорили - Барон, помоги нам, пожалуйста.
И я постиг первую истину - я симбиоз, плод великой Вселенной и отчаянных призывов о помощи обычных людей. Я постиг свою силу, данную мне Вселенной и постиг свою природу, данную мне человеком. Я мог помогать, я мог творить чудеса, но чудеса добрые и злые- ведь я был так же создан из добр и зла, из ожиданий и надежд этих людей на существо, которое точно сможет им помочь. Я обрел форму, одежду, мне был приятен этот прекрасный костюм, только сейчас он более соответствует современной моде. Мне стал дорог запах сигар, ночная тьма и людское поклонение. Мне дали имя - я не отказывался от него.
«И вот я стал служить людям - они вызывали меня, я был привязан к примитивным знакам, которые ты, мой друг, называешь «веве».
«И вы служите до сих пор?» - спросил я.
Габриэль усмехнулся- «Не совсем... Со временем я постиг природу символов - это были врата в ваш мир, врата, призывающие меня, но держащие меня на поводке. И я создал свои символы, которые держат меня в этом мире- но хозяин им - я сам. Я воплощен в этом мире по своей воле и мы с миром теперь на равных».
«А как же просьбы и желания людей?» - удивился я - Ведь ваша суть - помощь и исполнение желаний.»
«Да, это верно - ответил лоа- тем более что я не делаю ничего просто так- каждый должен заплатить свою цену. А некоторые не имеют того, что можно мне предложить - тогда я отказываю им в услуге».
«Но теперь люди сами приходят ко мне, им лишь нужно  знать, где меня найти- но это несложно, когда хочешь чего-то очень сильно»-со смехом сказал Габриэль- Ведь и ты, мой дорогой, нашел ко мне дорогу»- и он продолжал засмеяться, позволив себе даже повысить громкость смеха, усилить  привычную приглушенную бархатистость голоса.
«Простите мне мою наивность и настойчивость- но кто же вы по своей сути ?- взволнованно спросил я-Ведь любые упоминания о религии, что вызвала вас к жизни, носят отпечаток зла и тьмы.»
И опять тот же бархатистый смех и низкий басовитый голос - «Никто не любит конкуренции... Ты хочешь узнать - ангел я или дьявол? Это концепции христианства, а я не играю по их правилам. Я - Ни то и Ни другое, друг мой. Я великая часть великой Вселенной, но создан невероятным средоточением людских сил, горя и желаний. Я - отражение человечества, могущественное, но как любой человек  - способен на добро и на зло . Ведь мир так устроен - в нем нет абсолюта. Абсолют - это бог. Но бог молчит , давая нам право действовать по своему усмотрению».
«Возможно, вы скажете даже, что любите людей?»- полюбопытствовал я, возможно с заметно невежливым ехидством.
«Люди любят меня и я люблю людей, завидую им иногда, иногда помогаю, иногда требую слишком многого - но в сердце моем всегда  есть жалось, сочувствие и любовь».
«Но ходят истории о жертвах, которые необходимо принести , об обмане и жестокости лоа»- спросил я.
Габриэль задумался, глаза его погрустнели , потом он сказал- «Послушай две истории, это будет иллюстрацией и хорошим примером , а так же поводом не задавать больше глупые вопросы»
Первая история - о молодом человеке, влюбленном в прекрасную девушку, из гордой и богатой семьи. Это было уже здесь, в Новом Орлеане. Но девушка не любила его , хотя он и не был ей неприятен. Это можно назвать вежливым равнодушием. Парень пришел ко мне за помощью и желание его было понятным - он хотел любить и быть любимым. Больше всего на свете. Я назначил цену - жизнь за любовь. Ведь изменить сердце  девушки, вдохнуть в нее то, что прежде отвергалось ею - это означало изменить всю ее жизнь. Молодой человек принял условие: Последние десять лет его жизни - мои.
Через год они сыграли свадьбу, счастью их не было предела- ибо они любили друг друга без памяти . Без памяти о прошлом»-усмехнулся Габриэль.
«Я чую здесь подвох» - усмехнулся в ответ я.
«Никакого подвоха, только лишь природа человека»-серьезно ответил он-
«Через пять лет у пары родился ребёнок- девочка. Мать не чаяла души в своем дитя, она забыла обо всём, всем сердцем радуясь каждому дню, проведенному с дочерью и отдавая всю себя ей и только ей.
Мой должник не был доволен, он обвинил меня в обмане - ведь его счастье продлилось так недолго- о нем попросту забыли.  И он потребовал обмен - жизнь дочери за десять своих последних лет, принадлежавших мне. На мой взгляд он имел на это право - дочь была плотью от его плоти, он имел права на её жизнь. Мы пришли к соглашению.
«Ничего хорошего я от этой истории уже не жду»- печально заметил я.
«Увы, это так»- ответил столь же опечаленный Габриэль- история заканчивается- дочь умерла от эпидемии оспы, когда -то счастливая мать сходит с ума от горя, мой должник выплачивает остатки долга самому себе - пулей в висок.....».
«Но ведь...» начал было я , но лоа знаком остановил меня..
«Вторая история- продолжил он. - Был один музыкант, сейчас он уже в ином мире. Он до безумия любил джаз, понимал его, как никто другой, джаз был его жизнью. Но мир не дал ему таланта исполнителя. А он так хотел делиться с миром своей любовью и счастьем понимания тайных законов гармонии. Ему не хватало только исполнительского мастерства, чтобы донести всё волшебство музыки до людей, хоть на миг сделать их счастливее, добрее и мудрее. Мы заключили сделку . Простую сделку- он получал то, чего ему не доставало - я же получал энергетику счастья и радости слушателей. Условие было одно- выступать по мере сил , где и когда можно, не гнаться за деньгами и славой, просто дарить свой талант людям. И знаешь, мой друг... до самой смерти этот человек ни разу не нарушил нашего уговора...»
Мы помолчали, задумавшись каждый о своём.
«Видишь ли, я всего лишь зеркало этого мира, добро и зло творится самими людьми, их эгоизмом, жадностью, ревностью, злобой. Я не могу этому помешать, я лишь стараюсь помочь. Я сам не знаю, куда приведёт человека его желание- но могу точно сказать, что результат во многом зависит от него».
Мы долго молчали - Габриэль курил свою бесконечную сигару, я задумчиво пил такой же бесконечный стакан слегка опьяняющего рома.
Потом разговор перешел на сравнение верований у разных народов- мы вспомнили о  русских дохристианских языческих культах и персонажах этих культов. Габриэль высказал мнение, что русские лешие, домовые и кощеи - существа сходные с ним, но вызваны они страхом людей перед природой, перед неизведанными лесами , чащобами и болотами древней страны, до появления городов и человека населенной лишь зверями, птицами, опасностью и неизведанностью. В этих древних верованиях не было желания изменить мир, была только боязливая опаска связываться с неприветливым внешним жестоким миром, договариваться с тем мраком, что таился за околицей деревень, в густых лесах вокруг всего мира . Таких же, как Габриэль, вызвало к жизни желание справедливости, потребность в счастье и покое угнетаемого чернокожего народа, тоскующего по своей родине, своей свободе и своему собственному счастливому будущему.
Мы говорили очень долго, беседа то уходила во тьму мрачных историй и ужасных деяний человеческих, то искрилась смехом и счастьем от прекрасных и радостных событий многовековой давности.
«Сколько же всего вас таких, Габриэль? И почему Новый Орлеан?- задал я один из своих бесконечных вопросов.
«Последний вопрос- самый интересный и жизненный»-усмехнулся совершенно расслабившийся Габриэль, уютно устроившийся в мягких облаках дыма своей вечной сигары.
«Нас немного, как немного и корневых, исконных человеческих желаний и чувств. Любовь, смерть, ненависть и страх, радость и смех - вот из чего состоит жизнь человеческая . А мы созданы по подобию вашему, в ответ на ваши вопиющие в пустоту вопросы, на которые так долго не было ответа».
«Новый Орлеан- это наше королевство. Мы пришли сюда и остались здесь с нашими людьми, чья незыблемая и тайная вера укрепляла нас, давала нам пищу и жизнь. Здесь мы наслаждаемся вечным карнавалом, каждый по своему - одним лоа по сердцу энергетика страсти и любви, другие питают пристрастие к радостным и веселым развлечениям-карнавалам, с выпивкой и песнями. А кто-то любит тишину , вопросы о жизни и смерти, вечные вопросы, звучащие под медленные прекрасные джазовые мелодии прошлого, настоящего и будущего.
Наше королевство надежно сокрыто от посторонних глаз тайной посвященных, вечными болотами вокруг города и страхом неизведанного. Наш народ счастлив здесь, а люди - они приходят и уходят. Некоторые остаются, чувствуя потребность вечно дышать этим волшебным воздухом и слышать прекрасную музыку неземных сфер. Они радуют нас и мы позволяем им остаться. Все просто . Всё очень просто....
А теперь, мой друг, тебе пришло время идти дальше. Твой путь лишь на время сблизил наши судьбы, и пора двигаться дальше. Прощай и будь счастлив!»
Последнее, что я запомнил из разговора - эти слова и крепкую горячую, обжигающе горячую руку, пожимающую мою в знак дружбы. Мелькнула белая улыбка крупных губ в обрамлении иссиня-черной бороды, насмешливая и дружелюбная одновременно.
И вот я на усталых ногах бреду сам не знаю куда, уставший мозг отказывается давать команды телу и ноги сами несут меня- в самую гущу событий, в карнавал, в песни и огни многочисленных кафе и ресторанов.
И хоть я чертовски непередаваемо устал - я счастлив и мое счастье вибрирует в унисон со всеобщим счастьем этого невероятного и неповторимого колдовского города.
«И нам это по сердцу» - слышу я тихий басовитый улыбающийся голос и понимаю наконец-то, что говорит этот голос на чистом русском языке.


Рецензии