Учитель на замену, 2011

Кратко о впечатлении и зоне глубокого смысла.

Нервы перегружены, у них лопаются на шеях жилы и выступает кровавый пот; рядом стоит мозг с лицом майка вазовского, дергает рычаг; аварийная эвакуация - пространство выворачивается наизнанку и высасывается в космический вакуум; в мутной пустоте плывет тело, у него стерто лицо.

Оригинальное название «Учителя на замене» - «Detached» - буквально значит «отделенный», «отсоединенный»; это фильм двух суперпозиций. Первая – история обычного человека, который уже не в состоянии нести груз возложенной на него ответственности; учитель, призванный направлять, сам притом не знающий пути. Его физические блуждания по городу, смена места работы – рефрен, пронизывающий фильм, он блуждает духовно – и не находит. Его подсознание пытается абстрагироваться от острых переживаний, и герой чувствует опустошение; он отделен и живет в личном мире - нежилом, покрытом туманами, заброшенном.

Вторая суперпозиция экспонирует положение, в котором оказывается школа и которое сформировано обществом потребления. Общество лицемерия, его коллективный мозг промыт постоянным потоком информации, его дети похожи на родителей - грубые, развращенные, больные; он относится к учителю как к обслуживающему персоналу, а школа для него очередной буфет; он с пеной у рта требует прав, но почему-то забывает об обязанностях. Его глупость не допускает боли, поглотившей амбициозных, открытых и умных людей, в данном случае представленных через преподавательский состав, – и, что жутко, равно тем животным бессильных. Учителя – это осознанные родители, которые не хотят надругаться над детьми, как это сделали тысячи других, но их, учителей, оклеветали, к ним были предвзяты и невнимательны. Это важно: после фразы черного ученика «Я, мать твою, буду скучать по тебе» возникает вопрос – а, собственно, почему он должен скучать по человеку, что вел уроки всего в течение месяца; ответ показателен: Броуди общался с каждым из них как с полноценной личностью, дав им почувствовать собственную значимость; он был внимателен к персональным переживаниям каждого, и понимал их.
Нельзя сказать, что «Учитель на замене» - свежий бриз, прочищающий легкие; это скорее глоток холодного воздуха, или остывший кофе, мягко обволакивающий слизистую пустого желудка – в меру приятно и полезно с определенной периодичностью.

Техническая сторона вопроса.

Режиссер либо косит под Триера, но пытается сделать это умеренно, либо не докручивает собственные начинания. Ровно половина картины снята в стиле утрированной документалистики с резким наездом и неестественно ручной камерой. Неестественна она потому, что вторая половина соответствует прекрасному в своей простоте канону режиссеров всей средней руки, призванному не отвлекать зрительское внимание от самой истории. В итоге мы имеем подряд сцену диалога – классическую, - и сцену выхода из здания – с бессмысленным двойным зумом, и потому, разве что, очень смешную. Пытаясь в начале следовать принципам предельного реализма, автор вместе с главным героем к финалу теряется в метафизических глубинах; создается впечатление, что он сам не понимает, чего хочет.

Монтаж стоит отдельного абзаца. Он безусловно вызывает улыбку, но в одних сценах улыбку страшного удовольствия, а в других – смущения от происходящего на экране абсурда. Зачем бы монтировать сцену вполне серьезного диалога так ненужно резко, с одинаковых планов, без всякого на то подтекста – одному богу известно; однако монтажер параллельно с тем реабилитируется, великолепно тасуя кадры воспоминаний и реальности, создавая ассоциативный ряд, формирующийся в подсознании героя из ощущений настоящего и прошлого - прием, который я столь горячо люблю.

Броуди заслуженно не первый десяток лет занимает почетное место на Олимпе актерской игры; бесподобен, как его губы. В остальном – запоминается пара крайне колоритных сцен; концовка неоднозначна с точки зрения логики сюжета; память проводит параллели с «Полу-Нельсоном» 2006го года, и оттого, насколько в «Нельсоне» совсем уж сомнительная мораль, предпочтение однозначно отдано «Учителю», который так или иначе владеет киноязыком.

Нельзя однозначно советовать ленту сию к внимательному просмотру – все же остается осадок незавершенности, а 3\4 хронометража из памяти сдувает как сдувает ветер пожухлые листья; тем не менее фильм знатно погружает и грамотно общается на волнующие лично тебя темы, что с одной стороны согревает, а с другой выталкивает в пространство экзистенциальной ледяной пустоты, и ты дрейфуешь безликим телом в бескрайнем.


Рецензии