Дорога

      Была в одном краю большая дорога. И все по ней ездили. Куда ни поедешь – без неё не обойтись, дорога важная, центральная. И захватили её разбойники. Стали они людей убивать, грабить, дань брать. Кого из путников выгоняли, кого – в свои ряды принимали, кого избивали до потери сознания – так, чтобы они на эту дорогу ступить не смели. Разбойники эти были люди лихие, с хорошим оружием, многочисленные и не без смекалки.
      И со временем почти всех путников они себе подчинили, под свою дудку плясать заставили. Иные соглашались по правилам разбойников играть, платили дань, договоры  с ними подписывали; иные даже на службу к разбойникам переходили, агитировали других на ту дорогу заходить – прямо к разбойникам в лапы. А иные и так рассуждали: да, разбойники – это плохо, но это наши, тутошние разбойники, мы их знаем давно, а вот вдруг освободится от разбойников дорога, кто её займёт потом – бог ведает, так уж лучше по привычным всем правилам жить, чем неизвестность.
      Были, конечно, в той стране и люди смелые: выходили на дорогу, бросали вызов разбойникам, но участь их была незавидна: либо погибали в неравном бою, либо калеками становились, либо от преследований разбойничьих убегали в другие края.
      А были и те, которые разбойников не насилием, а убеждением победить хотели. «За нами правда!»  –  говорили они, разбойники ведь тоже люди, тоже о добре и зле на досуге думают. Авось, поговорим с ними, переубедим, напомним о правах путников, о всемирно известной хартии дорог и бездорожья… Послушают они нас – и сами с дороги уйдут, застыдятся, а дорога станет общей, для всех людей доброй воли.
      А были и те, которые по-другому рассуждали: зачем нам большая дорога? Есть ведь тропы лесные да места болотистые – авось, прошмыгнём и разбойников не встретим. Ведь так всю жизнь можно туда-сюда по делам ходить – и никаких препятствий. Проживёшь тихо – целей будешь. Чья там большая дорога – нам всё равно, мы путники скромные, незаметные.
      А были и другие жители, которые говорили: с волками жить – по-волчьи выть. Сдалась нам эта дорога, есть много их на земле. Уедем подальше, в тёплые края, где всех разбойников давно победили – и никаких проблем.
      И продолжалось всё это долго, очень долго. Сменялись поколения, приходили новые люди, но ничего не менялось. Народ был в том крае крайне бестолковый. Иные спивались поколениями, иные не пили, но разбойники им самим водку подвозили, чтобы сбить с пути истинного. Иные работали плохо, руки не с того места росли, иные жульничали с малых лет. Иные боялись всего, потому что из рабского состояния недавно лишь вышли. А иные, хоть и трезвые и неглупые вроде, даже с высшим образованием, такую околесицу подчас несли, что сами разбойники их слушали и иной раз в себя от смеха прийти не могли. И народом этим разбойники были очень, очень довольны, делая всё, чтобы он жил, не тужил и как можно чаще на главную дорогу заглядывал.


Рецензии