Лизочкина липа

Природа вокруг нас такая яркая, многоликая и немного загадочная… Воспетая писателями и поэтами, она радует нас своими пейзажами, а порой удивляет чудесами собственного творения.

Недалеко от села Муравлёво Урицкого района (N 52° 57.905; E 35° 27.760;), прямо посреди колхозного поля, растет небольшая липовая роща. Прогуляться по ней правда, вам не удастся. Внимательный глаз сразу увидит странность – дерево всего одно, а стволов очень много. Невероятно. Липа с сорока стволами, цветет уже более ста лет, привлекая к себе сотни пчел. Кажется, что сама она гудит, словно одна огромная пчела. Липовый аромат разносится на многие метры вокруг. Никто и никогда не пытался выкорчевать ее.

Специалисты считают, что липа была совершенно обычным деревом, которое спилили. Из почек, расположенных у корня пня, стали расти молодые побеги, а пространство поля позволяло им разрастаться во все стороны. Может быть это и так, вот только люди рассказывают совсем другую историю …

Жил в конце 19 века в Муравлево дворянин Дмитрий Бенедиктов. Была у него единственная дочка Елизавета. Селяне очень любили девушку за её добрый нрав и между собою ласково называли Лизочкой. Когда Лизе пришло время выходить замуж, отец принял решение выдать ее замуж за богатого московского купца Дмитрия Платоновича Пукалова. Лиза была категорически против, наотрез отказавшись, стать женой купца.

Причины протеста нам не известны. Кто то говорит, что была Лиза влюблена в другого, а кто то, что фамилия у жениха была больно неблагозвучная. В порыве душевного отчаянья Лиза посадила посреди поля липовое семя и воскликнула отцу: «Скорее из этого семечка вырастет дюжина стволов, чем я пойду за него замуж!» Стволов, как известно, выросло сорок. Смирившись со своею судьбой, Лиза все же вышла замуж. Люди говорят, что брак был счастливым, да и жизнь показала, что выбор отца был удачным. А как иначе, он заботился о будущем своей дочери.

Став помещицей, Лиза снискала добрую славу у своих крестьян. И в будущем крестьяне не забыли ее добра, когда глубокой осенью 1917 года, ее барский дом сожгли. Старожилы, утверждают, что сделали это, двое недовольных местных крестьян. Чем помещица вызвала их недовольство, теперь не узнать. Но в ту ночь уже немолодая, одинокая и к тому же тяжело больная Елизавета Дмитриевна осталась без крова над головой. Одна из старейших жительниц села бывшая учительница Антонина Григорьевна Извекова позже вспоминала, как страшно было смотреть холодным вечером на зарево, которое стояло над горящим барским домом.

Крестьяне помнили всю доброту и заботу Лизочкину и несмотря на голодные послереволюционные времена, приняли очень важное человечное решение: по очереди кормить свою бывшую помещицу. Некоторое время Елизавету Дмитриевну на инвалидной коляске перевозили из одного крестьянского дома в другой, и везде она жила по нескольку дней.

Потом она тихо скончалась. А на Лизочкином поле продолжают жить ее «липки».

В тексте использованы материалы статьи Елены Ашихминой «Легенды села Муравлево»


Рецензии