Оскар-2019

III Международный асинхронный турнир
 «Оскар -2019»

Сроки проведения турнира: 18 марта  – 28 апреля.
Отчёты принимаются до 30 апреля  (включительно).
Итоги: до 03.05. 2019

Уважаемые ребята!

Наш турнир получил своё название в честь Оскара Зарисского – гениального математика из Кобрина. 24 апреля 2019 года исполняется 120 лет со дня его рождения. Этот турнир необычный и проводится уже в третий раз. Это единственный в мире турнир для школьников, посвященный математике и другим наукам. Не пугайтесь – решать задачи не придётся, а думать вы привыкли. Успехов вам, юные знатоки, и пусть победит сильнейший!
Ни пуха, ни пера!
Яков Логвинович,
автор вопросов турнира.

1. Послушайте несколько «символов» Пифагора, представляющих собой пословицы, которые он предлагал своим близким друзьям:
– Не проходите мимо весов (т. е. не нарушайте справедливости).
– Не садитесь на подушку (т. е. не успокаивайтесь на достигнутом).
– Не грызите своего сердца (т. е. не предавайтесь меланхолии).
– Не поправляйте огня мечом (т. е. не раздражайте тех, кто и без того в гневе).
Внимание, вопрос! Назовите птицу, которую мы заменили словом «птичка» в следующей пословице Пифагора: «Не принимайте под свою кровлю птичек (т. е. говорунов и легкомысленных людей)».

Ответ: ласточка (ласточки щебечут).
Комментарий: Первый раз по залу проходят наши ласточки. Аплодисменты им.
Источник:
1.
2. В 2010 году появился новый термин «НОМОФОБИЯ» – боязнь остаться без НЕГО. Избавиться от этой боязни в какой-то мере помогает и наша игра. Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: мобильный телефон.
Комментарий: Номофобия (англ. Nomophobia, от no mobile-phone phobia) – страх (фобия) остаться без мобильного телефона или вдалеке от него. Термин является аббревиатурой слов «фобия без мобильного телефона» («no-mobile-phone phobia»). Он появился в исследовании YouGov 2010 года по заказу UK Post Office. Напоминаем командам о необходимости отключения мобильных устройств.
Источники: 1. https://www.ntv.ru/novosti/1675097/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Номофобия

3. Любителям занимательной математики хорошо известны книги Рэймонда Смаллиана. Взяв в руки одну из них, посвященную логике, каждый читатель задаёт себе один и тот же вопрос: «Как же называется эта книга?» Судя по её названию, ответ на этот вопрос не знает и сам автор. Внимание, вопрос! Как же называется эта книга?

Ответ: «Как же называется эта книга?»
Зачёт: По ключевым словам «как называется»
Источник: 1.
4. Любителям занимательной математики хорошо известны книги Рэймонда Смаллиана «Как же называется эта книга?» и «Принцесса или тигр?» Выход очередной его книги «ОНА в стране смекалки» в США был приурочен к 150-летию со дня рождения скромного преподавателя математики из колледжа Крайст-Черч в Оксфорде, с которым Смаллиана сближает не только любовь к логике, но и пристрастие к «лепым нелепицам». Внимание, вопрос! Чьи же приключения в царстве смекалки описал Рэймонд Смаллиан?
 
Ответ: Алисы.
Комментарий: Книга называется «Алиса в царстве смекалки». Перу скромного преподавателя математики Льюиса Кэрролла из колледжа Крайст-Черч в Оксфорде принадлежат две небольшие сказки об Алисе – «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Сквозь зеркало или что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье».
Источник: 1.
5. Кисть руки, точнее кулак по-древнеславянски, является синонимом и фактической основой числительного. Какого?

Ответ: пять.
Комментарий: Сначала счёт вели на пальцах. В разговорной речи мы до сих пор иногда слышим: «Дай пять!», то есть подай руку. А раньше говорили: «Дай пясть!» Пясть – это рука, а на руке пять пальцев. Когда-то слово пять имело конкретное значение – пять пальцев пясти, то есть руки.
Источники: 1. Наука и жизнь, 2010, № 4. Числа и цифры.
2. https://www.nkj.ru/archive/articles/17798/

6. Внимание, в вопросе есть ЗАМЕНА! Дмитрий Иванович вспоминал: «Еду я в Москве как-то на извозчике, а навстречу нам полицейские ведут кучку каких-то жуликов. Извозчик мой поворачивается и говорит: «Ишь, физиков, повели». Внимание, вопрос! Кого мы заменили на физиков?

Ответ: химиков.
Комментарий: Дмитрий Иванович – это Менделеев. Раньше часто о мошенниках говорили, что они нахимичили.
Источник: 1. Ерёмин В. В. Математика в химии. – 2-е изд., испр. – М.: МЦНМО, 2016. – 64 с.  с.6

7.   [Раздаточный материал:
Гигантский ум. Кто с ней сравнится!
И красотой всех превзошла,
Платона лучшей ученицей
Александрия нарекла.
Теона дочь для нас бессмертна,
И полчищам врагов несметным
Ярчайший свет не превозмочь.
]

Внимание! У вас в руках стихотворение философа Игоря Мамыкина.
Внимание, вопрос! Кому автор посвятил это стихотворение?

Ответ: Гипатии Алексанрийской.
Зачёт: Гипатии, Гипатия.
Комментарий: Обратите внимание на первые буквы в каждой строке (это – акростих). Автор посвятил своё стихотворение замечательному древнему математику – Гипатии Александрийской.
Источник: 1.  Игар Мамыкiн. «Акравершы могуць стаць добрымi спецыямi да сур'ёзных фiласофскiх страў…». НГ 16.06.2018

8. Следующая задача предлагалась в середине 80-х годов прошлого века поступающим на малый мехмат. В канун Нового года Пушкину жалко стало выбрасывать календарь за прошлый год – и он решил дождаться такого года, когда он сможет снова им воспользоваться. Через сколько лет Пушкин сможет воспользоваться календарём за минувший год? На самом деле в условии задачи был не Пушкин. Кто же упоминался в условии задачи?

Ответ: Плюшкин.
Комментарий: Сюжет поэмы «Мёртвые души», одним из героев которой является скупердяй Степан Плюшкин, был подсказан Гоголю Пушкиным.
Источник: 1. «Информатика и образование», 1995 г., № 4

9.  Одно из чисел у древних греков было символом продолжения рода как произведение женского и мужского начал.  Назовите это число.

Ответ: 6.
Комментарий: Греки разбили все числа на чётные – «мужские» и нечётные – «женские». Число 6 – символ продолжения рода (6 = 2 ·3). Кроме того, 6 – первое совершенное число.
Источник: 1. Мир математики. Т.5. Клауди Альсина. Секта  чисел. Теорема Пифагора. М.: Де Агостини, 2014. – 160 с.

10. В статье Википедии, посвящённой одной из шахматных фигур, упоминаются две буквы – кириллическая и латинская. Напишите эти две буквы

Ответ: Г, L.
Комментарий: Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали, то есть он ходит кириллической буквой «Г» (или латинской «L»).
Источник: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Конь_(шахматы)

11. Американские учёные разработали транзистор на базе молекулы фуллерена, прыгающей между золотыми электродами. Внимание, чёрный ящик! В чёрном ящике находится предмет, который напоминают молекулы фуллерена (углерода-60). Этот предмет образован двенадцатью пятиугольниками и двадцатью шестиугольниками. Назовите этот предмет.

Ответ: футбольный мяч.
Комментарий: Молекулы названы по имени американского архитектора Бакминстера Фуллера, применявшего для постройки куполов своих зданий пяти- и шестиугольники, являющиеся основными структурными элементами молекулярных каркасов всех фуллеренов, и напоминают с виду футбольный мяч, образованный двенадцатью пятиугольниками и двадцатью шестиугольниками с атомами углерода в вершинах (усечённый икосаэдр). Транзистор работает на квантовом туннельном эффекте. Полиэдрические кластеры углерода получили название фуллеренов, а наиболее распространённая молекула С60 – бакминстерфуллерена  (также её называют бакиболом или букиболом).
Источники: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фуллерен
2. Физика. Приложение к ПС, 2001 г.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбольный_мяч

12. [Раздаточный материал:
      40  38
      2  128
      1  10  1  10
      2  128
      ]

Ведущему: потренируйтесь в чтении.

Внимание, цифровые стихи!

Сорок, тридцать восемь
Два, сто двадцать восемь
Один, десять, один, десять
Два, сто двадцать восемь.

В оригинале этого стихотворения упоминаются две птицы. Назовите их цвет.

Ответ: серый и белый.
Комментарий:
40  38                Жили у бабуси
2  128                Два весёлых гуся,
1  10  1  10                Один – серый, другой – белый,
2  128.                Два весёлых гуся.
Источники: 1. 2. http://www.happy-kids.ru/page.php?id=728

13. Нильс Бор поместил ЕЁ над дверью своего деревенского дома. Увидев ЕЁ, один из посетителей в недоумении спросил: «Неужели такой великий учёный, как вы, может действительно верить, что ОНА приносит удачу?». – «Нет, – ответил Бор, – не верю. Это предрассудок. Но вы знаете, говорят, ОНА приносит удачу даже тем, кто в это не верит». Назовите ЕЁ.

Ответ: подкова.
Источник: 1. А.О. Давтян. Исторические анекдоты. ОЛМА Медиа Групп, 2012, 304 с., стр. 211

14.  [Раздаточный материал:
В раздаточном материале приводится шахматная диаграмма, которую можно найти в указанной в источнике книге «Математические досуги» Мартина Гарднера.
Приведу позицию на диаграмме (для любителей шахмат и умеющих в них играть).
Белые: Крg8, Лg6, Лh8, Кd8, Кf8, Сa8, Сh7, пп. b2, c4, e2, e3, g4, h2
Чёрные: Крe4, Лb7, Сc5, пп. b3, e5, g5, h3
]

Перед вами необычная задача немецкого шахматного композитора Карла Фабеля. В задаче белые начинают и дают мат в один ход. Внимание, вопрос! Какие две буквы мы пропустили в этом задании?

Ответ: н, е.
Зачёт: в любом порядке.
Комментарий: Задача необычна тем, что любой ход белых, кроме 1. Лc6!, приводит к мату чёрному королю. Задание гласит: «Белые начинают и не дают мат в один ход».
Источник: 1.  Гарднер М. Математические досуги. М.: «Оникс», 1995, 496 с., с. 69.

15. По одной из версий одна из рек получила своё название от того, что в неё впадают пятнадцать рек. Вспомните известную таблицу и назовите эту реку.

Ответ: Припять.
Комментарий: Пятнадцать – это в старину означало «три на пять». Со временем словосочетание «три на пять» и стало Припятью.
Источник: 1. Czajka_W.w/Czajka_W.W._Tekst.pdf

16. [Раздаточный материал:
В раздаточном материале на рисунке из Википедии стёрто слово «Аршин».
]
Перед вами рисунок из статьи Википедии, посвящённой русской системе мер. Внимание, вопрос! Название какой меры, воспетой поэтом, отсутствует в левом верхнем углу?

Ответ: Аршин.
Комментарий: В 1866 году Фёдор Тютчев написал стихотворение (четверостишие) «Умом Россию не понять».
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Источники:  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_система_мер
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Умом_Россию_не_понять

17. – Сколько стоит один?
– Двадцать центов, – ответил клерк в магазине хозяйственных товаров.
– Сколько стоит двенадцать?
– Сорок центов.
– Хорошо, дайте мне девятьсот двенадцать.
– С вас причитается шестьдесят центов.
Что покупал посетитель?
 
Ответ: номер для дома.
Комментарий: Одна цифра стоит 20 центов.
Источник: 1. Гарднер М. Математические досуги. М.: «Оникс», 1995, 496 с., с. 69.

18. На заре школьной информатики многие кабинеты информатики были оснащены компьютерами «Корвет». В журнале «Информатика и образование» в одной из статей, посвящённой этому компьютеру, упоминается треугольник. Назовите этот треугольник.

Ответ: Бермудский.
Комментарий: У моряков существует поверье, что корабль обычно ждёт судьба, соответствующая его названию. Если бы создатели персонального компьютера «Корвет» вспомнили об этом, а ещё о штормах, рифах, пиратах и, наконец, о Бермудском треугольнике, то, быть может, они отказались бы от столь романтического морского имени…
Источник: 1. «Информатика и образование», 1991 г., № 4

19. При решении некоторых математических задач используют интересный приём: отрезают лишнее или добавляют недостающее. Внимание, вопрос! Назовите персонажа древнегреческой мифологии, в честь которого назван такой метод решения задач.

Ответ: Прокруст.
Комментарий: Разбойник Прокруст  известен и под именами Дамаст или Полипемон. Он подстерегал путников на дороге между Мегарой и Афинами и обманом заманивал в свой дом путников. Потом укладывал их на своё ложе и тем, кому оно было велико, вытягивал ноги, а кому было коротко, отрубал ноги – по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками.
Источники: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокруст
2. http://mathus.ru/math/prokrust.pdf

20. Внимание, чёрный ящик! В чёрном ящике находится предмет, которому посвящены десятки книг. У многих людей от него сводило запястья, а во многих ресторанах он входил в число обязательных предметов сервировки стола наряду с солонкой и перечницей. Что же в чёрном ящике?

Ответ: кубик Рубика.
Комментарий: В 1980 году кубик Рубика получил венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выиграл конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Германии, Франции. В ожидании заказа можно его и покрутить.
Источник: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубик_Рубика

21. Великий французский математик Пуанкаре более ста лет назад заметил, что есть только два способа научить правильно складывать ИХ: нужно разрезать или яблоко, или круглый пирог. Внимание, вопрос! Назовите ИХ.

Ответ: Дроби.
Комментарий: Иначе дети будут складывать дроби по более «простому правилу»: 1/2+1/3=2/5, т.е. будут складывать числитель с числителем, а знаменатель со знаменателем.
Источник: 1. https://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=viarn_dengi

22. Реально таких частиц нет, они не существуют в природе, но явления протекают так, как будто они есть. Какую же не существующую частицу ввёл в обиход советский физик-теоретик Яков Ильич Френкель.

Ответ: Дырка.
Источник: 1. ILICH.html

23. Как-то раз король математиков Гаусс спорил с Авогадро о сущности научных законов. Гаусс утверждал, что законы существуют только в математике, а потому химия почитаться за науку не может. В ответ Авогадро сжёг 2 литра водорода в литре кислорода и, получив водяной пар, торжествующе воскликнул: «Вот видите! Если химия захочет, то два плюс один окажутся равны…». Закончите его фразу одной цифрой.

Ответ: 2 (двум).
Комментарий: Авогадро сжёг 2 литра водорода в литре кислорода и получил два литра водяного пара (формула воды Н20).
Источники: 1. М.Г. Воронков, А.Ю. Рулев. О химии с улыбкой, или основы пегниохимии.–СПб.: Наука, 1999, с. 95.
2. Ерёмин В. В. Математика в химии. – 2-е изд., испр. – М.: МЦНМО, 2016. – 64 с.  с.8

24. Спор о происхождении математики столь же древний, как и сама математика. Геродот считал, что геометрия возникла из практических надобностей – необходимости разделения земель после ежегодных разливов Нила. Аристотель считал, что математика возникла как умственная деятельность лишённая практического интереса. По его мнению, математику создали ОНИ в свободное время. Назовите ИХ.

Ответ: жрецы.
Комментарий: По Аристотелю математика была создана жрецами в свободное от богослужений время.
Источник: 1. Бизенц Торра. Мир математики. Т 15. От абака к цифровой революции. Алгоритмы и вычисления. М.: Де Агостини, 2014. – 160 с., с. 12.

25. [ Раздаточный материал:
      Если Альфам дать по альфе,
      То одна в избытке альфа.
      Если дать по паре альф,
      То не хватит пары альф.
      Сколько Альф? И сколько альф?
      ]
Внимание, в раздаточном материале есть ЗАМЕНА! Перед вами одна из старых задач. Не пугайтесь, решать её не надо. Внимание, вопрос! Какое слово заменено словом «альфа»?
 
Ответ: груша.
Комментарий: Груша – не только плоды растения семейства Розовых, но и женское имя, производное от имени Аграфена или Агриппина.
Источники: 1. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. – Мн.: Нар. асвета, 1984.– 224 с., стр.167
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Груша_(значения)

26. В 1920 году Владимир Маяковский носился с идеей послать приветствие: «Науке будущего от искусства будущего». Кому же он хотел послать это приветствие?

Ответ: А. Эйнштейну.
Источники: 1. Эдуард Филатьев. Главная тайна горлана-главаря. Вошедший сам., Litres, 2017
2. Леонид Кацис. Владимир Маяковский. Роковой выстрел., Litres, 2018

27. [Раздаточный материал:

  Раз у Коли и Арины
  Распороли мы перины.
  Белый пух летал, кружился,
  Куражился, замирал,
  Ублажился,
  Нам же дал
  Головную боль старух.
  Ух, опасен пуха дух!
  ]

Перед вами стихотворение Георгия Александрова. Внимание, вопрос! Что помогает запомнить это стихотворение?

Ответ: знаки числа Пи.
Зачёт: по смыслу.
Комментарий: Своё стихотворение автор назвал «Пи-считалка».
Источник: 1. https://www.stihi.ru/2006/01/17-1134

28. По-русски мы часто говорим «ни то, ни сё». Назовите элементарную частицу, название которой в переводе с латинского означает «ни то, ни другое».

Ответ: нейтрон.
Комментарий: В 1932 году английский учёный Д. Чэдвик открыл нейтрон (от лат. neuter – ни то, ни другое). Заряд нейтрона равен нулю, т.е. он не имеет ни положительного ни отрицательного заряда.
Источники: 1. Р.Д. Минькова, А.И. Иванов. Физика. 9 класс., стр. 139
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейтрон

29. Минерал, обнаруженный в грунте, взятом в ходе одной из экспедиций, назван в честь участников этой экспедиции. Минерал называется «армолколит». Где же побывала эта экспедиция?

Ответ: на Луне.
Комментарий: Впервые он был найден в Море Спокойствия на Луне в 1969 году и назван по именам трёх американских астронавтов, высадившихся на Луне во время миссии Аполлон-11: Нейла АРМстронга, Эдвина ОЛдрина и Майкла КОЛлинза, которые собрали коллекцию лунных образцов, в которой был обнаружен и этот минерал.
Источник: 1. http://wiki.web.ru/wiki/Армолколит

30. Звенигородский был первым, кто в Советском Союзе ввёл исполнителей в школьную информатику. Каждый из программно-реализованных роботов исполнителей был ориентирован на решение конкретных, частных педагогических задач. Так, робот с названием «Том Сойер» занимался только тем, что формировал у детей понятие цикла. А какую работу выполнял исполнитель Том Сойер?

Ответ: красил забор.
Источник: 1. Старый номер газета «Информатика».

31. Внимание, нестандартная логическая загадка!
Если вы посмотрите, то не сможете увидеть меня. Но, если вы меня видите, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже, если вы не можете. Иногда я говорю правду. Иногда лгу. Но если лгу, то это ближе к правде. Назовите меня.

Ответ: сон.
Источник: Эрвин Брехер. Нестандартные логические загадки. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 128 с., с.14, с.102

32. Выдающемуся российскому математику академику Арнольду сообщили, что международная комиссия выявила слабость российского школьного обучения. В ответ на его вопрос о том, как проводилось исследование, его уведомили, что школьники слабо справляются со «стандартными вопросами», вроде: «что общего у ежа с молоком?». Академик тоже не знал, что у них общего, и тогда ему сказали правильный ответ. Назовите этот ответ.

Ответ: они сворачиваются.
Зачёт: по ключевому слову «сворачиваются».
Источник: 1. В.И. Арнольд. Что такое математика? – М.: МЦНМО, 2008. – 104 с., с. 11

33. Знаменитый российский математик академик Владимир Игоревич Арнольд назвал ЕГО смертоносным оружием, поражающим, если не цель, то охотника. Назовите ЕГО.

Ответ: бумеранг.
Источник: 1. В.И. Арнольд. Что такое математика? – М.: МЦНМО, 2008. – 104 с., с. 10

34. Вильгельм Рентген не знал, что представляют открытые им лучи. Внимание, вопрос! Какую букву он использовал для их обозначения?

Ответ: x.
Комментарий: Он назвал свои лучи X-лучами Буквой X чаще всего обозначают неизвестную величину, а он не знал, что представляют открытые им лучи.
Источник: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рентген,_Вильгельм_Конрад

35. В весёлой истории «Преступление ЕЁ» из книги «Усадьба богов» о приключениях Астерикса и Обеликса одного из архитекторов Юлия Цезаря звали КвадратнаНЕЙ». Внимание, вопрос! Назовите ЕЁ.

Ответ: гипотенуза.
Комментарий: Архитектора звали Квадратнагипотенузе.
Источник: 1. Клауди Альсина. Секта чисел. Теорема Пифагора. – М.: Де Агостини, 2014.– 160 с.

36. Как известно толпа буквально растерзала древнего математика Гипатию Александрийскую. Схожий сюжет имеет один из рассказов Рэя Брэдбери. В этом рассказе люди будущего собираются на площади для уничтожения картины. Каждый из них сначала плюнул в картину. Не смог плюнуть лишь мальчик Том – он был заворожён картиной.   Затем обезумевшая толпа разорвала картину на части. Мальчик схватил и сжал в руке клочок холста.  Перед тем как уснуть, он разжал руку и при свете Луны увидел на ладони ЕЁ – ласковую, добрую и чудесную. Назовите ЕЁ.

Ответ: улыбка.
Комментарий: Рассказ называется «Улыбка». Картина «Мона Лиза».
Источник: 1. http://raybradbury.ru/library/story/52/9/1/

Этим вопросом мы завершаем турнир «Оскар» и надеемся, что независимо от результатов на ваших лицах будет ласковая, добрая и чудесная УЛЫБКА. До встречи в следующем году!


Рецензии
То,что Вы делаете, Яков, следует назвать педагогическое ПОДВИЖНИЧЕСТВО. Всю свою жизнь я проработала в системе образования. Я знаю цену результата Вашего труда, впрочем, как и все здравомыслящие люди.Спасибо. Всего доброго!

Ольга Щербакова 2   28.04.2020 10:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!

Яков Логвинович   28.04.2020 10:20   Заявить о нарушении
Извините. И моя поддержка Вам, Яков !
м.б. интересен текст "игра против игры.." - о игре, где видно и о иерархичности мира наших понятий.

Успеха !

Георгий Сотула   28.04.2020 17:17   Заявить о нарушении