Мой командир

Мой командир.
----------------------
Наверное, пришло время заканчивать свои «Севастопольские рассказы». Тоже мне Лев Толстой.
Но не могу не написать и несколько строк о командире артиллерийского дивизиона подполковнике Беличкове.  Два года был под его острым взглядом и крылом. По отечески относился он ко мне. Часто вспоминаю его теперь, на склоне лет.
Вспоминаю и афоризм философа-свекловичницы мамы: «Сам будь человеком, тогда и около тебя будут добрые люди!».
Что же было главное в моём командире? Что выделяло его из многих офицеров, встреченных на армейской дорожке?- спрашиваю себя.
Был он настоящим образцом офицерского корпуса:высокий, прямой, стройный, с седеющими волосами, подтянутый, красивый…И всё таки не это главное, как думаю, вспоминаю теперь. Ни разу за два года не видел его распекающим кого либо, ни одного грубого, грязного слова. Всегда выдержанный, доброжелательный…
Он был и мастером своего дела. Имел редкий и дорогой для офицера-артиллериста знак «Мастер артиллерийского огня», это означает, что в течении пяти лет любую, а их масса, задач должен выполнять только на «отлично». Получился сбой, «четвертка» или «тройка» и весь отсчёт временной сначала…
Моё первое «командирское решение» обернулось проколом и даже позором для дивизиона.
Шесть моих солдат, отпущенных мной в увольнение были «забриты» в комендатуру нетрезвые.
Да ещё «воспитывали» пожилого туркмена, сыпали комплименты девушке-туркменке.
Ждал разноса.
Во второй половине вызвал подполковник.
-Садись! Какие сделал выводы, товарищ командир? Спокойно смотрит на меня.
- Весь дивизион опозорил. Ещё не было такого случая, чтобы ватагой в «кутузку» …
-Надо бы мне с ними пойти!- докладываю.
-Это зачем? Ты командир или нянька? Зачем так много отпустил? Да ещё троих наводчиков! С кем собираешься воевать?...
-Ничего! Надеюсь, узнал теперь своих подчинённых…
С товарищем возвращаемся из кино. Третий наш жилец по комнате Николай…, дежурный по части, в крепком подпитии, сдвинув пистолет на живот, как немцы в кино, что-то энергично доказывает замполиту. Обстановка, чувствуем, накаляется. Горячий человек Николай. Как бы не было беды. Отобрали пистолет у «дежурного». Отправили его отдыхать. Уснул.
Через  полчаса посыльный: К командиру! Нашего соседа.
Разбудили, Растолкали. Приоделся, Поправил помятое личико, ушёл…
Во второй половине ночи зовут к телефону. Иду.
Николай:»Принесите шинель, здесь холодно!» - слышу в трубке.
«Я на гауптвахте!»…
Потом Николай рассказывал с юмором: подполковник предложил, если не возражаю, прогуляться под луной. Проводить до дома. Конечно, я с радостью, добрый командир…Идём, беседуем…
-Давай зайдём вот в это помещение. Подходим. Написано «Гауптвахта»…
-Посиди трое суток! Отдохни! Подумай!...
Больше нигде, никогда подполковник, ни на одном совещании, построении не упрекнул Николая…
Очередные учения. Необычные. Руководит Маршал Советского Союза Москаленко. И маршрут движения колонн не привычный, не на юг к границе с Ираном, а на север к центру Каракумов. И это в июле…
Это было что-то ужасное…По одному маршруту идут танковый полк, мотострелковый, наш дивизион и ещё с десяток частей… Солнца не видно от поднятого песка…К металлу не прикоснёшься. Вода в водовозке кипяток. Солнце приклеилось к небу и не движется…В голове звон. Губы потрескались. Язык шершавый…Места себе не находишь…К железу не подойди…
Наконец-то наступил вечер. Колонна остановилась. Бродим как сонные мухи…
Являются трое моих солдатиков.
-Недалеко совхоз, на карте усмотрели, за виноградом молнией сбегаем!- просят меня.
Опасно отпускать. Не отпускать- выходит, человек я без сердца и души.
Умчались, а через двадцать минут команда:» Начать движение!».
Движение, а как же мои солдатики? Оставили один тягач. Доложили неисправный! Не заводится!
Часа через два появились. В двух гимнастёрках принесли виноград. Одну гимнастёрку в спешке то ли потеряли, то ли забыли…
-Не переживай, командир! У повара возьмём! Он в белой куртке прохлаждается…-доложили свой стратегический план.
В середине дня вызывает подполковник Беличков:
-Как дела во взводе? Все в строю? Что с тягачом?
Не моргнув глазом сообщаю- всё в порядке! Командир смотрит на меня. Это хорошо!... Иди!
Поворачиваюсь и слышу в спину:»Что же виноградом не угостил?».
Стыдно…Плетусь в свой «боевой» взвод. Понимаю, взводом командую не я , а вечный заводила всяких дел на гране фола наводчик Деркунский… Отвернись, и в Каракумах найдёт «употребить»…
По железной дороге едем на стрельбы. Командир назначил меня дежурным по эшелону. Все, кто где смог, спят. Командир сидит на снарядном ящике. Пригласил меня рядом присесть. Ведём беседу.
- Ты у нас с Тамбова?
-С области Тамбовской!- отвечаю.
-Кирсанов знаешь?
-Слышал, но не был. А вы с Кирсанова?- любопытствую.
-Нет! Пулемётные курсы там проходил в 41 году… Какая там девушка осталась! Больше такую не встретил! Всю жизнь вспоминаю. Сожалею, что адрес её не спросил…Ночью подняли и на фронт…Не простился!
-А почему же вы её после войны не нашли? Кирсанов город небольшой – интересуюсь.
-После войны жизнь, как в беличьем колесе закрутила…
-Ты вот надорвал почтальона. Каждый день носит твои письма на почту!- по- доброму говорит мой командир, впавший в воспоминания.
- С почты он налегке ходит! Редко пишут…-грустно отвечаю.
-Даа! Вот такая она жизнь! У каждого своя!...
-Зови сюда свою девушку! Квартира свободная есть, свадьбу справим! В школе место учителю есть…
-Спасибо, товарищ подполковник! Домой поеду…
Два раза отпускал меня в отпуск. И из нас троих «академиков» первым демобилизовал.
Провели комсомольское собрание. Отчитался, я был секретарём комсомольской организации дивизиона.
Ноябрь. Благодатный месяц на «краю света». Тепло. Жара спала.
Подзывает командир, сидящий на порожке у штаба. Я заметил, не спешит он в конце дня домой.
- Как прошло собрание?
- Хорошо! С критикой и самокритикой! Избрали нового секретаря- докладываю.
- Через три часа идёт эшелон с демобилизованными. Не передумал ехать домой?
-Товарищ подполковник, разве можно такими вещами шутить?! Рассчитываю на февраль, когда замена приедет!- уныло отвечаю.
- Не желаешь, другой поедет!
Одним словом, получил уже заготовленные документы и за дембельный чемодан.
По совету друзей, с разрешения  по телефону командира с тремя бутылками вина и кульком конфет прибыл в гости. Приветливо встретила жена. Расположились за столом…Слова благодарности…Добрые пожелания…Напутствие…
Как сына в дальнюю дорогу проводили. До сего дня все подробности помню! Мир полон добрыми, чуткими людьми!
Апрель 2020 года.


Рецензии