Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 10

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


СПАСАТЕЛИ

Капитал и религия – это закономерность: как базар и церковь. Они неотделимы друг от друга. Капитал – это деньги, богатство, это дворцы и замки, приближенные и слуги, это материальное обогащение. А религия? Это духовная жизнь, это вера в то, что Бог предопределяет поступки, поведение человека, благословляет на полезные дела и шлет блага, чтобы совершенствоваться. Вера - это надежда.

Нищенствующие монахи, как громоотводы, спасали от социальных потрясений, демонстрируя жизнь братства на основе покаяния и веры. Доминиканцы, например, не настраивали людей на взаимоуничтожение, не пропагандировали насилие и истребление. Главным было – почитание божеских заповедей, упование на связь человека с природой. Они были известны еще с Латинской Америки, где защищали интересы индейцев.

Освоение восточных земель мало чем отличалось по отношению к коренному населению. Если посмотреть на историю средних веков, то это постоянные войны за обладание территориями. Символом несчастной доли туземцев стало Проклятое Поле – околоток в области излучины, вблизи Лукомля.

Но жизнь есть жизнь, она вносила коррективы, и нищенство как идеал уже не отвечало экономическим требованиям. Как реки текут, меняя русла, так и жизнь меняется. Нравственные устои вымывало мутным потоком стяжательства, как вымывает корни при сильном водовороте. Почитание «золотого тельца» отвечало интересам многочисленных собственников, которых развелось в междуречье, как рыбы в воде. Они наживались, владея распотрошенными княжескими уделами. Церковь тоже меняла взгляды. Папа разрешил доминиканскому ордену владеть недвижимостью и расходовать средства на величие храмов.

Сближение материальных и духовных интересов не могло не вызвать кризис. Так и случилось. История помнит инквизиторские суды, периоды распада и возрождения, Реформации и Контрреформации. Считается, что функции доминиканцев перенял орден иезуитов. Так утверждается в современной историографии. Однако в междуречье было по-другому. Иезуиты были признаны папой римским в 1540 году – в преддверии создания Речи Посполитой. А хорунжий литовский Доминик Служка способствовал расцвету доминиканцев в 1674 году, основав для них монастырь в Чашниках. Чем же объяснить вспышку активности старинного ордена?

Непродуманной политикой превосходства. Когда Стефан Баторий, изгнав опричников, отнял Иванск у полоцких монахов и передал иезуитам, то вылилось это в напряженный конфликт: пришлось посылать комиссаров, чтоб уладили отношения. Безапелляционно вмешиваясь в сложившиеся веками традиции, Речь Посполитая подрывала основы сожительства. Пришлось снова искать точки соприкосновения и звать на помощь старцев-доминиканцев, проявивших себя в условиях завоевания Америки. К тому же, этот орден (как партия) был близок к идеалам социальной справедливости. Вспомним хотя бы одного из его последователей - Томмазо Кампанеллу, автора утопии «Город Солнца».

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: обложка современного издания с романом "Город Солнца".


16.04/20


Рецензии