Лермонтов-предсказатель

   
          

            В последнее время на российском телевидении всё чаще можно "видеть" покойную  Вангу с её предсказаниями. Как и предсказателей по звёздам. Однако, давно известно, что не хуже последних предсказывали в своё время будущее страны  наши поэты. Пусть и не все их предсказания сбылись, но они заставляли думать соотечественников. Может и к счастью, что некоторые не сбылись.

          Страшно представить, что бы было, если бы сбылось предсказание поэта 1930-х годов Павла Когана, мечтавшего дойти с боями «до Ганга». Если учесть, что за освобождение только одной Польши погибло 600 000 советских солдат и офицеров. А Ганг- это уже далёкая Индия. Зато, к  сожалению, сбылось предсказание в полной мере другого русского поэта 19-го века Михаила Лермонтова.

            Его стихотворение так и называется «Предсказание». Сейчас, когда и Февраль 1917 года, и Октябрь того же года, как и кровопролитная Гражданская война в России остались просто  историческими фактами, поражаешься тому, как мог юный поэт предсказать указанные события заранее. Другой вопрос, что к нему тогда в обществе не прислушались. А стоило бы прислушаться тому же  императору Николаю Первому. Вместо этого он преследовал поэта за его творчество, как мог.
          
              История не знает сослагательного наклонения, но вот интересно:  если бы императором в то время являлся его сын Александр, будущий император Александр Второй-освободитель? Мог бы он отменить крепостное позорное право не в 1861 году, а хотя бы в 1841 году?  А ещё лучше - в 1825 году, сразу же после выступления декабристов? Я думаю, что мог бы. И тогда  Россия могла спокойно выиграть Крымскую войну  спустя три десятилетия, ибо Севастополь защищали бы не крепостные, одетые в солдатские шинели, а свободные граждане. Кто знает, может в таком случае и «призрак коммунизма по Марксу» в 1917 году обошёл бы Россию стороной?!
          
              К большому сожалению поклонников поэта Лермонтова, к которым принадлежу и я, он предсказал и раннюю свою смерть. Достаточно внимательно прочитать его стихотворение «Смерть». Без слёз  читать нельзя. Тем более, что начинается оно с прекрасных слов: «Ласкаемый цветущими мечтами…» И вот тут я подумал, как известно, Михаил Юрьевич ушёл из жизни одиноким, ибо жениться не успел. Что бы было, если бы его не предала Варвара Лопухина, и он женился бы на ней.  Стал бы он тогда в полный рост на дуэли под дулом пистолета Мартынова?

                Этот вопрос я в школьные годы задавал на уроке русской литературы, но получал ожидаемый ответ: «Пушкин же был женат, имел детей, но от дуэли с Дантесом почему-то не отказался». Возразить что- либо я не мог. Поскольку, как любитель истории, и не только школьного курса,  прекрасно понимал, в какое «рыцарское» время жили оба поэта. Для них честь была дороже жизни. Несмотря на категорический запрет дуэлей в стране.
               
                Школьные годы. Разменяв недавно седьмой десяток, я с улыбкой вспоминаю сегодня связанные с именем Лермонтова случаи.
               
                Русский язык в украинской школе (в ней я учился до 8 класса, пока родители не переехали в Россию) мы начали изучать со второго класса. И вот, то ли во втором, то ли в третьем классе учительница, проверяя домашнее задание, велела мне рассказать следующее стихотворение Михаила Лермонтова:
               
                «На севере диком стоит одиноко
                На голой вершине сосна,
                И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
                Одета, как ризой, она.
                И снится ей все, что в пустыне далёкой,
                В том крае, где солнца восход,
                Одна и грустна на утёсе горючем
                Прекрасная пальма растёт».
            
                Во время чтения стихотворения у меня невольно на глазах появились слёзы. Тогда я ещё не понимал, что с рождения обладаю творческим воображением. Перед моим мысленным взором за окном, где водили хоровод снежинки, возникла лермонтовская сосна. Мне  стало жалко, что я нахожусь в теплом классе, а она - на морозе, да ещё и в одиночестве. Изменение на моём лице не могло пройти мимо опытной учительницы начальных классов: «Петя, что случилось?». «Ничего, Наталья Тихоновна, что-то в глаз попало!"- мой ответ её устроил.
            
                В седьмом классе учительница русского языка и литературы, а по совместительству наш классный руководитель Ольга Ульяновна, поздравляя меня с Днём рождения, добавила: «Переедешь в Россию, продолжай учиться также хорошо, русский язык и литература тебе даются легко. Кто знает, вырастишь, может тоже станешь поэтом как Михаил Лермонтов. Ведь вы с ним родились в один и тот же день 15 октября». «Ага,- отвечал с улыбкой я, - только с разницей в 142 года».

                Поэтом  я, разумеется, не стал, а вот писателем стать получилось. И не случайно. Видимо, в моём выборе, Лермонтов-писатель «поборол» Лермонтова-поэта.  Благодаря его гениальному роману на все времена под названием «Герой нашего времени». Хотя его «Княгиню Лиговскую" я тоже перечитывал не один раз.
            
               В российской школе, уже в восьмом классе, тоже приключился забавный случай. Рассказывая по требованию учительницы содержание последней главы романа Лермонтова «Герой нашего времени», я вместо слова «фаталист» употребил слово «филателист», чем вызвал смех в классе. Смеялись, правда, не все. Те одноклассники, кто как и я приехал в Россию из украинской школы, меня понимали. Можно хорошо  выучить любой язык, но чтобы разговаривать на нём наравне с его носителями, надо пожить среди них.
               
                В связи с этим мне вспомнился случай из моей недавней работы на заводе. В штатах его было три переводчика: с английского, с немецкого и с итальянского языков. Мой друг Саша переводил с немецкого, но в дипломе указывался и другой дополнительный иностранный язык, который он знал, как сам считал, неплохо. Так вот, главный инженер собрался в командировку в США. Поскольку английским языком занималась переводчик-женщина, он решил взять мужчину. Саша с удовольствием согласился.

              Когда же они вернулись с командировки, и я стал его расспрашивать, какие достопримечательности  там видел, он с грустью отвечал: «В основном библиотеку местную». И добавлял: «Я считал, что знаю английский язык в совершенстве, но общаясь с его носителями, понял, что ничего не знаю». Вот так-то!
               
             Изучив в школе «Героя нашего времени», я собрался «продолжить» роман Михаила Юрьевича. Однако не смог этого сделать до сих пор! И вряд ли кто сможет, так как он написан Гением с большой буквы. Всё, что хотел в романе сказать Лермонтов, он сказал. Добавить нечего. Вот она сила таланта настоящего писателя и поэта.
               
                Двести пять лет вскоре будем отмечать со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Чем поэт ценен для нас, его далёких потомков?! Ценен он прежде всего тем, что «показывает» нашей несистемной оппозиции, что если вы живёте в России, будьте добры не желайте ей зла, уважайте права остальных граждан.
               
               У него есть замечательное стихотворение на эту тему, которое так и называется «Родина». Начинается оно со слов: «Люблю  отчизну я, но странною любовью». Речь, конечно же. идёт о том, что не соглашаясь с порядками в России, с его общественным строем, основанном на закрепощении крестьян, поэт тем не менее любил в ней:
               
                «Её степей холодное молчание,
                Её лесов безбрежных колыханье,
                Разливы рек её подобные морям…"
                И далее:         
                "Люблю дымок спалённый жнивы,
                В степи ночующий обоз,
                И на холме средь жёлтой нивы
                Чету белеющих берёз…»
            
                И самое главное, что поэт открыто заявляет, на чьей он стороне в стране:
               
                «И в праздник, вечером росистым,
                Смотреть до полночи готов
                На пляску с топаньем и свистом
                Под говор пьяных мужичков».
               
                Сам факт, что Лермонтов употребляет ласковое слово «мужички», а не пользуется грубоватым «мужики», уже говорит о многом. Кстати, далее в стихотворении вы не найдёте осуждения их за то, что они «пьяные». Автор стихотворения прекрасно понимал, что пили они не от хорошей жизни.
               
                Как видим, поэт наглядно своим примером показывает, что надо быть ближе к народу, надо любить Родину, в которой  живёте. А митингами, организованными на деньги зарубежных "доброжелателей", ничего добиться нельзя. Если не считать того, что случилось в 2014 году на Украине. Нам такого порядка не надо. Россия давно исчерпала свой лимит на революции. Все спорные вопросы в обществе следует решать законными мирными средствами.

08.09.2019 г.

 

    

               

               


Рецензии