Тринадцать число счастливое

Долгие годы прожили в Потсдаме Григорий и Лидия Лившиц. В хорошую погоду их можно было часто видеть на прогулке, он — в инвалидной коляске, и всегда рядом с ним она — его верный друг и спутница жизни. Тяжёлая болезнь лишила его возможности двигаться и приковала к инвалидному креслу. Но, несмотря на это, он не потерял интерес к жизни, слушал радио, читал газеты, книги и всегда радовался каждому, кто приходил его проведать.

Вообще-то Григорий Лифшиц был человеком несуеверным, но цифру «13» стал в военные годы считать счастливой. И для этого, как он рассказывал, были у него веские основания. Впрочем, судите сами. Вот один из эпизодов военной жизни Григория.

Во время боя за поселок Барвенково, что под Харьковом, была нарушена связь полка с командным пунктом штаба Юго-Западного фронта. Командир полка не мог сообщить ориентиры для артиллерийской поддержки, телефоны замолкли, а без приказа молчали и орудия. Без артиллерийской поддержки полк был фактически обречен на уничтожение.

Двенадцать человек один за другим были отправлены, чтобы найти обрыв и восстановить связь, и ни один не вернулся. Тогда командир обратился к солдатам:

— Кто пойдет добровольно?

Первым вызвался девятнадцатилетний сержант Гриша Лившиц. Он был тринадцатым... Немолодой уже солдат подошел к нему, обнял и сказал:

— Сынок, я буду бога молить, чтобы ты живой вернулся. — И перекрестил его.

Или эта молитва сыграла свою роль, а может, действительно для Григория цифра «13» была счастливой, но, как бы то ни было, он вернулся живой. Но это было позже, а пока он полз под пулями туда, где уже лежали мертвыми его однополчане. Видели бы его в тот момент те, кто с усмешкой заявляли, что «евреи под Ташкентом воевали».

Григорий полз ужом, прижимаясь к спасительной земле, перебегал, петляя между кустами, нашел-таки этот еобрыв и соединил концы проводов. «Назад, назад, к своим!» — стучало висках. Но нет! Как убедиться, что связь налажена? А вдруг есть еще обрыв? И он лежал и ждал. И это было еще трудней, чем ползти под пулями.

И вдруг! Раздался вой снарядов, грохот взрывов на той стороне, за поселком — это заговорила артиллерия. Этот грохот звучал для него музыкой. Связь была налажена!
За успешно выполненную операцию сержант Лившиц был представлен к награде. Представление на него ушло в далекую Москву, а Григорий пошел дальше по дорогам войны: он командовал минометной батареей, был трижды ранен; его наградили медалями, вручили орден Отечественной войны.

Орден Славы за подвиг под Барвенково нашел его лишь спустя тридцать лет в 1975г.
Конечно, это событие для ветерана было очень радостным, но самой большой для него наградой был не сам орден, а то, что «ребята в полку тогда не погибли и сам я остался жив». это рассказал мне он сам, когда был уже прикован к постели.
Вот уже несколько лет, как ушел от нас Григорий Лившиц, но каждый год 9 Мая собирается вместе вся семья, и они обязательно поднимают тост за число «13», за счастливое для всех них число, 13 мая день рождения Лиды Лившиц, верной любящей спутницы жизни Григория.

Низкий поклон ему за его ратный труд, за его мужество! Поклон и благодарность!

;


Рецензии