Семнадцатая голова

 1.
Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
Изобразит меня Творец
Персидскою миниатюрой.

Александр Македонский встречается с говорящим деревом. Иллюстрация из поэмы Шах-наме XVIII века.

От себя добавлю, что Шах-наме - самая длинная поэма в истории поэм, из принадлежащих перу одного автора, она в два раза больше, чем "Илиада" и "Одиссея" вместе взятые, пусть для кого то это и удар. Поэтому иллюстраций там на любой вкус тоже много. Рассмотрим одну из них и проведем скрупулезный искусствоведческий аналес (и синтес) произведения..
 
Задумаемся, что мы с вами видим на картине?
Во-первых мы видим на миниатюре дерево.
Во вторых - это жутковатое древо.
В третьих - это тоже самое мировое древо индоевропейцев (о, древо жизни Иггдрасиль!), только с человечьими бошками вместо птиц. Мужскими и девьими. Мужские головы смуглы, бородаты, усаты, острижены наголо. Девы наоброт волосаты, усатость ликов ниже среднего. Еще на древе вместо листвы растут ладони примерно по две на каждую бошку для манипуляций вниманием и несколько очаровательных ножек 43-го концертного размера.
 
2.
И небо, точно бирюза,
И принц, поднявший еле-еле
Миндалевидные глаза
На взлет девических качелей.
 
Прекрасных дев, точнее их голов, шестнадцать штук - на одну меньше чем юношеских. И все шестнадцать смотрят влюбленными глазами на утомленных красавцев с мужской ветви мироздания и тянут к ним свои ладошки. Каждая к своему. И только одной голове нет пары. Его так изовут: Семнадцатая голова. Согласно учению и писанию семнадцатый всегда сосёт печален, как тварь после соития.Такова святая правда жизни, Агапыч..
 
Не потому ли на нашей миниатюре сладкий взор семнадцатого покоится на солидном мужчине с красной рожей и с нимбом как у Господа - на Искандере Македонском, как бы самоуслаждаясь образом  царя, как бы говоря, мол, до армагеддона уж не сказать шоп особо далеко, а вы всё сиське мнете, апокалипсис на пороге и несть числа евоным предвестникам, а вы тут стоите.
 
Остальному древу до гостей нет никакого дела, оно занято исключительно самим собой. Искусствоведчески говоря, если верить художнику-миниатюристу, все 32 головы оживленно беседуют, машут руками и ногами, оторваться друг от друга не могут и, вероятно, шум стоит как на восточном базаре. Персидская традиция зовет такое редкое дерево волшебным именем Вак-Вак. Почти как зороастрийское святилище Чак-Чак, в центральном Иране, только заменили "в" на "ч", а все остальное одинаково. Именно таким оно появляется в персидских сказках примерно с ХII века, примерно с тысячи и одной ночи.
 
В библиотеке храма Ахурамазды города Язда, ваш покорный слуга видел текст  Визидагиха-и Задспрам ("Избранное Задспрама"), в котором была подробно описана ботаника таких растений. Оказалось, что бошки на древе вырастают не сразу, а постепенно. Сначала древо цветет, потому на нем завязываются и вырастают плоды, которые созревая превращаются в то, что нарисовано выше. Головы висят самостоятельно, без туловищ, без сисек и писек. Выглядит все жутковато. Но такова людоедская правда жизни. К тому же некоторые из них вызревая, становятся ужасными стервами монстрами. История утверждает, что бошки висят на древе не просто так. Все они обладают даром предсказания и в легендах о великом Искандере именно Вак-Вак предсказало ему смерть в чужой земле.
 

3.
Однако, философски рассуждая, что предсказало древо на самом деле мы знать не можем, поскольку с молока матери выучили одну простую сельскую истину - сколько на дереве бошек выросло - столько мнений и противоречивых предсказаний мы услышим. Ведь мы живем, храня тайны, которых не можем поведать друг другу. Миниатюрист нам на это прямо указывает, изображая печаль и бесконечное очарование одинокой семнадцатой головы. Однако и мордатый Искандер тоже косит глазом как жеребец. И старцы тоже, хотя имя головы явно не Сусанна.  Вощем, как говорят у нас на Байконуре "Есть контакт! Поехали!"
 
Так автор миниатюры показывает нам кто, когда и каким образом напророчил Искандеру Македонскому (да благословит его Аллах и приветствует) его скорую и безвременную кончину от яда, составленного самим Аристотелем.
 
4. Домашнее задние
Найдите семнадцатую голову.


Рецензии