Московское счастье Алены Свиридовой
Москва притягивает иногородних, как огромный магнит, но далеко не каждый из приезжих оказывается железным. Кто бы мог подумать, что хрупкая интеллигентка из Мин;ска превратится в Москве в попдиву, а ее «Бедную овечку» и «Розового фламинго» будет распевать вся страна?
Когдато в Минске меня попросили разогреть публику перед выступлением Титомира. Потом подошел ко мне его директор Юра, пригласил в Москву. Юра, чтобы не было сомнений, встретил меня на вокзале со своей женой. Ну, первый год, пока мы записывали альбом, было трудно. Денег было очень мало. Я поняла, что при всей общительности я не могу завести друзей, хотя я как крошкаенот и улыбалась, и знакомилась. В Москве большие расстояния, люди семейные. Жила я непонятно где, моя жизнь в Москве началась с гостиницы Академии Медицинских наук. У мамы был знакомый профессор, он меня устроил, написав, что я медикстажер. И мне выдали комнату.
Неужели ты должна была проходить в белом халате, чтобы все думали это врач идет?
Нет, все подозревали, что я имею отношение личного характера к этому знакомому, я была непохожа на медиков. Медики достаточно консервативные люди, а у меня всегда было тяготение к богемному разгвоздяйству. Москвичи меня не впускали. В Москву много людей приезжает в поисках реализации мечты, и выслушивать чаяния, амбиции неинтересно. Когда я с кемто встречалась и у меня спрашивали: «Девочка, а ты откуда?» Я говорила: «Я из Минска». «А что ты делаешь?» Я говорила: «Пою песни». «Какие песни? Где ты поешь?» «Ну, пока нигде не пою». «А какие песни?» «Ну, я сама написала, скоро я их буду петь». «А где ты живешь?» «А у знакомых, потом в гостинице». Скоро я поняла: то, что я говорю, не в мою пользу. И мои заслуги оказались перечеркнуты.
Вот здесь рождались строки про розового фламинго?
Обои были другие. Тогда они были розовые. Мне было трудно представить, что может чтото получиться. Успех пришел через год.
А когда ты лежала на этом диване, предавалась мыслям вот хорошо бы обратно?
Нет, я знала, что назад дороги нет. В Минске мне завидовали, всё должно было быть успешно. Когда никаких видимых результатов успеха не было, я понимала, что не могу возвратиться: это позор. Надо становиться дворником в Москве, либо менять образ жизни. Побежденной я не могла вернуться. Я осваивала окрестности, нашла немосковский уголок. На набережной, если спуститься, валялись старые лодки, как будто это была не Москва, а Крым.
То есть ты ездила туда себя обманывать?
Да, я ездила туда себя обманывать. Очень сложно быть в Москве, совершенно не иметь друзей, сидеть в комнате. От этого у кого угодно крыша поедет. Я люблю одиночество, но не в таких пределах. Сюда приходили брать у меня интервью, для этого надо было заказывать пропуска. Когда ко мне приехал бойфренд из Минска, это была эпопея. Он тоже прикидывался медиком и моим братом на всякий случай. Тут была мексиканская история. Мы ему сняли другую комнату, и были перебежки, чтоб никто об этом не прознал. Очень смешно, но это была единственная возможность с кемто общаться. Я была домашним ребенком, училась в школе, не жила в общежитиях, и первый самостоятельный выезд хождение по мукам. Поэтому я попыталась свить гнездо. Я точно знала, что на рынке вечером всё дешевле. Конечно, не думала, что буду считать копейки. Доходило до такого, что купить пачку макарон, ее поделить, вот это сегодня естся, а это послезавтра. Ничего не бывает лишнего в жизни. Был полезен такой период самосозерцания, тогда и писались все небезызвестные песни. Художнику необходимо одиночество, но только не в таких пределах.
В то время неизвестная певица неизвестных песен часто ;устремлялась в совершенно немосковское место, здесь ей было легче привыкать к чужому городу, на Водном стадионе у нее наконец появились первые московские друзья, тоже не москвичи.
Ну, здесь ты привыкла к Москве, в немосковском месте?
Здесь у меня были каникулы, уже стало похоже на лето, и у меня появились друзья специфические. Это был Театр клоунады Терезы Дуровой, там были отвязные ребята, группа с бритыми головами. Жили они в гостинице «Южная», и у нас была похожая судьба.
А друзьямосквичи у тебя стали появляться?
Нет, они стали появляться в девяносто четвертом. Очень было смешно. Както я поехала к моим друзьям в гостиницу «Южная». Название говорит само за себя: там жила вся южная диаспора Москвы. И к клоунам приехали в гости три девчонки из Израиля, профессия у девушек была древнейшая. Девчонки были очень душевные. И вот сижу я в гостинице «Южная», и думаю: что бы сказала моя мама, когда бы увидела, что я сижу в компании клоунов и проституток? Тогда я рассказывала, что я певица, которую никто не слышал, актриса, которую никто не видел. Тут мне верили, что я и певица, и актриса. Они очень талантливые ребята, мы видимся редко, Родина теряет героев, косят заграничные контракты.
Скажи, был переломный момент, когда ты перестала чувствовать, что этот город тебя отторгает?
Наверное, первый мой московский друг Аркадий Арканов. У меня была первая съемка, я пела песню «Просто кончилась зима». Заходила на сцену на негнущихся ножках, после чего подошел Арканов: «Песня хорошая, давайте дружить». Я, конечно, была рада. Он познакомил с женой, и я стала к ним заезжать в гости.
Скажи, а к чему ты не была готова?
Это было отсутствие общения. Я человек без комплексов, легко иду на контакт, но это не удавалось в Москве. Может быть, производила впечатление аферистки, хотя глаза у меня добрые. И, конечно, это было тяжело пережить, я стала даже комплексовать. Директор Титомира, Юра, потащил меня на день рождения Пенкина. Я была совсем неизвестна, меня представили как его сестру, чтобы не объяснять опять, что я певица из Минска, которая неизвестно что поет. Опять же я не умею врать. Может, мне надо было создать себе легенду, что я внебрачная дочь лейтенанта Шмидта? Поскольку я этого не делала, а норовила уйти в сторонку, найти контакты мне не удалось.
Ты стала другой, и стали нарастать какието знакомства.
Знакомства стали нарастать, потому что прошло много времени. На самом деле, все друзья идут из детства. Поскольку я была срублена под корень и сюда пересажена уже взрослым человеком, для длительных знакомств нужно время. Сейчас прошло достаточное количество времени, и теперь я могу сказать: я люблю Москву. Я приезжаю откуданибудь и рада, что я приехала. Хотя Питер мне нравится больше по духу. Я понимаю, что Москва «сапоги и пироги». Она совершенно ненормальная для того, чтобы ее полюбить. Тут не бывает любви с первого взгляда, Москва не из серии городов, которые говорят: «Иди сюда. Мы тебя обнимем, приголубим». Хотя когда всё это появилось на экране первый клип, все увидели, что я действительно певица, что я пою, что песни мои, и песни хорошие, и непохожие. Вот тогда произошел перелом. Это было в модном месте, клуб «Белый таракан». Страшно модное место, закрытое, все ходили по членским карточкам, но можно было притаскивать друзей.
Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась, а Москва была городом купеческим. Здешние купцы не могли не почуять в песнях Алены талант. Впереди были клипы и призы, диски и интервью, звания и признания. А московское время Алены Свиридовой началось ночью.
Тут был рокнролльный интерьер, дубовые лавки, столы, это было супер. Подвальное помещение, где стоят различные старые вещи, патефоны, утюги. Вот здесь я увидела своего кумира, Вову Преснякова. Вот здесь мы и познакомились с Кристиной Орбакайте, там же был Мазаев. Просто мечта девичьих грез. Очень хорошие музыканты, и меня приняли за свою. И Федя Бондарчук, Степа Михалков. Различные тусовки, модные места, потом был конкурс «Поколение», где мой клип занял первое место. Вот тогда началось настоящее признание. Я была страшно модная.
Я слышал, что помимо таланта в Москве нужно умение двигать локтями.
Нет. Мне очень везло на людей.
А ты сильно ностальгировала по родине?
Ну, уже в этот момент не так часто, мне уже удалось снять квартиру. Я уже любила Москву. У меня появилась кошка, я привезла из Минска пианино и почувствовала себя дома. На самом деле была мечта: я хотела стать певицей. Ну, здесь я поняла, что у меня получается, но мне хотелось народного признания. Хотелось выйти в массы и объять необъятное. И еще помню, я мечтала в Минске: а не слабо выступить на Красной площади?
В 5 лет Алена нарисовала произведение такого содержания: на фоне красного занавеса певица в бархатном платье стоит перед микрофоном. В детстве Алене приснился сон: она поет на Красной площади.
Для каждого иностранца Россия начинается с Красной площади. Был у меня сон что стою я и пою на Красной площади. И в День города на Васильевском спуске построили большую сцену и концерт был живой. Поднималась я по ступенечкам, ножки у меня дрожали, поднялась я на сцену, а тут людское мореокеан. Когда многомиллионная толпа пела мои песни, я поняла: наверное, я чтото совершила. И потом вышла со сцены, присела у стеночки, и подумала: «Под стеной храма Василия Блаженного можно забить колышек и написать: «Алена Свиридова + Москва = любовь».
Ален, давай попробуем научить других на твоих ошибках. Что бы ты могла пожелать тем, кто собирается приехать в Москву?
В Москве нужны люди, которые умеют чтото делать. Для того чтобы здесь пробиться, нужно иметь в руках продукт. Это не обязательно касается профессии артиста. Всегда нужны люди, которые знают свое дело. Никакой утопии здесь нет. Поскольку жизнь человеку дается один раз, мне кажется, что жить и работать на одном месте ужасно скучно. Так что, друзья, дерзайте. И можно рассчитывать на ответное чувство столицы.
Свидетельство о публикации №220042400941