Московское счастье Любови Соколовой

Телепроект 2000 совместно с Людмилой Афицинской


В 1943 году в Москву приезжает будущая кинозвезда с гордой птичьей фамилией Соколова и чувственным именем Любовь. Любовью ее жизни стал кинематограф. Сколько сыграла ролей ­ сама не помнит. Может, 368. За наибольшее количество сыгранных ролей Соколова была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Вся ее жизнь превратилась в бесконечную киноленту.

­ Я мечтала быть актрисой, училась в Ленинграде у Герасимова, а потом ­ блокада. Я сама из Иванова. Когда я к маме приехала в эвакуацию, она сказала: «Ты мечтала быть актрисой ­ добивайся». Она повезла в Москву ситец ивановский, и в машине меня, без пропуска нельзя было. И с сорок третьего года я училась во ВГИКе.
Клара Лучко рассказала свое первое впечатление о ВГИКе: «Я, говорит, вхожу и вижу невозможной красоты Любовь Соколову в бархатном платье и думаю: «Нет, меня не возьмут».
­ Да, у меня было коричневое бархатное платьице.
У вас был актерский и зрительский успех, и мужчинам нравились?
­ Да, мужчинам нравилась, за мной ухаживали, но мамочка сказала: «Любовь, ты интересная, ты идешь в такой мир, запомни: чужой муж ­ не твой муж». Когда меня приглашали и режиссеры, они за мной ухаживали. «Соловей­разбойник» меня в актерской школе называл Герасимов. Потому что я придумывала невозможные этюды. Например, была стенка в физкультурном зале, я княжну Тараканову изображала, и я по ней катилась, она уже погибает. И он говорит: «Ты можешь сломать себе что­нибудь, соловей­разбойник». Хотела перепеть Лемешева, я хулиганка, озорная бабенка.
Любовь Сергеевна, первые годы вы любили этот город?
­ Ой, мы ходили смотреть на Кремль, а когда кончилась война, мы все от счастья бежали туда, рыдали, целовались. Этого никогда не могу забыть.
А трудная жизнь в этом городе у вас получилась?
­ Ну что же делать, я выжила, училась, работала на вокзале, чтобы прожить, вещички подносила ­ а как заработаешь на хлебушек? Потом я вещички свои продавала у булочной.
Покидая осажденный Ленинград, Любовь Соколова решила больше замуж не выходить, ее первый муж умер в блокаду. Сама она садилась на Фонтанке умирать, но выжила. Много позже Соколова встретила Георгия Данелию, и у них родился сын. Но муж актрису оставил, сын из жизни ушел, осталась внучка, родилась правнучка ­ любимые люди, коренные москвички. Но всё это было потом, а тогда ее московское время только начиналось. Зачатьевский монастырь ­ ее первый московский адрес.
­ В сорок третьем году я здесь поселилась, когда училась во ВГИКе. Здесь было общежитие наше. Много нас народу жило, Нонночка Мордюкова жила. Нас было там человек тринадцать. Жили, кроватенки у нас были плохонькие, но слава богу. Ой, боже мой, я не была здесь года с 46­го. Нас уже мало осталось. Николай Чудотворец ко мне подходил в день моего рождения в сорок первом году. Мы стоим на трамвайчик, и вдруг ко мне подходит мужчина кареглазый в кепочке, с усиками, с бородкой, простецкая одежда на нем, и он говорит: «Ты будешь есть по чуть­чуть, но будешь жива, счастлива». Свекровь говорит: «Какой вы ей подарок преподнесли, у нее сегодня день рождения». А он говорит: «Вот и хорошо, только выучи молитву «Отче наш», а зовут меня дядя Николай. Если что­нибудь нужно ­ каждый меня укажет». Свекровь говорит: «К тебе Николай­угодник спустился». Я: «Господи, как?» А через некоторое время мы с моей свекровью идем и мужем, она говорит: «Зайдемте в церковь». Ах, я захожу ­ боже, знакомое лицо, Николай Чудотворец.
А есть какая­нибудь связь между вашей встречей с Николаем Чудотворцем и тем, что ваш первый дом в Москве оказался в монастыре?
­ Понятия не имею, но боженька помогает мне. В катастрофе была ­ я выжила. Голод ­ я выжила. Через Ладогу под бомбежкой, под обстрелом ­ я выжила. И теперь я без молитвы не выхожу из дома.

Воистину благословенным стал жизненный путь Любови Сергеевны ­ эта бесконечная кинолента. У кинематографистов стало хорошей приметой снимать эту актрису. Мы тоже последовали этой традиции и пилотный выпуск программы посвятили Соколовой. В каждую ленту Любовь Сергеевна шлейфом приносит удивительное ощущение уюта, может быть потому, что своего дома у нее не было в Москве 16 лет.

­ В сорок шестом кончила институт, диплом с отличием, но жить негде. И меня взяли в театр, прописали там, и на я стульях спала. И у Лидии Смирновой жила, у нее тоже была коммуналка ­ я в коридоре спала. А потом, когда Лидия Николаевна получила квартиру, я у нее спала на диване.
А потом у вас жила Людмила Гурченко?
­ Да, Люсенька жила у меня. Там проблемы были, и она у меня жила. Софа Чиаурели тут у меня жила. Тут сидим, кто бы ни проходил ­ здоровались.
А это же актерский дом, Любовь Сергеевна?
­ Жила Татьяна Пельтцер. Муся Виноградова, Голованов Сережа жил. Михаил Глузский, Боря Бердичевский, Ларионова с Рыбниковым.
В подтверждение слов Соколовой из парадной показался знаменитый артист Глузский.

Здравствуйте, Михаил Андреевич. Был особенный воздух в этом доме?
­ Был в свое время, на этом месте были чудные дорожки, кустарник, цветы росли. А Любовь Соколова ­ моя партнерша давняя. С Любовь Сергеевной мы снялись в картине, которая называлась «Ночной гость». Она играла довольно большую роль, а я играл ее мужа пьющего.
­ Как всё произошло, будто кто­то вел по дороге­ниточке. Мне подруга­блокадница говорит: «Ты человек абсолютно состоявшейся судьбы». Я рада, что я в Москве. Я не коренная москвичка, но считаю, что это моя родина. Я всегда говорю: «Москва­женщина». Мы даем род человеческий. Москва возрождается, она украсит нашу планету. Я хочу, чтоб бульвары ожили, постригли деревьица, скамеечки бы, и детки гуляли, и сидели бы мы, старушечки, на этих лужаечках, и травка росла. А я забыла тебе сказать: когда я много ездила, больше ;10 дней любая заграница уже не нужна ­ только бы домой, в Москву!


Рецензии