Московское счастье Михаила Танича
Некоторые врастают в Москву постепенно. Вот Курский вокзал; Михаил Танич приезжал сюда каждый день в течение многих лет.
Не было у меня мобильного телефона, не было даже чемодана, и я готов был устроиться носильщиком на Курском вокзале. А кого не тянет в Москву? В Москве живут в основном не москвичи, вот я, например, сорок лет живу. И я себя не могу назвать ростовчанином или сталинградцем, где я жил; я и в Берлине жил, но не могу себя назвать берлинцем, только москвичом. Вот мой родной вокзал, я приезжал утром и вечером уезжал, раздобыв для семьи мясо, колбаску. С этим всегда была проблема. Ездил чаще всего без билета, потому что было дорого, почти рубль, а рубль мне выдавался на булочку, на кофе, я не мог отрывать у семьи больше. Я был не от Москвы в восторге, а оттого, что я переехал в Москву. Я чувствовал себя не чужим человеком. На Курском вокзале я впервые встретился со своей первой песней «Текстильный городок». Там был киоск в конце платформы, где продавали кофе. Мне нужна была мелочь, у меня было пять рублей, и я протянул их в киоск и чтобы разменять: «Дайте пирожное». Она мне дала эклер, и подружке напевает. Я жду сдачи, прислушиваюсь. Я говорю: «Девушка, эту песню написал я». Она говорит: «Да? Мордой не вышел». Я много написал песен о Москве. Я бывал во многих странах. Но, когда я приезжаю в Москву и еду с Шереметьево, у меня дух захватывает. Какой бы Манхэттен ни был, а Москва родная. Курский вокзал самый знаменитый из всех. Его прославил Венечка Ерофеев, великий русский писатель, написал поэму «Москва Петушки», где герой всё время ехал в Петушки. Щемящий сердце роман. Тем более мне приходилось ездить в этом же поезде, с этими же алкоголиками, одним из которых был я, поэтому я читал роман так, как будто он обо мне.
В его жизни всё было не сразу. Уроженец Таганрога поступил в Ростовский строительный институт. Танич стал бы неплохим архитектором. Но сначала война, потом тюрьма, затем встреча с любимой женщиной и неуклонное движение к цели стать литератором. А Москва ему на роду была написана.
Что вас привело на Чистые пруды?
Это часть моей пешеходнотрамвайной биографии. Когдато здесь располагались редакции газет, и я работал литконсультантом. И здесь, на бульварах, на Чистых Прудах, я читал письма, стихи, очерки рецензировал. Москва была мало населена, бомжей не было, можно было гулять ночью по Москве. Вы можете представить это время? Никто тебя не грабил.
У вас первые годы в Москве были трудными?
У меня желание было двигаться вперед. Не скажу, что у меня быстро все получалось, счастье у меня трудное. Я выжил на войне, контуженный, в госпитале, после ранения. Тяжело воевал. Так же выжил в лагере тяжело. Я приехал в Москву в пятьдесят восьмом году, в шестьдесят первом я начал писать песни. С песнями легче пошло: песни сразу стали популярны. Я врастал в Москву медленно. Корешки пускал. Не было такого момента, чтоб почувствовал: я москвич. Я написал первый сценарий на «Ленфильме», получил деньги, и мы купили кусочек комнаты в Железнодорожном. Потом, когда я стал автором песен, мне горсовет дал квартиру уже с ванной.
Я придумал, как выразить рецепт Танича «Как стать москвичом» в пяти словах: не торопись и всё получится.
Очень правильно. Это газета «Ленинское знамя». Вот здесь я начал получать московские гонорары. Поначалу мне показалось, что это рай, буду всегда так зарабатывать. Первый месяц я много заработал, потом уже были книжки. Никаких у меня не было друзей. Друзья у меня были только в детстве, а дальше я не успевал с кемто подружиться. Единственный мой друг моя жена. Москва людей притягивает как магнит. Независимо от профессии. Передо мной расстилалось будущее в разных вариантах. Один из вариантов я кончаю строительный институт в Ростове, становлюсь главным архитектором Москвы; ну кто же мечтает о меньшем в двадцать лет?
Жизнь зебра. Ее белая полоса проходит по площади звезд. И тут же, без серых полутонов, сразу черная полоса. У Танича обнаружили тяжелую болезнь сердца. И снова белая полоса: сложнейшую операцию проводит Таничу академик Акчурин, который прооперировал Ельцина. А в конце съемки Михаил Танич пригласил нас к себе. В этом сталинском доме бывали все от Галича до Лаймы. Здесь Ельцин пел с ним дуэтом.
Моя жена говорит, в наш дом нельзя пускать людей приличных. Бомжовский дом. Тем не менее нравится мне мой дом, у меня всё время люди гостят.
В вашем доме вырастали многие?
Ну, вырастали это громко сказано, но бывали смолоду многие, там стоит пианино, за которым сочинено много песен.
А чем отличаются москвичи?
Москвичи в разное время разные. Мы сейчас видели спящих на лавках бомжей, они лет двадцать поспят на лавках и скажут, что они москвичи. Москва город пришлых людей, лучшие из них становятся москвичами, неприжившиеся уезжают. Некоторые позорят Москву. Москва собиралась с разных земель и продолжала привлекать внимание.
А вы с женой в Москве познакомились?
Нет, мы с Лидией Николаевной уже сорок четыре года живем. Мы познакомились на стройке «Сталинградгидрострой». Я забрел в общежитие молодых специалистов. И увидел эту девочку, и не знал, что она станет моей судьбой.
ВОСПОМИНАНИЯ ЛЮДМИЛЫ АФИЦИНСКОЙ
Михаил Танич шел по Курскому вокзалу и рассказывал про свое предмосковское, еще областное счастье, про рыжую тетку из вокзальной палатки с выпечкой, про то, как он похвастался ей первой записанной песней на радио, и ее ответную фразу: «Да что ты? Рожей не вышел!» Тетка, вероятно, пошла на повышение и торговала не пирожками, а орхидеями, и не на вокзале, а на Тверской, а может, давно валила лес за недостачу но Танич запомнил фразу навсегда. Мы вошли в здание вокзала и, как водится, нас окутало популярное многоголосье: Насыров ехал в Тамбов, Долина, надев «всё лучшее сразу», который год озабоченная «погодой в доме», уверяла, что все проблемы решаются «с помощью зонта», а группа « Лицей» всё спрашивала и спрашивала чтото у листьев… Мишка спросил у Михаила Исаевича:
А кто ваш первый исполнитель?
Так Пугачиха же, да, ей лет шестнадцать тогда было. Рыженькая, бойкая такая…
Пугачева?! Да что вы?!… Скажите, а тогда уже понятно было что это будущая примадонна?
Что ты! Она не пела, а пищала, тоненьким таким, довольно противным голоском… И в мыслях не было, что из этого чтото получится!
Надо же, я не знал, что у вас общее «начало»…
Для Людмилы это тоже было новостью. Но в отличие от Грушевского она не заломила рук и не закатила глаз, а целенаправленно двинулась через Садовое кольцо по направлению к телефонуавтомату (мобильных тогда еще не было, а может, и были, просто у нее его не было), на ходу листая телефонную книжку и ничуть не заморачиваясь машинами, водителями, и уж тем более тем, что они кричали ей вслед. К моменту завершения «героического» перехода она уже знала номер Аллы Борисовны наизусть.
Але? Алла Борисовна?
Я слушаю, кто это?
Это Афицинская, мы сейчас снимаем…
Людка часто пользовалась своей редкой фамилией, самое главное произнести ее значительно и весомо, и пока собеседник лихорадочно копался в мозгах, вспоминая: кто это Афицинская (а спрашивать «какая Афицинская?» всем было неудобно: фамилия «эксклюзивная»), Людка успевала заморочить голову так, что все невольно соглашались на всё, что она им предлагала. Много лет спустя Танич, сидя на кухне новой квартиры, представлял ее Игорю Николаеву: « А это вот Люда. Знаешь Игорь, Люда удивительный человек: ей никто никогда не отказывает… Однажды она уговорила Пугачеву петь в луже!» Но это было гораздо позже, а сейчас Людмила играла в «пинг понг» с самой примадонной:
Нет, вы знаете, я очень занята…
Так у вас это займет минут пятнадцать, не больше…
Нет, нет, я еду на запись..
Так вам по дороге: СадоваяЧерногрязская, кинотеатр «Встреча», двор под аркой вы его хорошо знаете…
Да я понятия не имею, где этот двор!
Вот это она зря сказала… Людмила тут же схватила Примадонну за язык и скороговоркой рассказала ей всё, что слышала от Танича: и про ночные посиделки на кухне, и про «Айсберг», который родился на этой же кухне, и про залитый дешевым коньяком дорогой костюм. Вранье было так очевидно, что Алле Борисовне ничего не оставалось, как согласиться. Через час она сидела в центре двора кинотеатра «Встреча» под дождем, около детских качелей, на чемодане и почти басом напевала «Робота», того самого «Робота», которого «пищала в шестнадцать тоненьким таким, довольно противным голоском…» Но самое интересное в этой истории была всётаки не она, а прохожие. Мимо проходящие стали яркими иллюстрациями фразы «глазам не верю!»: уныло шагающие домохозяйки с набитыми котомками, компания мальчишек с мячом и две парочки влюбленных бездельников все они поочередно напомнили экспонаты музея мадам Тюссо. Бросив мимолетный взгляд на происходящее внутри двора, они замирали в оцепенении. И не удивительно! Алла Борисовна Пугачева сидела в луже, на чемодане и с пионерским задором басила: «Робот, ты же был человеком, улыбалися лужи, ты смешно кукарекал!»
Итак, во дворе дома поэта появилась певица. Известнейший приезжий и самая знаменитая коренная москвичка сели на чемоданы и принялись творить историю.
Алла Борисовна, мы берем интервью, сидя на чемоданах, вас это не затруднит?
Я всю жизнь на чемоданах!
Аллу ничего не смущает!
Первая известная ваша песня это «Робот».
Я нарочно буду жить, чтобы ты еще спела.
Алла Борисовна, а можно сказать, что вы были бы другой, если бы этой песни не было, или это слишком высокопарное заявление?
Но это моя визитная карточка по тем временам. Она настолько слилась со мной. И с моим возрастом, я была слишком молодая.
А как вы думаете, Москва без Танича была бы другой?
Конечно!
А без Ленина?
Без Ленина просто не было бы ее!
Пугачева без «Робота» это всё равно что Москва без Танича, иначе ничего не случилось бы в вашей карьере.
Есть несколько людей в моей жизни, надо ценить и не забывать людей, которые стояли у истоков твоего творчества.
Ты не забываешь людей, которые тебе чтото сделали?
Но если бы вы мне не встретились в жизни, не было бы той Пугачевой, которую вы знаете. Была бы хуже, лучше не знаю, но была бы совсем другая.
Михаил Исаевич, спасибо вам за Пугачеву!
Надо сказать, его супруга, между прочим, написала «Айсберг»…
Игорь Николаев вышел из этого дома и пошел ей пока;зывать!
Господи, почему же на стене нет доски? Это же святые места?
Самая главная доска это песни. Сейчас могут подзабыть, потом перепоют, потому что хорошие песни надолго остаются. Это наше бессмертие. Пока помнят и любят эти песни, смерти нет. Я просто удивляюсь, потому что это его юмор, удивительный оптимизм Танича. С таким достоинством выдержать груз нелегкой жизни. Любит вас Бог, я не знаю, что вас спасло, чтобы не превратиться в кривогубого демагога, брюзгу. Танич сыграл такую игру с жизнью, при которой можно и обозлиться, и ожесточиться.
Да, я ничего не играл, я всегда надеялся на Бога. И поэтому пришел к нему в конце жизни. Я решился на такую операцию, когда я уже умирал. Это был безбожный поступок. В эти годы, когда болит сердце, надо складывать руки. Это я решился и еще, может быть, поживу.
Что значит поживу? Поживем еще. Мне кажется, вы так молоды в своих текстах, но вы знаете, он любит музыку своеобразную, чуть приблатненную. А мне трудно петь такую музыку.
Но у вас бывали такие песни тоже.
Какие? Приблатненные? У меня их куча неопубликованных.
Алла, я не знал, что ты приедешь. Я догадывался. Или Ельцин, или Пугачева.
Свидетельство о публикации №220042400950