Автономный округ крымских татар в Бахористане

Появление понятия права наций на самоопределение. Впервые это право было официально провозглашено в резолюциях Лондонского конгресса Интернационала 1896 года, откуда оно затем перекочевало в программу РСДПР, принятую в 1903 году на втором съезде партии.  Самоопределение наций право на политическую  независимость, стало одним из определяющих столпов коммунистической идеологии.   Никогда речь не шла,  ни о какой  «национально-культурной» автономии,  праве на «свою религию» и т.п. "Мы дали всем нерусским национальностям их собственные республики или автономные области" Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 44. - С. 146.
В дальнейшем после образования ООН, Право народов на самоопределение  удалось внедрить как —  один из основных принципов международного права, и использовать в разрушении колониальной системы.  В СССР этот принцип неукоснительно соблюдался до ВОВ. После ХХ съезда КПСС был восстановлен. 
Однако, в 1954 году Крым, как область был передан из состава РСФСР в состав УССР, реабилитация народа, исходившая из решений ХХ съезда КПСС, юридически влекла восстановление довоенного статуса республик. В этой связи были восстановлены автономные республики ранее репрессированных народов входивших в состав РСФСР, в отношении Автономной Социалистической Советской  Республииа  Немцев Поволжья, вынуждено  было решения, вследствие образования Социалистической Германии ГДР, немцы имеют возможность, сохраняя социалистические идеалы, приобщится к немецкой культуре переезжая в ГДР и восстановление АССРНП исходя из принципов коммунистической идеологии не является необходимой, тем более, что в районах бывших немецких поселений проживают новые люди, которые выразили своё явное неудовольствие.
До этого решения, была попытка создания автономного округа на территории Казахстана, но этому воспрепятствовали казахи, в лице руководителей и членов ЦК КПСС.
Возвращению крымских татар воспрепятствовали власти Украины, да и сам Никита Хрущёв.
 
Сохраняя нерушимый принцип  коммунистической идеологии Права наций на самоопределение, нашли, как им казалось оригинальное  решение. Объявить, что нации крымских татар не существует, а есть общая татарская нация,  которая политически самоопределилась как Татарская АССР.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС "О восстановлении национальной автономии калмыцкого,  карачаевского,  балкарского,  чеченского и ингушского  народов" <... > 6. Признать нецелесообразным предоставление национальной автономии татарам, ранее проживавшим в Крыму, имея в виду, что бывшая Крымская АССР не была автономией только татар, а представляла из себя многонациональную республику, в которой татары составляли менее одной пятой части всего населения, и что в составе РСФСР имеется татарское национальное объединение - Татарская АССР, а также то, что в настоящее время территория Крыма является областью Украинской ССР.
Вместе с тем, учитывая стремление части татар, ранее проживавших в Крыму, к национальному объединению, разъяснить, что все, кто пожелает, имеют право поселиться на территории Татарской АССР. На этом основании не была восстановлена Крымская АССР, ибо юридически влекла восстановление довоенного состояния в составе РСФСР. Пользуясь политической обстановкой авторитетом Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва, который был категорически против возвращения Крыма, который он недавно сумел передать Украине и обратно   в состав РСФСР возвращать не имел желания, решили просто лишить крымских татар национальной принадлежности.

Все дальнейшие преследования крымских татар, пытающихся восстановить КрАССР, исходили от представителей Украины, которые даже после ухода с поста 1-го секретаря ЦК КПСС Хрущёва,  при Л.И. Брежнева составляли ядро ЦК КПСС. Украина являлась для КПСС, по выражению руководства партии  «кузницей кадров».
С 1954 года, после передачи Крыма в состав Украины началась яростная антитатарская пропаганда украинскими властями всех цветов: Красных, жовто-блакитных, оранжевых, бело-голубых.
Украина, вопреки Декларации Верховного Совета СССР и Постановлениям Совета Министров СССР, так и не реабилитировала крымских татар, а только воспрепятствовала их возвращению.
Необходимо отметить, что в данном вопросе  не столько проявлялась неприязнь украинцами крымских татар, но если следовать юридическим канонам КрАССР была государством, вошедшим в состав РСФСР на ДОГОВОРНЫХ условиях, поэтому  Украина могла лишиться Крыма.
Восстановление КрАССР, в статус-кво, это возвращение Республики в состав РСФСР. Новая передача из состава РСФСР в состав другого государства УССР, следую опять же юридическим канонам, вызывала необходимость:
1. Провозглашение независимости и выход КрАССР на основании референдума из состава РСФСР. Провозглашение Крымской АССР, или теперь АРК, своей независимости.
2. Признание РСФСР, или теперь РФ независимости суверенной Республики Крым.
3. Обращение к Украинскому государству, на основании референдума, о принятии в её состав на ДОГОВОРНЫХ условиях.
4. Решение Верховной Рады Украинской Республики о принятии в свой состав Республики Крым на договорных, союзных правах автономии.
В этой связи, чтоб не перечить своим русским товарищам украинские выдвинули предложение о создании в одном из районов сосредоточения крымских татар создание национальной автономии. Никакой не культурной, которая противоречила программным установкам КПСС, а территориальной. 

Из письма КГБ УССР за № 26/св. от 30 января 1979 года, в ЦК Компартии Украины
 «Представляется также целесообразным изучить вопрос о внесении в союзные инстанции предложения об образовании в одном из мест наибольшей концентрации крымскотатарского населения - в Узбекистане - национальной автономной единицы, что позволило бы снизить активность националистических устремлений со стороны крымскотатарских экстремистов.
ДА СБ України. - Ф. 16. - Оп. 7 (1985). - Спр. 44. - Арк. 175-184. Оригінал

В ЦК КПСС прислушались к предложению украинских товарищей. В  сентябре 1978 г. в Кашкадарьинской области создается Мубарекской район, а в апреле 1979 г. - Бахористанский район. Проблема образования национально-территориальной  автономии крымских татар  стала предметом обсуждения на заседании Политбюро ЦК КПСС 31 мая 1979 г. Секретарь ЦК КПСС И. В. Капитонов заявил, что «вопрос рассмотрен ЦК Компартии Узбекистана, имеется в виду создать автономный округ».
Никаких попыток создания в Джизакской области или где либо в другом районе, какой-то «культурной автономии», что в принципе противоречило идеологии КПСС не было, и быть не могло. То, что Сеит Мемет Таиров пригласил на работу пять крымских татар из своего окружения, нельзя трактовать, «как попыткой создания культурной автономии»,  так поступали все руководители, переходя на новую работу, приглашали несколько доверенных товарищей.
Представитель от Оргбюро ЦК КПСС, понимая сложность поставленной задачи, чтобы не возникли трения между коренным узбекским населением, и крымскими татарами, имея опыт Казахстана, предложил выделить район не заселённых местными жителями.
Такая местность была найдена. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, где лишь Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. Эта местность в пустыне Кашкадарьинской области Узбекистана. Летом жара достигает  шестидесяти градусов. Главное, безлюдная и безжизненная пустыня.  На освоение новых пустынных земель, на создание инфраструктуры, на строительство посёлков, обводнение и переселение населения, поощрение кадров были выделены из союзного бюджета огромные по тем временам средства.
Ради хороших заработков, в надежде упрочить своё материальное состояние нашлись энтузиасты временно поработать на освоение пустынных земель.
Попытка направить студентов, окончивших факультет татарского языка Ташкентского пединститута, вызвал протест, как самих выпускников, так и крымскотатарской общественности.
Разумеется, имея дисциплинированный  партийный аппарат, имея средства финансовые и принудительные в отношении членов партии, а так же желающих продвинутся по служебной лестнице, хорошо заработать, заселить некоторым количеством крымских татар этот район было бы возможным.   
Тем не менее, одной из острых проблем, основанной на несправедливости, было положение крымских татар. Лишение права возвращаться на родину, ущемление гражданских прав по национальному признаку,  было одним из сильнейших рычагов антисоветской пропаганды, служившей  развалу СССР на межнациональной розни.
Аналитический отдел КГБ готовил анализы о состоянии межнациональных трений и обращал особое внимание на крымскотатарский вопрос и его отражение не только в зарубежных СМИ и радиостанциях направленных на СССР, но и воздействие на восприятие националами внутри государства, порождающих националистические течения в рядах национальной интеллигенции республик. 
Партийные органы, стоящие над административным аппаратом, сделали ставку на подавление таких течений и подавление одного из активнейшего национального движения самого крымскотатарского народа.
Национальному движению крымских татар, по сведениям старых коммунистов,  сочувствовали некоторые русские коммунисты  в рядах КПСС, в надежде, при кардинальном решении вопроса вернуть Крым в состав РСФСР,  ставили вопрос признания за крымскими татарами национального статуса и развития их национальной культуры. 
Эти чувства и надежды выявились при рассмотрении крымскотатарской проблемы после приёма впервые на высшем уровне Секретарём ЦК КПСС  Г. П. Разумовским (руководитель – отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС (ОргОтдел) и Комиссией ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политики, а также отделом административных органов ЦК КПСС (АдминОтдел) наших представителей 26 июня 1987 года.
На прошедшем по результату нашего приёма заседании Политбюро 30 июня 1987 года. 
Выписка из стенографической записи.
Чебриков: «Мы уже 20 лет с этой проблемой сталкиваемся. Думаю в Крыму образовать автономный округ, иначе к вопросу придется без конца возвращаться, но Щербицкий- против».
Соломенцев М.С. (Председатель Совета министров РСФСР): «Всех ведь вернули: черкесов, ингушей, калмыков, карачаевцев. Что касается за Крым, то я не за автономный округ. Посмотрите на национальный состав до войны: украинцев тогда было 13%, теперь 26%, русских тогда было 49.6, теперь 68,2. Хрущев передал Крым Украине, и мы все помним, что под аплодисменты это не шло. Севастополь ведь город русской славы. Автономный округ - это ублюдочное решение. Пусть я максималист, но ведь у нас есть хороший декрет, подписанный Лениным, мы же стремимся жить по Ленину. Так вот нужно опираться на этот старый декрет. И никто не будет обижен: ни русский, ни украинец. Почему они должны обижаться? То есть Крым как часть РСФСР».
Горбачев: «То есть ты имеешь в виду, что Крым вернем в РСФСР, раз по Ленину? А ведь Подгорнов, помните, требовал Краснодарский край, Кубань отдать Украине, поскольку казаки там украинского происхождения. Из политической и из исторической точки зрения возвращение Крыма в Россию было бы правильно. Будет, конечно, недовольство со стороны Украины».
По сохранившейся записи можно сделать вывод, что никто не возражал о возвращении крымских татар в Крым, вместе с восстановлением Крымской АССР в составе РСФСР.

Известные события в Москве в июле 1987 года, вынудили Политбюро приостановить вопрос реабилитации крымских татар. Эти события требуют отдельного изучения, обязательно основываясь на материалах заседаний Политбюро ЦК КПСС.

Ни одна власть в мире, со времени создания государств, согласно концепции управления, не могла и не должна уступать давлению толпы, в какой бы то форме это давление не выражалось. Иначе власть перехватывала охлократия. Выехавшие в Москву большей частью были молодые, впервые включившиеся в национальное движение, из старшего поколения были только те, кто включался в движение периодически и они оказались не ведущими, а ведомыми,  Руководили всей этой массой диссиденты, тесно связанные с зарубежной агентурой. Цели были абсолютно разные, крымские татары выступали за торжество ленинской национальной политики, восстановление Крымской АССР, возвращение народа на родину, диссиденты и их хозяева ставили целью разрушение СССР и её основы коммунистической идеологии.
Поэтому, затягивание разрешения вопроса крымских татар, этой раны превратившейся в гнойник, могущей отравить весь организм был необходим диссидентам и они этого добились. Правительству в тех условиях ножевые раны, нанесённые авторитарным правлением, необходимо было так же разрешать скальпелем, но Горбачёв решил восстанавливать справедливость демократическим путём, время было упущено. Вслед за крымскими татарами начались выступления людей по поводу назревших проблем, особенно это проявилось после решения вопроса крымских татар, хоть и с отсрочкой в два года, но многие связали и по сей день связывают это событие, как результат победы выступления толпы. Забыли, что два года восстанавливали диалог с властью, эту работу активно проводила группа с Юрой Османовым.
Протестные выступление масс во все времена имели и имеют только один из двух результатов. Или власть, согласно концепции управлении, подавляет протест, или массы уничтожают эту власть. Свежие примеры: украинского майдана, турецкой площади «Таксим», китайской площади Тяньаньмэнь. Для решения вопросов необходим диалог, и только в процессе диалога и компромиссов можно достичь решения возникающих проблем. Эволюция или революция, подавление протестных выступлений, репрессии, и постепенное разрешение проблем в диалоге, или революция и смена власти.
Пока массы не уяснят исторический принцип борьбы за свои права в противостоянием с властью, будут репрессии и революции. Только диалог, посредством создании конституционных оппозиционных партий, или общественных движений в рамках существующих законов. Медленно, но верно. Если бунт не удаётся обуздать, и толпа побеждает, это называют революцией. С бунтовщиками всегда расправляются очень жестоко. Во время войны к побеждённым на поле битвы, могут отнестись благосклонно, проявить «милость к падшим», но бунтовщиков не прощают, коль не победил в открытом бою смирись.  «Горе побеждённым» - «Vae victis».
Уж очень сильно были раздосадованы представители власти тупостью вожаков толпы. С ними неоднократно беседовали, уговаривали, но вожаки получали неслыханные и досель не виданные ими гонорары за ежедневные информации предоставляемые корреспондентам иностранных СМИ. Информация всегда имела и имеет цену. За получение информации рисковали жизнью, за сокрытие отдавали жизнь, а тут такие доллары, как удержаться, не знаю, потеряли разум или сознательно  раздражали власти, чтобы угодить своим зарубежным хозяевам, для срыва восстановления справедливости. Бесправное положение крымскотатарского народа было очень эффективным инструментом, рычагом в деле спецслужб по развалу СССР, на межнациональных  разногласиях и они естественно, не желали утраты мощного инструмента, поэтому и выделяли такие средства, зная, что под давлением толпы власти не будут исполнять необходимое решение. Из двух зол выбирают наименьшее, легче удержать немногочисленный крымскотатарский народ, нежели возможный подъём  масс в  многонациональных  республиках, где скопилось к этому времени много противоречий, которые необходимо было постепенно разрешать.
В результате устроенных беспорядков, правительство вместо расстрела этой толпы, нанесло удар по всему крымскотатарскому народу,  издав кощунственное «Сообщение ТАСС», результаты которого до сих пор носятся по просторам интернета, нанося раны крымским татарам, создавая межнациональную рознь.
То, что диссиденты получали деньги  из зарубежья, теперь не является секретом, они сами об этом «раструбили». Я лично имел беседу на эту тему с некоторыми из них. За проведённую акцию на Васильевском спуске, диссиденты получили круглую сумму, поделились с Мустафой Джемилевы, единственным ими признанным диссидентом. С тех пор деньги поступали непрерывно. После этих событий все члены созданных ЦИГ; ОКНД, а впоследствии «меджлиса» ни одного дня не работали, как они выражались «на советскую власть».  Меджлис полностью содержался на зарубежные поступления, как известно, «кто платит, тот и заказывает музыку». Привыкнув к бесшабашной и финансово хорошо обеспечиваемой жизни, при недостаточных поступлениях извне грабили свой народ, создав группы рэкетиров.
В надежде, что возвращение крымских татар неминуемо, и соответственно  восстановление Крымской АССР в составе РСФСР, руководство КГБ СССР, рискнуло осуществить нелегальную операцию против решения  бывшего руководства партии во главе с Л. Брежневым, о создании в Узбекистане автономного округа для крымских татар, что, несомненно, затруднило бы воссоздание, восстановление КрАССР.    Для срыва этой операции Комитетом Госбезопасности в начале апреля 1983 года был командирован в Узбекистан Юрий Александрович, были привлечены сами крымские татары, представители коммунистов и интеллигенции. Был определён кратчайший срок, немедленно выехали в Мубарек Рефат Годженов и Энвер Калафатов. Ими там же были подготовлены «Обращения» от крымских татар Мубарекского и Бахористанского районов Кашкадарьинской области Узбекистана о стремлении возвращения в Крым, а своё нахождение в этих районах мотивировалось, как выполнение партийного долга и дисциплины. Руководители соглашались подписывать один экземпляр. В этой связи было два обращения.
С подписанными обращениями я вылетел в Москву и передал обращения Юрию Александровичу.   Эта операция была успешно проведена, мубарекская афёра провалилась.


ПРИЛОЖЕНИЯ, СПРАВКА 
Согласно уставу КПСС, ЦК осуществлял руководство всей деятельностью партии, республиканских и местных партийных органов, руководил кадровой политикой партии. ЦК КПСС направлял работу центральных государственных и общественных организаций, трудящихся через партийные группы в них, создавал различные органы, учреждения и предприятия партии и руководил их деятельностью, назначал редакции центральных газет и журналов, работающих под его контролем, распределял средства партийного бюджета и осуществлял контроль его исполнения.
ЦК КПСС был коллегиальным руководящим органом, ЦК КПСС.
На заседании, проходившем 13-14 октября, Хрущёв был подвергнут критике за многочисленные ошибки, допущенные в работе, создание культа своей личности, грубость по отношению к членам партии и т.п. 14 октября Хрущёв согласился подписать заявление об отставке, и вечером того же дня Пленум ЦК КПСС освободил его от должности Первого секретаря ЦК КПСС и вывел из состава Президиума ЦК «по состоянию здоровья», а также признал нецелесообразным в дальнейшем совмещение постов руководителя партии и правительства.
Никаким заговором Пленум не был, соблюдены все уставные нормы. На пост Первого секретаря Хрущёва избрал Пленум. Пленум и освободил его.
На основании решений XIX партийной конференции в октябре 1988 года Верховный Совет СССР принял проект конституционной реформы
Эти изменения привели к тому, что КПСС фактически перестала быть стержнем системы государственной власти. Это повлекло за собой резкую дестабилизацию политической обстановки и запустило процессы дезинтеграции государства. На выборах весной 1989 года на местах мандаты получили представители демократической общественности и национальных движений. В конституцию внесли ряд поправок, в том числе об отмене статьи 6 и признании  многопартийности.  Созданный Съезд избрал в 1990 году президентом СССР М. С. Горбачёва.
В КПУ было своё Политбюро  Компартия Украины являлась одной из крупнейших организаций КПСС: к моменту распада СССР в 1991 г. ее численность составляла 3 млн 294 тыс. человек.
Вынести на рассмотрение решение возвращения крымских татар в Крым и восстановление Крымской АССР, при этом не лишится поста Секретаря ЦК КПСС, было очень рискованно. Необходимо было быть уверенным в поддержке большинства в Центральном Комитете, в составе которого во время руководства партией было включено большинство представителей из Украины, и процесс этот продолжался при выходце из Днепропетровска Леониде Брежневе.
В этой связи Юрий Владимирович начал подготовку, для чего необходимо было ослабить противников  восстановления КрАССР. Как ни странно, но руководитель Узбекистана Шараф Рашидов был в их числе. 
Мубарек город (с 1974) в Узбекистане, Кашкадарьинская обл.Железнодорожная станция. 19,9 тыс. жителей (1991). Газоперерабатывающийзавод. В районе Мубарека - добыча природного газа.
Рашидов Шараф Рашидович (24.10(06.11).1917—31.10.1983),
член партии с 1939 г., член ЦК с 1961 г. (кандидат с 1956 г.), кандидат в члены Политбюро (Президиума) ЦК с 31.10.61 г.
Таиров Сеит Меметович
Род.25.04.1928г. дер Уркуста Балакл р-на  1.02.1974- 1978гг.  Первый Секретарь областного комитета партии Узбекистана.  Умер.04.10.1989г. г. Ташкент.
Шамиль Алядин (настоящее имя Шамиль Сеитович Алядинов; 12 июля 1912, селение Махульдур, Крым — 21 мая 1996, Симферополь) — крымскотатарский писатель, поэт и общественный деятель.
"Селимов Мустафа Вейсович -  родился в 1910 году в деревне Кок-коз Куйбышевского района Крымской области в семье крестьянина. В возрасте 11 лет лишился родителей. До 18 лет был занят на сельхозработах. В 1925 году вступил в комсомол. В 1928 г. в Бахчисарае возглавил Центральную районную библиотеку, а через год его избрали зам. председателя колхоза и секретарем сельсовета. В 1931 его принимают в ряды ВКП(б) и назначают управделами Бахчисарайского райкома партии, а по окончании в 1936 году курсов марксизма-ленинизма переводят инструктором райкома партии, а затем секретарем РК ВЛКСМ".
Прожив в Чинабаде около четырех месяцев, Шамиль Алядин с семьей переезжает в Андижан, где работает в местной газете. Через полгода, в мае 1945 года, благодаря содействию председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева получает разрешение на переезд в Ташкент. Там он работает директором Театра юного зрителя, Директором дворца железнодорожников, а с 1949 г. — ответственным секретарем правления Союза писателей Узбекистана. В 1953—1957 гг. он учился на вечернем отделении Ташкентского педагогического института им. В. Белинского.
Шамиль Алядин является активным членом инициативной группы, борющейся за возвращение на Родину. Ш. Алядин принимает участие в написании писем в адрес руководителей ЦК КПСС с требованием возвращения крымских татар на Родину — в Крым, выезжает с группой участников крымскотатарского национального движения в Москву. За активную деятельность в национальном движении был неоднократно уволен с работы.
Он объединяет и возглавляет группу крымскотатарских интеллигентов и, используя свое влияние и авторитет, добивается разрешения и принимает активное участие в создании ансамбля «Хайтарма», газеты «Ленин байрагъы», радиопередач на крымскотатарском языке, редакции крымскотатарской поэзии и прозы в издательстве им. Г. Гуляма. Шамиль Алядин добивается восстановления в Союз писателей и реабилитации исключенных после депортации из СП СССР крымскотатарских писателей. По его инициативе и при непосредственном участии в Узбекистане была создана секция крымскотатарских писателей при Союзе писателей Узбекистана, которую он возглавлял в течение ряда лет.
Шамиль Алядин дважды избирается председателем Литфонда СП Узбекистана, работает с писателями Шарафом Рашидовым, Камилем Яшеном и др. В период когда Шамиль Алядин являлся Председателем Литфонда СП Узбекистана достигает пика своего благосостояния.
С 1980-го по 1985 год Шамиль Алядин возглавлял журнал «Йылдыз». За заслуги в области литературы писатель удостоен звания «Заслуженный работник культуры Узбекской ССР» (1973 г.) и «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» (1982 г.)

Весной 1981 года  1-й секретарь ЦК КП Узбекистана Рашидов Ш.Р. вызывает к себе главного редактора журнала «Йылдыз» Алядинова Шамиля.
Со слов Шамилья – аги, беседа была долгой. Рашидов повествует о трагической судьбе нашего народа. Говорит о достоинствах. Перечисляет руководителей и заслуженных работников Узбекистана из числа крымских татар,  сокрушается по поводу Таирова С.М., возмущается в связи с отсутствием политического решения в отношении крымских татар.
После такого довольно пространного вступления говорит, что решению вопроса возвращения препятствуют украинские руководители и выходцы из Украины, которые в настоящее время составляют основные кадры в структурах  ЦК КПСС и даже в Политбюро ЦК.
Выражает свою убежденность, что народ обязательно вернется на родину, так как руководители в Кремле сменятся и украинское засилье не вечно.
«Но после возвращения в Крыму потребуются кадры руководителей, необходимо будет возродить язык и культуру. Для этого необходимо кадры готовить сейчас, возрождать культуру сейчас, а потом при переезде у вас будут готовые кадры и руководителей и деятелей культуры» – говорит Рашидов.
После беседы в ЦК КП Уз. Шамиль Алядин приезжает к Мустафе Селимову ( не путать с Мустафой Джемилевым), поделиться мыслями. М. Селимов отвергает благие пожелания Рашидова, называя предстоящую акцию очередной аферой.
Шамиль Алядин остается при своем мнении. Через некоторое время в ЦК вызывают и М.Селимова с группой руководящих работников из числа крымских татар. М. Селимов с возмущением отвергает план сосредоточения в районах Муберека и Бахористана крымских татар. Во-первых, М. Селимов считает необходимым вопрос решить в корне, возвратить народ на родину, во-вторых, любой переезд это утраты, у нас говорят, чтоб стать нищим   достаточно несколько раз переехать с места на место.


Рецензии