Память сердца

      «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной»… Какой дивный романс на стихи Константина Батюшкова, звучал он в фильме «Барышня-крестьянка», пела влюблённая молодая девушка. Он и написан был как воспоминание о любви,которую нежно и бережно храним в своей душе, своём сердце. У каждого из нас своя память сердца.
      Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, знаний, навыков. Сколько раз  мы слышали и сами употребляли выражения и словосочетания именно с этой способностью или её изменениями.
     Увы, она тоже меняется – «ничто не вечно под луной». Хорошая память и плохая. Свежо в памяти. Врезалось в память. Говорить, выступать на память (без текста). Пришло на память, то есть вспомнилось. Сделать по старой памяти – в силу дружбы, прежних воспоминаний, отношений. На моей памяти – за период, отрезок прожитого времени. О забывчивом человеке говорят нередко – куриная или дырявая память. Короткая у тебя память, то есть плохая, недобрая – в укор говорят человеку, забывшему сделанное для него добро. Вечная память  - со скорбью произносят об умершем человеке с призывом долго его помнить, потому что, пока помнят, живёт его имя.
       Есть выражения  - Без памяти  1) без сознания (больной), 2) как бы  забывая всё, очень – влюбился без памяти, 3) от  кого-чего в восхищении, в восторге – он или она от кого-то без памяти.
      Существует зрительная память – видишь фотографию и знаешь кто на ней, картину – что или кто, на какой странице что-то написано или изображено.
     Музыкальная память – когда человек, не имея специального образования,может что-то правильно спеть, или музыкант без нот исполнить музыкальный отрывок, этюд…
     Обладая хорошим музыкальным слухом и неплохим голосом, я не имел возможности получить музыкальное образование, но память «сработала». Я однажды услышал, как старик-сосед, раскачивая внука-малыша на ноге, припевал – вот как, вот как, серенький козлик. Когда дед взял минуту отдыха, я неожиданно для себя этот припев воспроизвёл в такой форме: Сандырь, дзинь-дзинь мой, бубьясы, фьютасы, берунди, тутунди, серенький козлик. Внук потребовал у деда – пой так, как дядя! Сосед развёл руками – не умею да и не запомню – и обращаясь ко мне, спросил – это же по- каковски будет?
         Я сам растерялся. Так напевал мой отец, когда также, как сосед, раскачивал меня на ноге или носил на плечах. Удивительно, ведь отца помню плохо, смутно, был слишком мал, когда он погиб, спасая друга, больше по фотографиям да рассказам мамы и бабушки, а вот такой шутливый «тарабарский» припев  очень живо напомнил о нём…
      А спою-ка я сегодня своим малышам про серого козлика и расскажу им о дедушке, моём отце, вечная ему память. Сандырь, дзинь-дзинь мой... мой… - Папа, ты что, плачешь?!  - Нет, сынок,что-то, наверное, в глаз попало. Бубьясы, фьютасы… Спи, родной! Спи, уже поздно.


Рецензии
А помните, к начинает свои мемуары Бенвенуто Челлини?

"Все люди всяческого рода, которые сделали что-либо доблестное или похожее на доблесть, должны бы, если они правдивы и честны, своею собственною рукою описать свою жизнь; но не следует начинать столь благого предприятия, прежде нежели минет сорок лет"

Раньше люди вели дневники, писали воспоминания, письма. Здесь есть такая Екатерина Домбровская, которой посчастливилось обрести целый шкаф с бумагами ее семьи за триста лет.

Не все такие счастливые. Но и мы можем, как и маэстро, написать историю.

Мария Березина   25.04.2020 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, за отклик.Вам всего доброго!

Татьяна Юдина Михайлова   25.04.2020 14:32   Заявить о нарушении