В баню

                рассказ

     Мы вышли со двора и столпились у калитки, поджидая отца, который вешал замок на входную дверь сеней дома. Замкнув на ключ, он для надёжности дёрнул пару раз замок, а затем отнёс ключ к собачьей конуре и спрятал его там. Жульба внимательно следила за действиями хозяина, прекрасно сознавая, возлагающуюся на неё ответственность по охране дома, проводила его, пока он не вышел со двора. Прикрыв калитку, и не говоря не слова, отец прошёл мимо и направился к переулку. Мы последовали за ним. Виктор, как старший, впереди, затем мама, держа за ручку Наташу, а я как всегда последний. Будучи самостоятельным, мне шёл уже пятый год, я не рвался вперёд, но и не отставал, держа дистанцию, необходимую мне для свободного погружения в мир своих фантазий. Но видимо, какая-то паутинка подсознания, всё-таки контролировала реальность, я заметил, что отец повернул не туда, нарушил обычный маршрут. Он свернул вверх по переулку, а надо было идти вниз. На это никто не обратил внимания. Вероятно, им было всё равно, куда ведёт их отец, но только не мне. Я догнал отца, окликнул:
           - Пап.
     Отец замедлил шаги, взглянул на меня:
           - Да?
           - Ты куда пошёл?
           - В баню.
           - Но в баню надо идти вниз, к дяде Пете.
     Отец понял, что я ещё не в курсе, что Терентий, брат живущий улицей выше, тоже построил баню. Он решил пошутить:
           - Ничего страшного. Мы сейчас придём к дяде Терёше, там разденемся, а потом в баню к дяде Пете.
           - Без одежды к дяде Пете? Мы же замёрзнем.
           - Ты что мерзлявый?
           - Нет,  - ответил я, закончив разговор, но, так и не поняв, зачем делать такой крюк. Ведь мы могли бы раздеться дома, так ближе. И наконец, идти к дяде Пете раздетыми – это что-то новое, не бывалое. Но, как же, Наташа, она маленькая, простудится, на дворе зима. Мы из дома дяди Пети бегали в баню, что в конце огорода, без одежды, но нас мама на эту пробежку закутывала в платок или одеяло.
      У дяди Терёши мы разделись, но, ни как в баню, сняли только верхнюю одежду. Мама отвела нас в детскую, а сама ушла в горницу к взрослым. В детской было шумно. Там играли дети дяди Терёши. Я смотрел, как играют другие, но думал о предстоящем приключении. Меня тревожила его нелогичность. Чувствовал, что чего-то важного я в ответе отца не уловил. Представив, как я раздетый бегу по улице, осознал, что будет холодно, может очень холодно. Время шло, а тревога во мне только нарастала. Больше я не мог оставаться в детской с ребятами. Вышел в коридор, стал прислушиваться к разговорам взрослых. Входить к взрослым не разрешалось, и я сделал вид, что рассматриваю картинки, приклеенные кем-то на стене шкафа.
     Вошла с улицы тётя Аня, увидела меня:
           - А ты что не с детьми?
           - Пить захотел, - соврал я.
           - Так вода на кухне.
           - А когда мы в баню пойдём?
           - Скоро. Уже всё готово. Вот сейчас дядя Петя с тётей Марусей помоются, и вы с отцом пойдёте.
     Она ушла в горницу, слышно было, как она сообщила взрослым тоже, что и мне.
     Тётя Маруся с дядей Петей моются в бане. Так было всегда, сколько я помню, хозяева мылись первыми. Это сообщение окончательно меня убедило, что всё правильно, и мы действительно сейчас пойдём на другой край посёлка к дяде Пете. Я вернулся в детскую.
     Вскоре туда заглянул отец.
           - Виктор, Никита пошли раздеваться. Пора в баню.
     Разделись быстро, но я замешкался.  Отец поторопил:
           - Ну что ты там возишься?
           - Я сейчас, ищу валенки.
           - Да идите же, не ждите. Прибежит сам, не маленький, - это дядя Терёша, а мне:
           - Бери мои калоши, не далеко, добежишь. Мать к концу мытья принесёт твои валенки и на плечи что-то накинуть после бани.
      Отец с Виктором вышли первыми. Но когда за мной захлопнулась дверь, их и след простыл.
      Я выскочил во двор, затем на улицу. Виктора с отцом не было. Шёл снег. Их следы должны были остаться, ведь не прошло и минуты, как мы расстались, но следов тоже не было. «Может, они пошли в огород в уборную», - предположил я. Пробежал через двор в огород, как потом выяснилось, мимо дверей бани, но их не было и там. «Холодно без одежды, в одних трусах, - сообразил я, - они убежали». И я тоже пустился в бег, если его можно так назвать. Калоши спадали, и мне приходилось шаркать ими по снегу, как на лыжах. Была безветренная погода и это облегчало моё положение. Вскоре я вообще перестал чувствовать холод. Когда пробежал мимо своей улицы и добегал до следующей, мне встретились рабочие, возвращающиеся с завода после смены.
           - Мужики, парнишка бежит.
           - Голый. Простынет. Куда родители смотрят?
           - Может что-то случилось?
           - Ты чей?
     Один из них расставил руки, чтобы принять меня в объятия. Но я ловко увернулся, и побежал дальше.
           - Ушёл! Какой шустрый!
           - Не плачет, знает куда бежит, - заметил второй. Третий поддержал:
           - Пусть бежит.
     Наконец стала приближаться улица дяди Пети. На перекрёстке я увидел группу девушек. Одна из них тоже заметила меня:
           - Девчата смотрите, кто это?
           - Может, закаляется, - добавила другая. Я узнал голос Нади, старшей дочери дяди Пети.
     Обрадовался:
           - Надя, это я Никита.
           - Боже мой! Да почему же ты раздетый? – Надя распахнула своё пальто, взяла меня на руки и закутала его полами. И подругам:
           - Это мой братишка двоюродный. Подождите меня. Я его только домой отнесу.
           - Моржик, калоши потерял, да какие большие! Где такие достал? – рассмеялась одна из девушек. Надя взяла у неё калоши и понесла меня к дому.
           - Папа с Витей уже у вас?
           - Нет, я их не видела. А почему ты голый?
           - Так я в баню к вам пришёл.
           - Мы сегодня её не топили. Она стоит холодная.
           - А вот и не правда. Тётя Аня сказала, что всё натоплено, и в ней моются твои папа и мама.
           - Какая тётя Аня?
           - Дяди Терёшина.
           - А она тут причём?
           - А я от них бегу. У них и разделся. И Витька с папой тоже.
           - Они что, тоже голые бегают?
           - Ну да, к вам побежали.
     Надя донесла до дома, занесла в сени, положила калоши и опустила меня в них.
           - Извини, но в дом я входить не буду. Могут потом не отпустить на улицу. А меня девчонки ждут, - и она убежала.
     Порог был высокий. Я с трудом дотянулся до ручки двери. Открыл, вошёл, но закрыть не смог. Дверь распахнулась, и я не мог с порога её достать.
           - По что дом студишь? Закрывай дверь, - послышался недовольный голос тётки.
      Я сошёл назад в сени, дотянулся до ручки и начал её тянуть на себя.
           - Сейчас, - пыхтя и понемногу подтягивая дверь, попытался успокоить я тётку.
     Она обратила внимание на мой голос, отвлеклась от плиты, подошла и помогла мне закрыть дверь.
           - Ты откуда такой? – всплеснула руками тётка.
           - От дяди Терёши.
           - А почему голый? Ты что вот так раздетый и бежал к нам?
           - Я в баню к вам.
           - А баня у нас не топленная.
           - Не правда.
           - Если не веришь, можешь проверить.
           - Петро, - позвала она мужа. И когда он заглянул на кухню, сообщила:
           - А у нас гость. В баню мыться прибежал. От Терентия.
           - Понятно. Терентий построил себе баньку. Георгия пригласил с семьёй. А Никита по привычке к нам убежал, - всё расставил по своим местам дядя Петя. Но меня его объяснение не удовлетворило. Тогда хозяин одел меня, закутал в телогрейку, подвязал верёвкой, обул в валенки и повёл в баню. Баня действительно была холодной. Меня это крайне удивило:
           - А где же тогда папа с Витькой?
           - Думаю, у дяди Терёши моются в его баньке.
     Когда мы вернулись с бани, дядя Петя отправил меня в горницу смотреть телевизор. А Вовке, сыну,  велел:
           - Беги к дяде Терёше. Там сейчас тётя Шура и дядя Гоша. Скажи им, что Никита у нас, чтобы не беспокоились.
          - Я фильм досмотрю и сбегаю, - попытался отговориться Вовка. Но отец был неумолим:
          - Немедленно. Они Никиту потеряли. С ума там сходят, а тебе фильм. Марш сейчас же.
     Вовка ворча, встал и пошёл в прихожую одеваться…

     …А в это время у дяди Терёши отец с Виктором, помывшись, вернулись в дом.
           - Никита почему не пришёл? - с дверей поинтересовался отец.
     Мама, готовая уже нести им в баню тёплые накидки, чтоб мокрых после бани не просквозило, остолбенела:
           - Как это не пришёл? Он ушёл вслед за вами, - и внимательно посмотрев на вошедших, взорвалась:
           - Да вы сдурели, ребёнка одного в бане оставить. Он же может там ошпариться кипятком.
     Она бросила тряпки и не одеваясь выскочила за дверь.
     Отец улыбнулся:
           - Шутите, спрятали, наверное, и меня пугаете.
     Терентий Иванович недовольно повёл головой:
           - Плохие шутки Георгий, он ещё ребёнок. Где Никита?
     В этот момент в дом ворвалась мама, и чуть ли не с кулаками набросилась на отца:
           - Спятил совсем от своих розыгрышей. Ребёнка мокрого после бани прятать в сараях.
     На немой вопрос Терентия Ивановича, она заплакала:
           - Нет его в бане.
     Пришёл черед тревожится отцу:
           - Так его действительно нет? – и жене, - брось реветь. Не видел я его.
           - Виктор, - обернулся он к сыну.
           - Никита не пришёл, - подтвердил Виктор.
     Все оцепенели: «Так где же он?»
           - Может он домой вернулся? Ключи знает где, - с надеждой предположил отец.
           - Это в трусах и калошах? Он же не такой маленький, понимает, что зима, - не согласился Терентий Иванович.
           - Надо бежать домой, он же замёрзнет, если не сможет открыть замок, - опомнилась мама.
     Она накинула пальто, на голову платок и скрылась за дверью.
           - Искать его нужно здесь, - не унимался отец, - не мог он уйти без разрешения. Мог пойти в уборную, в сараи, да черт знает куда.
           - А может быть вышел погулять на улицу? – вставил своё предположение Виктор.
           - Ты сиди дома. Никуда не ходи, - наказал Виктору отец, и вышел из дома.
     Стали собираться искать Никиту, Терентий Иванович и его жена…

     Тётя Маруся с утра затеяла стряпню. Замесила тесто, приготовила яблочное повидло и толчёную с пережаренным луком картошку. Начала лепить пирожки. В этот момент открылась входная дверь, и вошла моя мама, усталая от бессонной ночи, измученная горем, опустилась на стоящий у двери стул, и заплакала, не в силах говорить.
     «Вовка паразит, не сбегал, не предупредил», - подумала тётя Маруся, - наверное, просидел у соседей за телевизором, и забыл про отцово поручение». Бросила стряпню и к маме:
           - Шура, что с тобой, что случилось?
           - Беда у нас Маруся, большая беда – Никита пропал! – наконец смогла найти в себе силы мама.
           - Как это пропал? А вы где были?
           - У Терентия. В баню к нему пришли мыться. Отец с Витей, ушли, не дождались его. Он убежал следом за ними, раздетый Маруся, в трусиках и калошах Терентия, но в баню не пришёл, - сквозь рыдания поведала мама. - Обыскали всё - сараи, огород, домой бегала, и там его нигде нет, а на улице зима. Сообщили в милицию. Всех соседей подняли, родителей дружка его, Шурки. Никто ничего не знает.
           - А у Ивана с Лизой на Демьяна Бедного была? – расспрашивала тётя Маруся.
           - Везде была! – Опять ударилась в плач мама.
           - А что милиция?
           - Расспрашивали, когда он ушёл, в чём одет, не обижали ли его. Говорят, ищут, предполагают, что кто-то подобрал, на улицах в посёлке его нет.
           - Не убивайся, Шура, живой он, у нас в горнице спит. Извини, что не сразу тебе сказала. Наука вам, что не разъяснили ребёнку, куда в баню идёте.
     Мама бросилась в горницу, там, на полу тепло укутанный и укрытый спал я.
           - Не простыл даже, ночью вставала, проверяла – температуры нет, не кашляет, - успокаивала маму тётя Маруся.
     Мама легла рядом со мной, обняла, прижала к себе, и снова заплакала. Тут я и проснулся.
           - Мама! Ты что плачешь? – мне самому захотелось плакать, от жалости к маме.
           - Я от радости плачу сынок, что нашёлся ты, живой и здоровый.
           - Так я же большой, дорогу до дяди Пети знаю. Не терялся я. Просто не знал, что у дяди Терёши тоже есть баня. Да и тётя Аня говорила, что как только тётя Маруся  с дядей Петей помоются, так и вы пойдёте в баню. Она и вам это говорила.
           - Так вот в чём дело, - догадалась, наконец, мама. И  тёте Марусе: - Это она про своих соседей говорила, Петра и Марию, попросились помыться в бане. А Никита услышал и решил, что это про вас с Петром говорят, побежал к вам. Случайное совпадение, а сколько переживаний принесло!
     Про то, что мне говорил папа, я промолчал. Пожалел маму. Они и так часто ссорились. Одно уяснил точно - папа может говорить неправду. Но и я соврал тёте Ане там, в прихожей, что хочу пить. Теперь понимал, что это неправильно. Врать нельзя. От вранья, плохо всем.
                Миасс.


Рецензии