Сойка

Утро дарит солнышко, восходящее из-за Медведь-горы – Аю-Дага. Оно медленно выкатывается оранжево-малиновым шаром, и всё вокруг оживает. Первыми просыпаются птицы ещё до восхода, и начинают щёлкать дрозды, чирикать воробьи, посвистывать синички, громко и настойчиво каркать вороны. Сентябрь у нас на юге обычно солнечный, море ещё не остыло и дарит своё тепло. Созрели персики, яблоки, груши. А вот айва, хурма, гранат ещё дозревают, хотя уже кое-какие плоды можно пробовать на вкус. Зато грецкий орех можно собирать. К этому времени зелёная шкурка трескается, и видна нежно коричневая скорлупка ореха. Ядрышки, нежные и сладковатые на вкус. В нашем дворе растёт дерево грецкого ореха, его крона достаёт до крыши второго этажа, а крыша у нашего дома плоская, зацементированная, там стоят в кадках и огромных горшках разные растения: киви, лимоны, даже карликовый чёрный инжир сладкий и очень вкусный. Здесь же сделаны беседки из лоз винограда. Под навесом стоит стол,  скамеечки, топчаны и даже диван. Мы очень любим здесь проводить время. Иногда читаем, играем, летом в жаркую погоду в надувной бассейн наливаем воду, и можно в самую жару окунуться, а потом, загорая, обсыхать на солнышке.
Так вот, однажды мы сидели на топчанах и читали книжку. Нас отвлекло отчаянное  карканье вороны.
– Что случилось?  Что она раскричалась?
Спрашивает мой внук Коля. Он очень наблюдательный и любознательный мальчик. Мы обратили внимание на то, что ворона, сев на орех, выбирает из раскрытой зелёной кожуры спелый орех своим крепким клювом, взлетает повыше и бросает орех вниз, до тех пор, пока он не разобьётся. Ореховая скорлупа разлетается, и она расклёвывает ядрышко.
– Ой! какая хитрая ворона, она, что не знает, чужое брать не хорошо? –  Говорит  Коля. Я не успела ответить ребёнку на его возмущение, как  вдруг, показывая на ветку орехового дерева, свисающего над нашей крышей, он с таинственным видом наклоняется ко мне и говорит: – Посмотри, бабуля, какая птичка прилетела, она поменьше вороны, а какая красивая: оперенье у птички пёстренькое, голубенькие полоски на крылышках, серенькая грудка, коричневая головка, есть и чёрные пёрышки, и белые.
 – Это очень интересная птица, а зовут её сойка. Она умна, изобретательна, умеет подражать разным звукам, человеческому голосу, мяуканью кошки, стуку.
Не успела я договорить, как сойка, сорвавшись с места, выхватила из треснутого ореха ядрышко и улетела. Она, оказывается, как  мы, наблюдала за вороной и ждала, когда та расколет орех. Бедная, глупая ворона, проворонила свою еду. Расставив крылья, ворона ходила и каркала, жаловалась на сойку, а мы удивлялись и смеялись. Сойка на деле продемонстрировала свой ум, сообразительность, хитрость, изобретательность. Я рассказала внуку историю
 о разговорчивой сойке.
Моя  соседка, бабушка Люся, попросила меня сделать ей уколы, она заболела бронхитом, а патронажная медсестра была в отпуске, вот я, купив нужные лекарства и шприцы, постучала в дверь, но мне никто не ответил. Я толкнула её  и,  она открылась.
– Бабушка Люся! – прокричала я в комнату. Слышу, бабушка кашляет, да так сильно, что я подумала, ей совсем плохо, как бы не пришлось вызывать скорую помощь.
– Охх, оххх! – услышала я, и смело прошла в комнату. Бабушки на кровати не оказалось, постель была заправлена. Мне стало не по себе.
Она что со мной в прятки играет, старушка пошутить решила? Громко спрашиваю:
– Вы где?
– Ой, а я к соседке за горячим молчком ходила.
Раздался голос бабушки Люси за моей спиной, у входной двери. Я стала объяснять, что слышала её кашель, как она охала, да так громко. Бабушка рассмеялась и говорит:
– Это Яшка безобразничает.
И тут же на широком подоконнике, а в старых дореволюционных домах почти метровые подоконники, за тюлевой занавеской раздался кашель и  мяуканье, стук в дверь. Я присмотрелась и увидела большую сухую ветку, приспособленную для Яшки, а на ветке домик, почти такой, как скворечник. 
– Он у меня уже четыре года живёт, я его у мальчишек за килограмм конфет выменяла. Они бы его замучили. Тогда Яша  был совсем молодым и больным. Он и разговаривать у меня научился, но вот будет ли сейчас говорить? Он с Тошей дружит, угощается из его тарелки, но воду в мисочке регулярно переворачивает, вредничает, ревнует наверно.
Яша не стал говорить, видно постеснялся. Потом я слышала, как Яша просил пить, кушать: – Неси тапочки Тоша: – командовал Яша старому терьеру бабушки Люси её скрипучим голосом.
Вот так я узнала, что сойки очень способные, подражая звукам,  разговаривать умеют.


Рецензии