Может ли писатель написать учебник?

              В своей знаменитой лекции для молодёжи «О том, как я научился писать» Максим Горький говорил: «Многие предлагали мне  «написать книгу о том,  как надо сочинять художественные рассказы», «выработать теорию литературы», «издать учебник литературы». Такой учебник я не могу, не сумею сделать».
             
             К этим словам Великого русского писателя-классика в свои школьные годы я относился с юмором: скромничает, мол, Алексей Пешков, забравшийся на литературный Олимп под псевдонимом Максим Горький. Не хочет, надо думать, создавать себе конкурентов и раскрывать тайны писательского труда. Я думал детским своим умом,  чего проще после написания стольких замечательных рассказов, повестей, романов, тех же сказок – сесть и написать учебник по их написанию. Так думал я полвека назад. Сейчас же, разменяв шестой десяток, став писателем и мемуаристом, разумеется, не на профессиональной, а любительской основе, - я отношусь к выше приведённым словам Горького по-другому: я с ними полностью согласен. А именно, научить всех подряд писать для начала мемуары, что проще рассказов, потом и сами рассказы – дело безнадёжное.
            
             Однако читатели, знакомые с моими опубликованными  мемуарами «Шукшин – мой учитель по написанию рассказов», мне возразят: «Тебя же Василий Макарович писать рассказы «научил». Возразят, и будут, конечно же, правы.
            Научить писать можно только того, кто:
1) Имеет на то желание.
2) Обладает творческим воображением.
3) «Мастер» на выдумки.
4) Догадлив с первого раза.
5) Хорошо «дружит» с правилами родного языка
          
            При этом научить с помощью учебника не получится. Василий Шукшин не написал учебника, у него имеются всего-навсего некоторые высказывания во время различных интервью о литературном творчестве. Но писать меня научил. А научился я чтением его замечательных рассказов. Обладая с детства развитым творческим воображением, я читал его произведения, а перед моим мысленным взором герои их «оживали». Такова сила творческого воображения. Более того, когда я начинал читать рассказ, стал догадываться по сюжету, чем он закончится. Редко при этом ошибался. И во время чтения невольно стал выдумывать новый сюжет, отличный от шукшинского. То есть, у меня, как читателя, герои Шукшина начинали действовать в новых условиях.
               
                В этом отношении показателен рассказ Василия Шукшина «Гринька Малюгин». Остановимся на следующей так называемой прозаической строфе рассказа: «Поехал он (Гринька) в город за горючим для совхоза. Поехал ещё затемно. В городе заехал к знакомым, загнал машину в ограду, отоспался на диване, встал часов в девять, плотно позавтракал и поехал в центральное бензохранилище- это в километрах семнадцати от города, за горой». Конец цитаты.
            
               Я же «прочитал» совсем другое: «Поехал он (Гринька» в город за горючим для совхоза. По пути подобрал «голосующую» девушку. В городе высадил её напротив цветного ларька. На деньги, что дала ему пассажирка за проезд, купил букет цветов и вручил тут же ей. На удивлённый вопрос девушки ответил: «За прекрасное времяпровождение». И добавил: «На обратном пути заберу, если останусь жив. Еду же не за молоком, а за взрывоопасным горючим. А там – посмотрим. Может сразу же и в Сельсовет заскочим, оставим соответствующие заявление». «Ну и болтун же ты, Гриня!- отвечала «вновь испечённая невеста»,- но на счёт Сельсовета я, пожалуй, подумаю. В девках маленько засиделась». Далее по тексту Шукшина.
         
             То есть, как видим, во всей красе проявило себя моё творческое воображение. Тот, у кого его нет, читая, никогда от текста чужого не «уйдёт в сторону». Прочитает только то, что там написано. Это, пожалуй, главное отличие творческого человека от обычного. Как тут не вспомнить слова немецкого философа Иммануила Канта: «Один смотрит в лужу и видит грязь, другой видит отражённые звёзды».
         
          Однако написать учебник по написанию рассказов я, как писатель, действительно не смогу. По многим причинам.

1)Как можно научить писать того, у кого  нет на это никакого желания?
           Мои произведения, опубликованные как на портале «Проза.ру», так и в коллективных сборниках «Серебро Слов», читают по моей просьбе  бывшие коллеги по работе. После прочтения ими моих очередных мемуаров, я предлагаю им для начала зарегистрироваться на «Проза.ру» и начать писать мемуары о детстве, школе, работе и вообще и прожитой жизни. Если первая моя просьба (прочитать) выполняется многими, то вторая (начать самим писать) игнорируется. На сегодняшний день просьбу выполнила только коллега по работе Елена Даммер, начавшая писать и публиковать свои произведения на «Прозе» под псевдонимом «Еи Рассвет». Уверен, со временем она может стать настоящим писателем и в добавок (в отличие от меня) поэтом.  Ещё ранее, в чём я не сомневался, мою просьбу выполнила моя сельская одноклассница Надя Ткачун. Я зарегистрирован на портале "Проза.ру" 21 июля 2015 года, а она - 17 октября того же года. Пишет,правда, только миниатюры. Но, во-первых, они замечательные, а, во-вторых, как говорят в народе: "Лиха беда - начало". Остальные ... только клятвенно обещают. Увы!

          2)Как можно научить писать рассказы того, кто не обладает творческим воображением?
              Многим кандидатам в писатели я подбрасывал темы для рассказов. Например, «Я из лесу вышел». Следовал ответ: «И снова зашёл». Я, по крайней мере, надеялся, что они продолжат дальше строками из известного стихотворения Некрасова, которое все мы изучали в школе. Стал подсказывать: Вы вышли из лесу, что увидели впереди? Ответ: «Голубое небо». Хорошо, что заметили,  какое оно небо, но этого для литературного творчества, разумеется, недостаточно. Начал им приводить своё продолжение указанного предложения: «Навстречу мне шли с корзинами дедушка, бабушка и их внучка, лет девяти. «Сынок, - спросила бабушка, - грибов-то много в лесу? Почему ты вышел оттуда «с пустыми руками»? «Решил внучке вашей оставить, - улыбаясь отвечал я».
                «Как ты, Петя, до этого додумался? - спрашивали меня после этого коллеги.
                - Да, никак. Закрыл глаза и перед мои мысленным взором появились эти грибники, стар и млад. Сработало творческое воображение.
                - Увы, мы так не можем. Воображение нас не хочет баловать.
                - Да его, вижу, у вас совсем нет.
               Вроде, как обиделись. Больше писать я им не предлагал.

               3)Как можно научить писать рассказы  того, кто неспособен на выдумку?
                С детства за эту выдумку мне здорово попадало. Особенно после просмотра фильмов. Я невольно стал выдумывать их продолжение. Но при этом допускал ошибку: не говорил, что это всего лишь моя выдумка, а говорил - это официальное продолжение фильма. Сообщал даже его название. Понятно, что те слушатели, которые ранее смотрели фильм с таким же названием, опровергали мою выдумку. Никто в детстве из моего окружения выдумать что- либо интересное не мог. Не получалось. Как ни старались при этом.
             
             4)Как можно научить писать рассказы того, кто не может быстро догадаться, о чём идёт речь?
              Я же за это часто получаю много упрёков от моей 84-летней мамы, которая смотрит современные сериалы по телевидению, поскольку давным-давно не выходит из квартиры на улицу из-за болезни. Сюжеты их нынче таковы, что мне достаточно посмотреть в начале минут 10-15 и я могу сказать, чем они в итоге закончатся. Понятно, это раздражает маму: не больно интересно досматривать фильм до конца, если уже знаешь его окончание. «Если ты, Петя, смотрел этот сериал, - возмущается зрительница, - не надо мне было рассказывать о его окончании». Ей, увы, не понять, что его я не видел, и видеть не хочу, ибо предпочитаю смотреть в интернете старые советские добрые-добрые фильмы.  Угадать их окончание, кстати, для меня была проблема.
               
               В своё время я, работая на автозаводе, догадался, что его со временем после появления рынка в стране передадут в управление иностранцам. Сегодня АВТОВАЗом руководят представители фирмы «Рено-Ниссан». Как догадался и о том, что наш Волжский машиностроительный завод (бывшее производство технологического оборудования и оснастки) иностранные собственники закроют. Так и случилось в 2016 году. После этого уволенные по сокращению коллеги стали шутить: «Ты, Петя, предсказываешь, как Ванга». «Нет, ребята, - отвечал я на полном серьёзе, - тут Ванга ни при чём. Ещё нигде не доказано, чтобы собственники, имевшие производства в чужой стране, старались не для своей прибыли, а для народа той страны. В первую очередь, для рабочих». «Замечательно! Мы так не можем»,- сожалели мои слушатели.
            
               И ещё. В 1989 году я по путёвке отдыхал в Одессе. В 1990 году поехал отдыхать в Тирасполь. Сидим в автобусе для поездки в аэропорт. А наша руководитель группы, работник местного туристического агентства задерживается. Кто она, никто пока не знал. Их в агентстве несколько человек, штатные и внештатные. «Вот будет интересно, - не выдержал я, - если придёт та, которая возила нашу группу тольяттинцев в прошлом году в Одессу». «Вряд ли, - отвечала впереди сидящая туристка, - пятое лето подряд езжу на юг отдыхать, и каждый раз нас сопровождает другая руководитель группы». Все туристы с ней согласились. Но когда, она появилась, и я, узнав её, с ней поздоровался пор имени и отчеству, все повернули голову в мою сторону:» Как тебе удалось угадать?» «Не знаю, - отвечал я, - наверное, интуиция подсказала».

               Творческое моё воображение без «приглашения» часто приходит ко мне и во сне. Говорят, сны хорошо запоминаются в течении пяти минут. Поэтому, проснувшись, я за эти триста секунд стараюсь записать главные моменты сна. У меня есть несколько рассказов, написанных на основе сновидений. Это, в первую очередь, рассказ «Во сне и наяву».
            
               Как я уже однажды указывал, начиная писать рассказы после дневниковых записей, мемуаров и статей, я невольно в них опирался на свои биографические данные, дополняя их творческим вымыслом. Так, например, был написан мой первый рассказ «Знать бы, где упасть». Сюжет взят из моей практики кадровика. То же самое относится и к уже опубликованному  рассказу «Абитуриент».  Но спустя некоторое непродолжительное время я фактически отказался при написании рассказов  от ссылок на мои биографические данные. Последние «плавно переехали» и продолжают «переезжать» в мои мемуары, где творческий вымысел противопоказан. То есть, моё творческое воображение набрало такие обороты, что только успевай записывать то, что оно мне каждый раз подносит на «блюдечке». Это и есть настоящее художественное литературное творчество.
          
            Показательна в этом плане моя повесть «Родом из села». Читатели мне до сих пор говорят, что так написать это произведение мог человек, являющийся прототипом главных героев, или  Степана Демидова, или   Никиты Тимофеева. Скорей всего, сам автор. Должен их разочаровать.
            
            В отличие от лейтенанта Демидова это воинское звание мне присвоили уже в запасе по окончании университета. Служил я рядовым, но в отличие от Тимофеева никогда не увлекался радиотехникой. Ремонтировать её всегда приглашал своего друга Володю Тарасова. Поэтому в войсках связи  не служил. У меня был совершенно  другой род войск. Описанное в повести ничего общего не имеет с моей армейской службой. Это всё результат творческого вымысла. Честно говоря, когда я начинал писать рассказ «Родом из села», то творческое воображение так по ходу «разгулялось», что рассказ превратился в повесть. По словам тех же читателей,  весьма интересную.
            
           Другое дело, что читателям, наверное, будет интересно знать, как вообще появляются замыслы в написании  художественных произведений. Отвечаю: «По разному».
            
           Возьмём для примера названную выше повесть о связистах.
             В армии у нас служил в другой роте один солдат. Потому я и не запомнил его имени и фамилии. Он очень любил переписываться с незнакомыми девушками, фото которых «сводило его с ума». Для этого он просил у сослуживцев давать ему адреса подруг своих подруг, с которыми те переписывались. У меня таковых не было, помочь ему не смог. Помогали другие. После двух лет службы он собирался поступить в институт  с военной кафедрой, и вернуться на два года лейтенантом по контракту в войска связи, так как  в школьные годы увлекался радиотехникой. В конце нашей службы мы с ним не встречались, поскольку служили в разных ротах. Дальнейшая судьба его мне, таким образом, не известна.
            
             Вспомнив этот случай, спустя четыре десятилетия, у меня появился замысел написать об этом «любвеобильном» солдате, возможно ставшем на два года лейтенантом-связистом, рассказ. Стал писать и … написал повесть. Ограничиться рассказом не позволило творческое воображение. Оно у меня «непослушное». 
             
               Замысел рассказа «Чужой билет» появился тоже не сразу. Однажды, сев за ноутбук, войдя в Word, я напечатал одно слово «Рассказ». Стал думать, о чём бы его на этот раз написать. Вдруг мысленно оказался три десятилетия назад в кассе предварительной продажи билетов на рейс «Тольятти-Куйбышев». Обучаясь в областном центре (ныне Самара) на заочном отделении университета, я шесть лет ездил туда на автобусе, покупая предварительно в кассе билет. Очередь была большая. Неожиданно от «заветного» окошка отошла женщина, и проходя мимо очереди предлагала купить у неё билет на другой день. Желающих не нашлось. В кассе, с её слов, не взяли билет обратно из-за отсутствия паспорта. Помощь ей пришла неожиданно в лице молодой девушки, которая попросила сдать билет своего находящегося рядом друга на его паспорт. Тот подчинился. И они вышли из кассы. Стоящий рядом пожилой мужчина сказал мне: «Рискуют молодые люди. А если билет краденый?» «Что,  такое может быть в наше время?» – спросил его я. «Ещё как!» - отвечал он. Расспрашивать подробно я постеснялся, но понял, что он, видимо, «влип» когда-то в неприятную историю с таким же билетом на автобус. Или он, или кто-то из его знакомых.
         
          Как только я это вспомнил, мои пальцы  сразу же набрали название рассказа «Чужой билет». Вот так у меня появляются рассказы. Ну напишу я об этом в учебнике  по написанию рассказа? А что дальше? Этот процесс не возможно передать словами.  Если кто-то сюжет повторит, то это называется «плагиат».

          Я, конечно, могу написать в учебнике, следите за интересными случаями в вашей жизни и жизни окружающих, анализируйте, и на базе их создавайте собирательный образ героев рассказов. Но что это даст тем, ко последует моему совету? Ничего. Если у кого-то развито творческое воображение, то он напишет и без моего совета, и, возможно, лучше.
      
          Заканчивая тему написания писателями соответствующего учебника, могу сказать однозначно: написать такой учебник сможет только сама жизнь желающего стать писателем при наличии предпосылок для этого. По-другому, никак. Тут с Максимом Горьким не поспоришь. Правда, не стоит только путать с написанием учебников по теории литературы.

        Если кто-то из авторов замечательного литературного портала "Проза.ру" считает по-другому, докажите мне это примерами из вашей писательской практики. Хотя в моём лице придётся доказывать самому Максиму Горькому. Удачи!!!

25.04.2020 г.
             

               
 

         


Рецензии
Добрый день, Пётр!
Конечно, не может писатель -самоучка разработать учебник.
Но тот, кто имеет профильное образование, даже первого уровня, плюс, конечно, психологическое, сам успешно пишет,сюжетно, не по версии блогера (проще сказать, акына, что вижу-чувствую сам, о том пишу), при хорошей работе учебник напишет.
Мне кажется, любому писателю - самоучке надо в первую очередь понять, что надо учиться. Как вы абсолютно верно отметили для себя, у писателей - классиков?
Их тексты нужно препарировать,понять, как создаются образы, найти приёмы, язык изучить, формы освоить.
Столько форм придумано до нас, столько приёмов!
А развить воображение, внимание, мышление - нет ничего легче при желании. Методик очень много.
Вот и получается, что просто писатель учебник не напишет, а тот, кто сам учится каждый день,может собрать свои наработки - учебник и получится.
Отдельное спасибо вам за "писателей, которых не изучали". Это интересно и важно.
Удачи. Людмила.

Людмила Павельская Вощинина   03.11.2021 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.