Грачи прилетели

  В детстве прилет грачей у меня ассоциировался с картиной Саврасова –  с весной, с радостью новой жизни.

Но в наш большой южный промышленный город грачи прилетали на зимовку.  Бесконечное, черное, живое, гортанно кричащее полотно, закрывало всё небо. Казалось, что если птицы сядут на землю, то всё в городе покроется чёрным блестящим шевелящимся покрывалом.

Стая летела довольно низко и время от времени от неё отделялись несколько птиц и приземлялись около кормного места – во дворах, у мусорных баков, у киосков, торгующих продуктами или просто на газонах. Грачи ещё некоторое время «выясняли отношения», прогоняя более слабых, а потом деловито начинали осматривать свою территорию, важно переваливаясь с ноги на ногу и довольно покрякивая. Остальные летели дальше.

Крупных чёрных птиц многие жители принимали за ворон и неприязненно к ним относились.
 -Вон снова сколько воронья поналетело! Плохая примета! – ворчал дворник.
Грач косился на него блестящим глазом, боком отскакивал от его метлы, поднимал голову, как бы демонстрируя свой светлый крупный клюв, лишенный перьев.

Перед заходом солнца птицы улетали на ночёвку и вновь,чёрный шумящий крыльями поток тянулся над городом.

В субботу вечером мы с собакой пошли в парк.  Добрый тигровый боксёр имел устрашающий вид и приходилось его водить в наморднике и на поводке, чтобы не пугать людей. Ушли мы довольно далеко. Обычно послушный пёс, как только его отпустили, вдруг убежал с дорожки и исчез.

Поиски привели в неухоженную часть парка на границе с естественными зарослями около речки. Там я услышала «бухыканье» моего, почти не лающего, пса. Он прибежал на мой зов, и я пристегнула его на поводок. Собака потянула меня за собой.

За колючими кустами была поляна, с окружавшими её высокими деревьями сплошь облепленными сотнями грачей. На фоне ещё светлого неба их темные силуэты были хорошо видны. Птицы негромко переругивались, перелетали с дерева на дерево, пытаясь присесть на уже прогибающиеся под их тяжестью ветви и устроится поудобнее.

Снега почти не было, и вся земля под деревьями и нижние ветки были запачканы помётом, как в давно не чищенном курятнике. На земле выделялись тёмные холмики, к которым рвался мой пёс, чтобы обнюхать. Я с ужасом поняла, что это мёртвые птицы, которым не суждено было перезимовать.

 2019


Рецензии